Технология творчества – Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • закрепить, систематизировать знания детей о том, какие изменения произошли в природе весной;
  • формировать обобщенные представления о каждом сезоне на основе комплекса признаков, отражающих изменения в неживой природе, растительном и животном мире;
  • развивать у детей наблюдательность и умение устанавливать простейшие причинно-следственные отношения между явлениями природы;
  • развивать грамматически правильную речь, творческие способности;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Цель по предмету «Технология творчества – ТРИЗ»:

  • Продолжать учить заполнять системный оператор (СО) по структуре и времени.
  • Учить видеть противоположные качества.
  • Закрепить умение работать по алгоритму.
  • Закрепить знания о физ. состоянии объектов.
  • Продолжать учить придумывать сказки, используя модель треугольника, шагая по ступенькам модели.

Оборудование: иллюстрации, отражающие весенние, зимние и летние признаки.

Методические приемы ТРИЗ и РТВ: системный оператор (СО) структуры и времени, Противоречие, Метод объединение, Функция, Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ), Ресурсы, метод маленьких человечков ( ММЧ), Веполь, вживание в образ.

Ход урока

– Сегодня на уроке мы приготовим подарок для ребят из детского сада – книгу о ВЕСНЕ.

1. Предложить ребятам разделиться на две группы и создать историю Весны, используя Системный оператор (СО) (самостоятельная работа):

– структуры: рассказав части Весны, ее признаки (ПодСистема настоящего), частью чего она является (НадСистема настоящего), кем была (Система прошлого), как выглядела Зимою, ее признаки (ПодСистема прошлого), частью чего была в прошлом (НадСистема прошлого), кем будет (Будущее Системы), ее признаки (ПодСистема будущего), частью чего будет (НадСистема будущего);

– времени: временные части-месяцы Весны (ПодСистема), временной частью чего является, ее прошлое, части-месяцы прошлого (ПодСистема прошлого), частью чего являлась в прошлом (НадСистема прошлого), ее будущее, части-месяцы будущего (ПодСистема будущего), частью чего будет (НадСистема будущего).

2. Приходит в гости Зима (кукла, иллюстрация, рисунок-образ зимы), говорит о том, что она лучше, чем Весна.

Дети делятся на 2 команды: зимнюю и весеннюю, используя схему ТП – техническое противоречие, мирят Зиму и Весну и зарисовывают на листе ответы.

Пример:

– Если Зимой идет снег, то это хорошо …, но плохо …
– Если Весной тает снег, то это хорошо …, но плохо …

3. Используя Метод объединения создать образ Весны через ее признаки, приметы, явления (самостоятельная работа).

Например: лицо – солнце, волосы – ручейки, глаза – проталинки, рот – радуга, брови – крылья грача, платье – подснежник, рукава – облака…

4. Физкультминутка.

Педагог называет весенние явления, объекты, а дети изображают в движениях: тает сосулька, звенит ручей, плывет дождевая туча, пробивается подснежник, светит солнце…

5. Придумываем загадки о Весне.

Выбираем весенние явления (работа в парах).
Работаем по алгоритму:
Что делает – Кто делает так же? – вспомогательное слово – «как»
Какой – Кто такой же? – вспомогательное слово – «словно»

6. Задача.

Колхозники готовят картошку для посадки, а на поле с прошлого года спрятались насекомые – нематоды и сидят в коконах. Как только они почувствуют запах картофельного сока, вылезут из коконов и съедят картошку. Как быть?

Вспоминаем алгоритм решения задачи: изобретательская задача– конфликтная пара (игра «хорошо-плохо») – противоречие – идеальный конечный результат – вещественно-полевые ресурсы – решение:

ИЗ-КП(Х-П)-П-ИКР(ВПР)-Р

Определяем конфликтную пару: Нематода и Картофель.

Играем в игру «Хорошо-Плохо»:

Если Картофель посадить, то хорошо Нематоде, она ее съест, но плохо Картофелю – его съедят.

Если Картофель не садить, то хорошо Картофелю, он цел, но плохо Нематоде – она голодная.

ФП (физическое противоречие): Картофель надо сажать, чтобы «выманить» нематод, и не надо сажать, чтобы ее не съели.

ИКР1(идеальный конечный результат): Нематоды САМИ выползут из земли и не съедят Картошку.

ИКР2: Картофель САМА себя защитит от Нематоды.

Как обмануть Нематоду? Какие есть Ресурсы у Нематоды, Картофеля, вокруг них:

Нематода чувствует запах картофеля.

Сок картофеля.

Шкурки картофеля.

Решения по ИКР1: Нематода выползет, если полить землю соком картофеля, разбросать очистки картофельные.

ИКР2: Картофель полить невкусным для нематоды запахом.

Ответ изобразить схематично рисунком.

7. Предложить составить загадку весеннему явлению – СОСУЛЬКА, используя знаки «тепла» и «холода»: назвавший правильный ответ, зарисовывает в книге человечка этого состояния, знаки «+» и «-».

8. Дети, кто пишет сказки? Как вы думаете, что для этого нужно? Вы сможете сочинить? Наш Гном из страны ТРИЗ рассказывал мне, что дети в этой стране придумывают сказки, шагая по ступенькам. Вы хотите попробовать?

Определим тему. (Весна в лесу)

Где будет проходить сказка (в лесу).

Сколько главных героев бывает в сказке? (два. Напоминаю модель сказки – Волшебный треугольник – Веполь)

Один герой у нас уже есть – Весна, с каким вторым героем в лесу она может поссориться? (с Зимой)

Почему у них возникла ссора? (Зима не хочет уступать свое место править природой Осени)

Какие ресурсы есть у Зимы (Метель, Вьюга, Мороз, Полярная ночь), какое Волшебство поможет решить спор (Спрятать Солнце)?

Какие есть ресурсы у Весны в лесу? Кто из помощников живет там? Кто ждет Весну? Чем они могут помочь против Волшебства Зимы?

Теперь по каждой ступеньке составим предложение (можно записывать на магнитофон, лист бумаги, изображать схемой предложения, распределить по партам задания по зарисовке сказки).

Итог

Какая страница нашей книги, на ваш взгляд, больше всего понравиться ребятам? Почему?