Учись слушать, думать, говорить (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (286 кБ)


Цель занятия: обобщать и систематизировать знания детей об осени.

Образовательные задачи:

1. Систематизировать работу по словарному запасу, словоизменению, словообразованию, грамматическому строю речи, связной речи.

Развивающие задачи:

  1. Способствовать речевому и интеллектуальному развитию детей.
  2. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
  3. Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к учебной деятельности.
  2. Формировать взаимопонимание, самостоятельность, активность,
    инициативность, ответственность.

*Структура методического пособия:

  1. Накопление информационной базы для разработки.
  2. Сбор информации и материалов по выбранной теме.
  3. Разработка методического пособия.
  4. Подготовка и презентация проекта данного пособия.

Введение:

Известно, что человек как социальная личность формируется в результате общения с другими людьми, обмениваясь конкретным опытом в процесс совместного общения, где неоценима роль речи. Нормальное или патологическое развитие речи является объектом исследования различных ученых: лингвистов, психологов, педагогов, логопедов и т.д. Дошкольное воспитание, представляет собой начальную ступень общей системы народного образования, должно вместе с семьёй заложить основы личности и нравственности ребенка, подготовить его к школе. Решение этой задачи прямо и непосредственно связано с общением ребенка( в семье, дошкольном учреждении, со взрослыми и сверстниками). Главную роль играют взрослые, имеющие опыт знаний, умений накопленных человечеством, а передача этих ценностей без общения просто невозможна. Основным условием общения является полноценное овладение детьми устной речью. Уже к году в речи детей появляются первые слова. А.Н.Гвоздев описывает, что овладение родным языком происходит путем усвоения грамматической структуры предложений разных типов и отдельных грамматических категорий. Овладение структуры предложений ребенком состоит во все большем усложнении их по количеству изучаемых компонентов (слов) и по разнообразию их взаимодействия между собой, выделив три периода формирования грамматической структуры у детей.

Первый период:

От 1,3 месяцев до 1,10 месяцев – ребенок говорит однословно, предложения состоят из аморфных слов-корней.

Второй период:

От 1.10 месяцев до 3-х лет.

Бремя усвоения грамматической структуры предложения. Ребенком усваивается флексийная система языка (окончания слов).

Третий период:

от 3-х до 7 лет.

Период усвоения морфологической системы языка.

Заметить отклонения от нормы можно уже во 2-ом периоде, так как этот период является ключевым в формировании предложения, состоящих из 3-4 слов. Слова увязываются с помощью окончаний, предложение начинает приобретать грамматическое выражение, ребенок начинает переходить от простого предложения к сложному. Следовательно, к старшему дошкольному возрасту дети способны логически

мыслить, анализировать несложные ситуации, действия, явления; длительно удерживать внимание на нужном предмете, распознавать главное и второстепенное, правильно произносить все звуки, достаточно хорошо владеть разговорной речью. На практике часто оказывается далеко не так. В настоящее время у большего количества детей выявляется общее недоразвитие речи, беден словарный запас, не формированы процессы словоизменения, словообразования, ошибки в грамматическом строе речи, нарушен фонематический слух и фонематическое восприятие, слоговая структура слов. Современные дети неохотно используют развернутую фразу, большинство отвечает одним словом и по наводящим вопросам, свою роль сыграла и компьютеризация, общаться коротко становится привычкой, как следствие происходит несоответствие пассивного и активного словаря. Ребенок понимает больше слов, чем использует в речи, поэтому необходимо побуждать детей пользоваться развернутой фразой. Все перечисленные проблемы выявили актуальность создания методического пособия для педагогов и родителей. В основу пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность, последовательность изучения материала. Практическое содержание пособия ориентировано на выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР.

Общее недоразвитие речи – это системное нарушение, при котором страдают все подсистемы языка-фонетическая, фонематическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая. Нарушено внимание, память, мышление. При подготовке ребенка к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи. Это подчеркивается многими исследователями! A.M.Бородич, Т.Б.Филичевой, Н.В.Нищевой и др,). Пересказ-это наиболее простой вид монологического высказывания, который способствует обогащению словаря развитию восприятия, внимания, памяти, совершенствованию грамматического строя речи, усвоению норм построения предложения в целом. Важно учитывать объем произведения, четко выраженные начало, середину, конец, понятное и интересное содержание, знакомую лексику, простой синтаксис. Учитывать алгоритм структуры занятия по обучению пересказу(подготовка к восприятию, чтение текста, содержательный и языковой разбор текста, лексико-грамматические упражнения по тексту, повторное чтение с установкой на пересказ, моделирование рассказа с помощью графических схем, пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. На примере предложенной лексической темы “Осень”, представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие у ребенка:

  • Словарного запаса.
  • Словоизменения и словообразования.
  • Грамматического строя речи.
  • Связной речи.
  • Внимания.
  • Памяти.
  • Логического мышления.
  • По каждому направлению предложен теоретический материал, с целью наиболее плодотворной работы взрослого и ребенка.

Как пользоваться пособием? Нужно учитывать возрастные, языковые способности ребенка, личностные особенности. Знать этап и цель каждого занятия. Использовать многообразие видов упражнений по каждой картинке и по всем направлениям работы. Старайтесь, чтобы ребенок больше говорил по содержанию картинки. Расширяйте кругозор детей, чаще задавайте вопросы и непременно отвечайте на все их вопросы.

Не торопите ребенка с ответом, дайте ему подумать, помогите наводящими вопросами. Пособие рассчитано на совместную работу ребенка и взрослого.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Лексическая тема: “ОСЕНЬ”. * Использование предметного словаря:

Осень, ветер, небо, тучи, облака, погода, дождь, урожай, ведро, лукошко, лес, птицы, косяк, стая ,сентябрь, октябрь, ноябрь, утро, день, вечер, береза, рябина, тополь, ель, сосна,ствол, ветки, листья, листопад, семена, плоды.

*Глагольный словарь: Желтеть. Краснеть, засыхать, опадать, кружиться, запасать, шелестеть, собирать, наблюдать, наступать, собирать, убирать, дуть, готовиться, улетать.

*Словарь признаков: Пасмурный, холодный, дождливый, сырой, осенний, желтый, красный, золотой, прохладный, ранний, поздний, длинный, короткий.

*Словарь наречий: Рано, поздно, ярко, хмуро, ветрено, пасмурно, холодно, дождливо.

*слова-антонимы: ранняя-поздняя, быстро-медленно, ночь-день, подбирать-сорить.

*ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ:

У дошкольников осуществляется во взаимодействии развития лексики, морфологической и синтаксической систем языка.

Формирование словоизменения существительных в изменении флексий (окончаний) слов единственного и множественного числа (туча – тучи, рябина – рябины, лес – леса, лист – листья). На основе игры ”Один – много” (Это рот, з это рты).

Формирование словоизменения прилагательных (соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они (резкий ветер, старая сосна, серое небо).

Формирование словоизменения глаголов (согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными, (Он собирает в лесу ягоды}, дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа, дифференциация глаголов настоящего времени 1-го, 2-го, 3-го лица.

Дифференциация единственного и множественного числа. 1-го, 2-го, 3-го лица. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде, числе.

Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников.

Словоизменение прилагательных у дошкольников осуществляется в более поздние сроки, когда дети овладеют системой словоизменения существительных, так как прилагательные “принимают, то или иное грамматическое значение, ту или иную форму, в зависимости от формы существительного. Всю работу по обучению согласованию слов – признаков с существительными можно разделить на три этапа.

  1. Подготовительный. Учить соотносить существительные – муж.р, жен.р, ср.рода единственного числа с местоимениями: он, она, оно, они;
  2. Основной: Обучать детей правильному согласованию слов;
  3. Заключительный: Закреплять умение правильно согласовывать слова.

*ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ:

Словообразование идет по трем основным направлениям.

A) Образование слов от какой – то части речи, перевод одной формы в другую(желтизна - желтый – желтеющий -желтеет, желт, желтея).

Б) Образование от всех частей речи форм: – рода -(белый, белая,белое, белые, белел, белела, белело); – числа – (белок – белки, белый – белые, белеет – белеют); – времени – (белел, белеет, будет белеть)

B) Образование от всех частей речи форм, уточняющих смысловые оттенки с помощью: - префиксов (побелка, забелить), – суффиксов(беленький, белеющий), - интерфиксов(белоствольная), – постфиксов( побелю – ка), – падежных окончаний(белка - белок), – окончаний спряжения(белею – белеет – белеем).

Данная последовательность отражает этапы речевого и общепознавательного развития.

1. Прилагательных от существительных:
Береза – березовый, дождь – дождливый, осень – осенний и др.

2. Существительных от существительных:
Лес – лесник, ягода – ягодник, гриб – грибник.

3. Прилагательных от наречий:
Мокро – мокрый, поздно – поздний, пасмурно – пасмурный и др.

4. Глаголов от прилагательных:
Желтый – желтеть, холодный – холодать, хмурый – хмуриться.

5. Прилагательных от словосочетаний:
Ночь с дождем – дождливая, лес с ягодой – ягодный и др.

6 Образование сложных слов:
Овощехранилище, листопад и др.

7. Родственные слова: Лес, ягода, гриб, лист.

*ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

  1. Согласование существительных + прилагательные:
    Ягода – спелая, гриб – толстый, лист – желтый, лукошко – плетеное.
  2. Множественное число существительных от единственного;
    Лес – леса, ягода – ягоды, гриб – грибы.
  3. Согласование местоимений, числительных, наречий с существительными:
    Мой гриб, моя ягода, мое лукошко, один лист, пять листьев, много грибов.
  4. Предложно-падежное управление:

Имена существительные изменяются по родам, числам, падежам, изменение имен существительных по падежам, называется склонением.

*Именительный падеж: Кто? Что? (слово помощник – есть)

*Родительный падеж Кого? Чего? (Откуда? Где?)

*Дательный падеж: - Кому? Чему? Куда? Где? (слова помощники – подошел, рад).

*Винительный падеж Кого? Что? Куда? (слово помощник – вижу)

  • Творительный падеж-– Кем? Чем? Где? (слово помощник – доволен)
  • Предложный О ком? О чем? Где? (слово помощник – думаю)

Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлогов, в предложном всегда с предлогами, в остальных падежах как с предлогами, так и без предлогов.

• Имена прилагательные изменяются по родам (в ед.ч.), числам, падежам. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.

  • Местоимения – указывают на предметы, но не называют их.
  • Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО – единственное число.
  • МЫ, ВЫ, ОНИ – множественное число, местоимения изменяются по падежам.

*РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ.

Существует два типа связной речи: диалогическая и монологическая.

Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы – побудить к какому-то действию, т.е. спросить о чем-либо, вызвав другого человека на ответ.

Монолог – связная речь одного человека. Цель монолога, сообщить о каких либо фактах.

Диалог по стилю, в основном разговорная речь. Л.В. Щерба пишет: “Разговорная речь состоит из взаимных реакций двух общающихся между собою индивидов, реакций спонтанных, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог – это в сущности цепь реплик”.

Монолог, как правило, речь книжного стиля. Монолог – это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. В диалоге часто используются неполные предложения (Может быть. Не знаю и. др.), диалог дети усваивают хорошо, т.к. разговорную речь ежедневно слышат в быту. При описании чего-либо, при повествовании или * рассуждении о чем-либо используется монолог. Различие между монологом и диалогом определяется типом логической связи предложений внутри контекста. Монолог сообщает о фактах действительности, а факты всегда находятся во временной или причинно-следственной связи. Временная связь может быть двоякой: факты действительности могут находиться в отношениях одновременности или последовательности. Сообщение о фактах, существующих одновременно называется – описанием (перечисление фактов рисующих картину предмета). Сообщение о фактах, следующим один за другим, называется повествованием. (Внимание привлекается не к предмету, а к действию). Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях называется рассуждением. (устанавливается причина).

Чтобы овладеть монологической речью, дети должны овладеть соответствующими синтаксическими конструкциями, т.е. должны научиться строить простые распространенные и сложные предложения, для этого нужно обучение грамматике – синтаксису. Для связных высказываний дети должны уметь использовать в речи служебные слова – предлоги, союзы.

Развитие психических функций.

Развивать наглядно – образное мышление.

  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Например:
  1. Загадки о предметах по изучаемой теме.
  2. Что изменилось? (картинки на сравнение, перемещение картинок, замена и др.
  3. Игры типа “Да – нет” (узнавание, угадывание предметов).
  4. Игры на восприятие цвета, формы, размера, вкуса.
  5. Игры “Четвертый лишний”. Проблемные вопросы и др.

Продолжение статьи