Загадки русского языка

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить знания детей о правописании изученных орфограмм.

Задачи:

  • формировать основные орфографические умения;
  • развивать умение правильно и точно использовать в речи слова;
  • совершенствовать навыки сотрудничества;
  • закрепить умение пользоваться словарями.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями для групповой работы; тексты; алгоритм устного ответа; орфографические словарики П. А. Грушникова; карта достижений; красные маркеры.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведём необычный урок по русскому языку - урок-соревнование. Вы разделились на четыре команды. Каждая команда получит задания, которые должна будет выполнить. За верное выполнение задания команда получает 1 призовой жетон. Ваши успехи будут отмечаться на карте достижений. В конце урока мы выясним, ребята из какой команды знают русский язык лучше всех.

1. "Орфографическая разминка". Задание: найти ошибки, исправить их, обосновать свои действия, найти словарное слово.

Скрипачь, молоко, радосный, подьезд.

Похаладало, мяхкий, малчать, аллея.

Космонафт, карандаж, поевился, краснеть.

Потснежник, завадской, ягода, воренье.

2. "Составь свою разминку". Задание: составить орфографическую разминку (четыре слова, одно написано правильно, три с ошибками, одно из слов должно быть словарным).

3. "Соотнеси существительное и прилагательное". Задание: соотнести имя прилагательное с именем существительным, чтобы получились согласованные словосочетания.

Высокое, красивый, сытый, лёгкая - ноша, здание, кот, костюм.

Широкая, быстрая, яркий, прочное - речь, река, свет, стекло.

Деревянная, сложное, длинный, яркое - лестница, коридор, решение, чувство.

Смелый, трудная, грозный, большое - поступок, лев, дорога, село.

4. "Вставь окончания". Задание: вставить пропущенные безударные падежные окончания, обосновать своё решение (указать склонение и падеж).

Жили на полк*, прогретые солнц**, готовился к зимовк*, чудным запах**, по узкой тропинк*, вышли к дорог*, при любой погод*, в круглой коробочк*, узнать на карт*, прикрепить к изгород*.

Прицепился к осинк*, в вышин* неба, прогуливались по полянк*, отошёл от полянк*, увидел на скамейк*, из соседней деревн*, спит в берлог*, летит к сирен*, сок из морков*, бродил по опушк*.

Гордиться дед**, очистить от пыл*, спасти от гибел*, в праздничном наряд*, узнала от подруг*, по гладкой поверхност*, в прохладном воздух*, пахло сырость*, принёс лошад*, шли по площад*.

В нашей памят*, сидел у кроват*, подплыл к пристан*, по лесной дорожк*, в самой чащ*, на краю пропаст*, вывела к сторожк*, провёл у тёт*, в зимней одежд*, прогуливался по улиц*.

5. "Антидиктант". Задание: переписать заданное предложение с наибольшим количеством ошибок.

Маленькая голова жирафа увенчана небольшими рожками.

По воронам можно безошибочно определить погоду.

Для изготовления чая с чайного куста собирают листья.

Под корой дерева поселились маленькие насекомые.

6. "Как правильно?". Задание: выбрать верный вариант употребления местоимений.

У ней - у неё, к ему - к нему, в их комнате - в ихней комнате, ихние друзья - их друзья.

С ним - с им, обои ушли - оба ушли, его игрушка - егоная игрушка, еёная кукла - её кукла.

Упал на его - упал на него, дали ему - дали нему, рассказ о ней - рассказ о ей, у его машинка - у него машинка.

Песня о ней - песня о ей, идти с ними - идти с ими, любоваться ею - любоваться нею, играть с ею - играть с нею.

7. "Восстанови порядок орфографических действий". Задание: восстановить порядок орфографических действий при написании:

Безударных падежных окончаний имён существительных;

Безударных падежных окончаний имён прилагательных;

Безударных гласных в корне;

Парных согласных в корне.

1 группа:

  • Определяю склонение.
  • Нахожу имя существительное с безударным падежным окончанием.
  • Под ударением слышу:
  • Подставляю имя существительное с ударным окончанием того же склонения.
  • Пишу ту же гласную в безударном окончании.

2 группа:

  • Смотрю на ударное окончание вопроса.
  • От имени существительного, с которым связано это прилагательное, задаю вопрос к имени прилагательному.
  • Нахожу имя прилагательное с безударным падежным окончанием.
  • Пишу ту же гласную в безударном окончании имени прилагательного.

3 группа:

  • Пишу ту же букву, что и в корне проверочного слова.
  • Нахожу слово с безударным гласным в корне, требующим проверки.
  • Подбираю проверочное слово с ударным гласным в корне.

4 группа.

  • Подбираю проверочное слово так, чтобы после парного согласного шёл гласный звук или согласный звук [н].
  • Пишу ту же букву, что и в корне проверочного слова.
  • Нахожу слово с парным согласным в корне, требующим проверки.

8. "Сколько всего?". Задание: найти, сколько всего в тексте:

  • Личных местоимений.
  • Имён существительных женского рода.
  • Имён прилагательных мужского рода.
  • Глаголов в прошедшем времени.

1 группа.

Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось поближе рассмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как она с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновение я ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.

2 группа.

На пенёчке сидит зайка с длинными ушками и маленьким хвостиком. У зайки серая шёрстка. Он сидит столбиком на одном месте. Он занят осмотром местности. Зайке важно избежать встречи с волком, лисонькой и медведем. Он помнит об опасности и держит ушки на макушке. Для жизни в лесной чаще нужно много хитрости и осторожности.

3 группа.

Наступила ранняя весна. Зимний снег растаял. Но вот прошёл последний весенний снегопад. Землю покрыл тонкий сыпучий слой. Свежий снег лежал неделю. Настоящая весна растопила его. Весенняя погода разбудила природу. Дремучий лес наполнился пением птиц. Синяя река разлилась вокруг. Дальнее озеро вышло из берегов. Грязная земля ждёт раннего сева.

4 группа.

Стемнело. За окном негодует вьюга. Она налетела ещё днём и до сих пор не утихает. Возле русской печки хлопочут хозяйка с дочкой. Хозяин взял острый нож и стал остругивать дощечку. Сынишка пристроился рядом с отцом. Он не умеет мастерить из дерева и хочет научиться. Мальчик взял ножик, дощечку и стал подражать отцу.

Подведение итогов.

Учитель: Вот и подошло к концу наше соревнование. Вы активно работали, выполнили много заданий, проверили сами себя, насколько хорошо вы знаете правила русского языка и умеете их применять. Какие умения нам сегодня понадобились?

Дети: Умение находить "опасное место" в слове; определять тип орфограммы; применять правила; правильно употреблять слова в речи; работать в группе.

Учитель: Давайте посмотрим на карту достижений. Какая команда набрала больше всего призовых жетонов?

Награждение победителей.