Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

Разделы: Биология


Мои ученики будут узнавать
новое не от меня, они будут
открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь
им раскрыться, развить
собственные идеи.
И.Песталоцци

Учитель идет в класс с главной целью – изложить школьникам новые сведения (как часто кажется учителю – передать знания, что в принципе невозможно). Опытный педагог знает, что информация учителя – это еще не знания ученика. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит школьник на уроке, забывается в тот же день, если учащийся самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого.

Для учебного процесса крайне важно, как именно учащиеся получают новые знания. Психологи отмечают, что учебный процесс протекает наиболее эффективно в том случае, когда учитель на уроке дает возможность ученикам работать самостоятельно. Сверхактивные действия учителя на уроке оборачиваются пассивностью школьников. Ученику необходимо давать больше свободы и более активно втягивать его в самостоятельную работу.

Отсюда следует естественный вывод: для образования главным является не просто система знаний, а умение самостоятельно добывать новую информацию и рационально ее использовать. В этом и заключаются ожидаемые результаты работы по данной проблеме.

Любая педагогическая технология одной из своих целей ставит формирование самостоятельности и творчества. Цель организации самостоятельной работы учащихся на уроке: развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

  • организация навыков самообразования;
  • формирование умений самостоятельной работы;
  • повышение уровня самоорганизации и самоконтроля;
  • включение учащихся в активную деятельность.

Чтобы организовать активную, осознанную деятельность детей на уроке, учитель должен знать определение “самостоятельная работа”, а также её признаки и функции.

Самостоятельная работа – такая форма организации учебной деятельности школьников, при которой они максимально проявляют свою внешнюю и внутреннюю активность. Это сильнейшее средство эффективности обучения, которое при правильной организации исключает возможность “отсутствовать” в классе, присутствуя на уроке. Самостоятельная работа не дает возможности сидеть без мысли в голове, без дела в руках. Основная функция самостоятельной работы состоит в том, чтобы организовать учебную деятельность школьников не только по овладению знаниями, умениями и навыками, но и по овладению способами деятельности. Признаками самостоятельной работы как формы организации учебной деятельности являются:

  • наличие цели самостоятельной работы;
  • наличие конкретного задания;
  • четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;
  • определение формы проверки результата самостоятельной работы;
  • обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Чтобы учащиеся на занятиях активно включались именно в самостоятельную мыслительную работу, необходимо сочетать все возможные формы организации учебной деятельности.

Среди знаний и практического опыта, формируемых в процессе достижения личностью определенного уровня компетентности, – навыки критического мышления, умение прогнозировать результаты работы, способность к адекватной самооценке, стремление индивидуально получать новые знания и умение работать в команде. В связи с этим при организации самостоятельной работы на уроке используются разнообразные формы организации учебной деятельности:

Коллективная или фронтальная – весь класс получает одинаковое задание на одинаковый промежуток времени;

Звеньевая – группы учащихся, объединенных по определенным критериям (организованные или типологические), получают разные задания по уровню сложности при работе над одинаковым вопросом или работают над разными вопросами;

Кооперативно-групповая – группы учащихся, получают разные задания, но работают на благо всего класса. Например, в теме “Эволюция кровеносной системы” (7 класс) перед учениками ставиться вопрос: “Как шла эволюция кровеносной системы у хордовых животных?”. Семиклассники разбиваются на 4 группы, каждая из которых получает учебный материал и ведомость, в которую оформляет результат своей самостоятельной работы. На их основе оформляется сводная таблица, которая позволяет ответить на поставленный перед классом вопрос (таблица приведена в заполненном виде):

Хордовые животные

Число камер в сердце

Какая кровь в сердце

Число кругов кровообращения

1. Рыбы

2 (предсердие и желудочек)

венозная

1

2. Амфибии

3 (2 предсердия и желудочек)

смешанная

2 (большой и малый)

3. Рептилии

3 (2 предсердия и 1 желудочек с неполной перегородкой),

исключение крокодилы – 4

Частично смешанная

2(большой и малый)

4. Птицы и млекопитающие

4 (2 предсердия и 2 желудочка)

Не смешиваются венозная и артериальная

2(большой и малый)

Индивидуальная – каждый ученик самостоятельно работает над заданием. Такая форма позволяет учитывать особенности и темп работы учащихся в усвоении знаний, такую форму работы можно предлагать ученику, пропустившему много учебных занятий, не усвоившему какой-то раздел программы, работающему в ускоренном или замедленном темпе на уроке.

Опыт показывает, что наибольшая эффективность достигается при индивидуальной и групповой организации самостоятельной работы, хотя это усложняет работу учителя. Чаще всего используется сочетание нескольких форм на одном уроке.

Основная функция самостоятельной работы состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями и способами этой деятельности. Для выполнения этих функций содержание заданий, применяемых мной на уроках биологии, должны отвечать определенным требованиям:

строгое соответствие конкретным дидактическим целям;

обеспечение учебно-познавательной деятельности всех степеней познавательной самостоятельности;

создание ситуации успеха при помощи использования посильных ученикам заданий;

использование вариативности заданий для создания ситуации выбора.

При организации самостоятельной работы на разных этапах урока биологии возможно применение разнообразных методов:

1. Работа с учебной литературой.

Данный метод является преобладающим при получении новых знаний. Учащиеся получают текст, рисунок, таблицу, диаграмму, которые прорабатывают и преобразовывают в соответствии с предложенным заданием. Основным источником литературы, с которым учащиеся работают на уроках и при подготовке домашних заданий, является учебник биологии. Чтение на уроке учебника с трансформацией текста связано с мыслительными операциями анализа и синтеза, обобщения и сравнения, поэтому оно эффектно активизирует и развивает логическое мышление у всех учащихся. Поэтому главным видом деятельности, особенно в начале изучения предмета, является навык работы с текстом учебника. Наиболее часто применяются следующие приемы:

а) конспектирование текста параграфа:

  • план-конспект – письменный, сжатый, быстро составляющийся и запоминающийся пересказ прочитанного;
  • свободный конспект – свободное изложение прочитанного материала с использованием схематичных рисунков, определений, примеров;
  • опорный конспект - материал урока изображается в виде логично связанных сигналов (рисунки, формулы, схемы);
  • конспект-кластер – оформление прочитанного при помощи заполнения кластеров (кармашков информации), где на кармашке определяется тема или подтема изучаемого материала, а затем разными цветами идет их заполнение по принципу новизны информации: если информация известна ученик пишет ее над кластером, если нет – под кластером.

б) составление собственных вопросов к параграфу

Для организации этой формы самостоятельной работы знакомлю учеников с ключом для создания вопросов, который содержит вопросительное слово и ключевые слова для формулирования вопроса (по Шумаковой):

Вопросительное слово

Ключевые слова

Что

значение, смысл

Где

условие, развитие

Когда

влияние, изменение

Какой

воздействие, взаимодействие

Как

связь, отношение

Почему

виды, свойства

Можно ли

функции, структуры.

в) заполнение таблиц. Шаблоны для их оформления можно предложить готовыми, а можно предложить составить самих учащихся.

г) работа с иллюстрациями к тексту. В заданиях подобного типа требуется подписать части объекта, воспроизвести недостающие части, сравнить с ранее изученными объектами живой природы.

2. Работа с дидактическими карточками.

Для организации самостоятельной работы используются задания из многочисленных пособий, в том числе и с заданиями в форме ЕГЭ и ГИА по биологии. Дидактические материалы разделены на три группы:

  • для получения новых знаний (инструктивные карты для организации самостоятельной работы)
  • для применения полученных знаний (сборники заданий-тренажеров)
  • для проведения контроля (карточки-задания).

3. Игровая деятельность.

Игра наряду с трудовой и учебной деятельностью является важным средством организации самостоятельного обучения школьников. Используются для повышения мотивации изучения биологии и позволяют в доступной форме повторить сложный материал или проявить эрудицию с новым. На уроках биологии часто используются такие игровые моменты и игры как:

  • викторина
  • найди ошибку
  • убери лишнее
  • настольные лото и домино по биологии
  • имитационные игры: “Поле чудес”, “Пойми меня”
  • ролевые игры
  • разгадывание и составление кроссвордов

4. Проектная деятельность.

Идея проектной деятельности состоит в том, чтобы научить учеников ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, активно заниматься ее поиском, используя все возможные источники, в том числе Интернет-сайты. Учебный проект значим и для самих учащихся как возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности. Учебный проект обладает всеми признаками самостоятельной работы, что можно выразить в виде таблицы:

Учебный проект

Признак

Вопрос, на который отвечает признак

В чем выражается

проблема проекта

“почему?”

актуальность проблемы

цель проекта

“зачем?”

целеполагание

задачи проекта

“что?”

постановка задач

методы и способы

“как?”

планирование

результат

“ что получится?”

ожидаемый результат

В основе проекта лежит проблема, которая направляет деятельность учеников, поиск способов решения этой проблемы – цель, а задача формулируется как достижение цели в определенных условиях. Результат работы оформляется и представляется классу в разных формах: альбом фотографий диких животных, гербарий листьев, эскиз пришкольного участка, спектакль, рисунок. Учебный проект может различаться по длительности его выполнения: примером минипроекта является создание модели молекулы воды (5 класс), результат такой работы можно выразить в аппликации или пластилиновой модели.

Таким образом, организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии позволяет не только получить знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать общеучебные компетенции.

Приложение.