Профилактика нарушений письменной речи у детей подготовительной группы

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Формирование фонематического слуха;
  • Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры;
  • Формирование умения различать на слух звонкие и глухие согласные;
  • Развитие слуховой памяти и слухового восприятия;
  • Развитие слухо-моторных координаций;
  • Развитие языкового анализа и синтеза;
  • Развитие слого-ударной структуры слова;
  • Закрепление знаний о буквах рукописного шрифта (различение оптически сходных букв)
  • Развитие пространственных представлений.

Оборудование: “тропинка” - на ватмане написаны буквы, картонные заготовки в виде дощечек, макет озера (изготовлено из ватмана, либо ткани), пенёк, мольберты и шаблоны по количеству детей для дифференциации звуков Ш-Ж, муляжи или картинки съедобных грибов, звуковые схемы слов, картинки животных и птиц: лиса, медведь, ворона, лось, на ватманах - стволы берез, кленовые и дубовые листья, маркеры.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Ребята, какое сегодня утро?

Дети:

Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро
И тучи уходят прочь.
Сегодня не будет солнца.
Сегодня будет серый, пасмурный день.

Почему же не будет солнца?

Логопед: Потому что где-то далеко в лесу солнце спрятала злая Колдунья. Посмотрите, каким стал лес?

Дети: Мрачным, угрюмым.

Логопед: Солнечные лучи каждый день освещали самые темные и дремучие уголки, окрашивая в яркие цвета деревья, траву, жителей этого леса. А сейчас его краски стали тусклыми. Какие цвета мы видим в этом лесу?

ДЕТИ: Серые, коричневые, черные.

Развитие зрительно-простанственных функций.

Логопед: Ребята, давайте отправимся в лес и попробуем освободить солнце.

По тропинке в лес пойдем.
Лужу мимо обойдем,
Перепрыгнем ручеек,
Посмотрели мы направо.
Посмотрели мы налево,
Посмотрели вниз на травку,
Перед нами тропинка.

Логопед: Но тропинка какая-то необычная. Из чего состоит тропинка?

Дети: из букв.

Логопед: Нам нужно расколдовать её. Для этого мы должны вычеркнуть все буквы “К”. Каждый будет расколдовывать свой участок. Как вы думаете, почему букву “К”?

Дети: Потому что слово “Колдунья” начинается на букву “К”.

К П Г Я К Х К В М Т КК Б К К Я К Т М К Ш К А У К К К Т М О Х К Х Т Г К

Логопед: Все справились с этим заданием.

Слого-ударная структура слова.

Логопед: Но посмотрите, дальше дороги нет. Что это у нас впереди?

Дети: Озеро.

Логопед: Нам нужно построить мост. У нас есть строительный материал?

Дети: есть, дощечки.

Логопед: Но мы с вами в заколдованном лесу, поэтому и мост будем строить необычный. На каждой дощечке нужно записать слого-ударную схему слова. Вы будете работать парами, каждый из вас предлагает слово, связанное с лесом. Это могут быть названия лесных зверей, названия деревьев, ягод. Вы должны выбрать самое длинное слово, в котором больше слогов и записать слого-ударную схему этого слова на дощечке.

Логопед: Катя, Семен, слого-ударную схему какого слова вы записали? Сколько в нем Назовите первый, второй слог. Выделяем голосом ударный слог. На какой слог падает ударение?

Дети отвечают. Разбираем ответы детей.

Логопед: Теперь мы можем пройти по мостику.

Дети проходят через озеро.

Развитие артикуляционного аппарата.

Логопед: Посмотрите, перед нами пенек. Обойти его мы не можем, нужно перепрыгнуть через него и прочесть скороговорку. Давайте, я первая начну (произносит скороговорку).

Дети выполняют задание.

Дифференциация фонем по глухости-звонкости.

Логопед: Ребята, что это перед нами?

Дети: Клетка. А в клетке птичка.

Логопед: Нам нужно освободить птичку. Клетку так просто мы открыть не можем. Нам нужно подобрать шифр. Вставайте к мольбертам. Сейчас я буду называть слова. Если в слове есть звук “Ш” - вы рисуете “крестик”, если в слове есть звук “Ж” - вы рисуете “нолик”.

     

   
     

Х

О

Х

О

Х

О

Х

О

Х

Логопед: Колдунья оставила правильно выполненное задание. Сравните, если у вас так же, то мы сможем открыть клетку. Дети проверяют.

Обогащение словарного запаса, работа с антонимами.

Логопед: А теперь мы попали на полянку. Но она тоже необычная. На ней выросли волшебные грибы. Какие грибы вы знаете? Что необычного в этих грибах?

Дети: Подберезовики, белый гриб, сыроежки, боровик, лисички. Это съедобные грибы. А на этих грибах написаны слова.

Логопед: И здесь поработала Колдунья. Она превратила съедобные грибы в несъедобные. Нам нужно расколдовать их. Для этого нам нужно к данным словам подобрать “слова-неприятели”.

Слова: ночь-…, вечер-…, зима-,,,, темно-…, зло-…, больной-…, грязный-…

Логопед: Расколдовали. Дальше в путь.

Звуковой анализ слова.

Логопед: Куда же мы сейчас попали?

Дети: это лесная почта.

Логопед: Здесь лежат конверты, но на них нет адреса. Лесной почтальон не знает кому отправить эти письма. Посмотрите, в конверте есть звуковая схема слова. (На доске выставлены картинки животных: лось, медведь, ворона, лиса). Узнаем кому адресовано письмо.

Дети подбирают звуковую схему к картинке.

Слухо-моторные координации.

Логопед: Лесная почта находится в березовой роще, но березы необычные, стволы у них белые. Чего нет на стволах?

Дети: На стволах нет черточек.

Логопед: Поможет вернуть черточки дятел. Дается ритмический рисунок: / // ///, // /// / и т.д. Дети на стволах берез рисуют черточки по слуховому образцу.

Зрительный образ буквы.

Логопед: Здесь еще разбросаны листья с цифрами. Скажите, с каких деревьев опали эти листья?

Дети: С дуба, с клена.

Логопед: Давайте разложим листья по порядку, может это поможет найти солнышко?

Дети раскладывают листья по порядку (листья пронумерованы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

Логопед: Ничего не получается. Давайте разложим по порядку перевернем их

Дети раскладывают, переворачивают листья, а на обратной стороне написаны письменные буквы.

Сейчас напишем каждую букву в воздухе правой рукой. А теперь прочтем слово. Что получилось? (ИЗБУШКА)

Логопед: Оказывается, в избушке Колдунья спрятала солнце.

Дети освобождают солнце.

Итог занятия.

Литература:

  1. О.Б.Иншакова Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция . – М., Воронеж, 2001г.
  2. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция - Ростов н/Д: “Феникс”, СПб: “Союз”, 2004.
  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.