Индивидуальная коррекционная работа при обучении ручным умениям детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Работа с дошкольниками


«Либо я найду путь, либо проложу его»
(Ф. Сидней)

Уважаемые коллеги!

Все Вы прекрасно понимаете, что корни ручных умений закладываются в раннем детстве, когда у малыша развиваются элементарные действия с предметами, игрушками.

Не разжалась вовремя ладошка у малыша, значит, не позаботились взрослые о том, чтобы ребенок мог захватить, ощупать игрушки, действовать с предметами. Если этого не произойдет, это обязательно скажется на успехах человека в любой практической и познавательной деятельности.

У наших детей с органическим поражением ЦНС ярко проявляются ограничения действий кистями и пальцами рук, трудности формирования навыков хватания, не развивается согласованность действий обеих рук. Отмечается невозможность удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, сложности одновременного движения обеих рук.

Л.С. Выготский писал о том, что ...«Ребенок с проблемным развитием, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью может воспринимать и понимать окружающий мир, однако не в состоянии это сделать теми способами, которыми пользуется его сверстник с нормальным развитием».

И мы знаем, что при специально организованном обучении эти дети оказываются способны не только увлеченно играть в различные игры, но и создавать для этого разнообразные игрушки.

Ребенок живет в удивительном мире — мире игрушек. В этом мире можно «сварить суп», «построить дом», «перевезти на грузовике мебель», «постряпать печенье и угостить кукол». Можно стать заботливой мамой, врачом, строителем. Игрушки, придуманные взрослыми, помогают детям воплотить их замыслы. Но чаще всего самой удивительной, самой лучшей и нужной становится та игрушка, которую он сделал сам.

Содержательная сторона ручного труда заключается в овладении детьми элементарными умениями при выполнении заданий, затем в овладении более сложными навыками в практических действиях с различными материалами. Дети, создавая поделки, учатся отражать в них свои представления об окружающем мире. Задача педагога — помочь им не остаться гостями в мастерской ручного труда, а стать хозяевами.

Коррекционная работа по обучению детей ручным умениям требует предварительного выявления умений по данному разделу.

Задачи воспитания и обучения детей ручному труду обозначены в «Программе дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Стребелевой Е.А. и Екжановой Е.А. Но для того, чтобы реализовать эти задачи мы должны знать, каков уровень развития детей. Для этого необходимо глубокое познание каждого ребенка, диагностика реального уровня развития каждого по основным функциональным областям: зрительное, слуховое восприятие, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики, развитие движений, речевое развитие, предметная деятельность, социальное развитие. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности и индивидуальные особенности конкретного ребенка. Такие возможности дает нам индивидуальное диагностическое обследование, которое проводится три раза в год: в начале учебного года, в середине и в конце. Оно осуществляется учителем дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором физкультуры, психологом, логопедом, врачом психоневрологом с заполнением соответствующей документации. По окончании проводится медико-психолого-педагогический консилиум, где на основе полученных данных определяется стратегия коррекционно-педагогического воздействия. А на мини педсовете группы по результатам проделанной работы определяются две подгруппы детей близкого уровня развития и планируется индивидуальная коррекционная работа с каждым ребенком для обучения и дифференцированного подбора заданий.

Обследование в конце учебного года позволяет правильно и полноценно планировать индивидуальную коррекционную работу на летний период.

Такая преемственность в работе позволяет достигать определенных положительных результатов.

Работа по обучению ручному труду вводится с третьего года обучения в соответствии с «Программой». Мы знаем, что успешное обучение возможно при правильной организации учебно-воспитательного процесса и создания условий. Одна из них – создание уголка по ручному труду. При его оборудовании с педагогами группы определили месторасположение, объем, разновидность необходимого материала. Значительное место занимает выставка детских работ. Она пополняется поделками с занятий, самостоятельными работами детей и игрушками, изготовленными в кругу семьи.

Следует отметить ее доступность, функциональность: выставка не только отражает результаты творчества детей, а используется в повседневной игровой деятельности, это вызывает особый эмоциональный отклик у детей. Мы поощряем все поделки, говорим, что старался каждый. Ведь это великий шаг в личностном росте ребенка, его достижениях. Он гордится своей поделкой, радуется вместе со всеми, что позволяет расшевелить, разбудить его самосознание. Из поделок, выполненных детьми, периодически организуются выставки для родителей, где дети рассказывают о том, кто и как их делал, делятся своими впечатлениями. Многие поделки вводятся в различные настольные, театрализованные игры, ребята дарят их родителям, друзьям, родственникам.

Для проведения индивидуальной коррекционной работы вне занятий в бытовой сетке отводится определенное время. Она планируется и проводится 1 раз в неделю индивидуально или мини-подгруппой из 2-3 детей имеющих схожие проблемы. Это время используется и для предварительной работы. Зная личностные особенности ребенка, мы поступаем по принципу – готовность к занятию через предварительную работу с учетом орудийных умений, состояния психических процессов, сложности поделки. Это позволяет детям, во-первых: легче включиться в общий ритм занятия, во-вторых, чем больше упражняются, тем лучше результат работы, тем успешнее ребенок. Работа по ручному труду сложна, проводится с разнообразным материалом. С бумагой легче, чем с тканью, с природным материалом — интереснее. Мы тоже включаем ее в предварительную работу. Ведь успех ребенка зависит от усвоения материала.

Так, например, задолго до начала работы с бумагой мы знакомим детей с ее различными свойствами, видами, качеством, цветом. Если кто-то из детей плохо усваивает этот материал- индивидуальные занятия проводятся повторно, чтобы в дальнейшем было легче оперировать с ней на занятии. Аналогично проводится работа при знакомстве с тканью. С природным материалом знакомимся на прогулке, в ходе игр с ним дети овладевают способами делового и игрового сотрудничества, учатся эмоционально откликаться на результативность действий. С теми детьми, которые с трудом усваивают материал, подобные игры проводятся неоднократно. Такая предварительная индивидуально- коррекционная работа пробуждает у детей интерес к практическим действиям с указанными материалами, стремление использовать их. Занятия по обучению ручным умениям детей с ограниченными возможностями здоровья согласно «Программе» проводится 1 раз в неделю.

Структурно в занятии три части. Учитывая проблемы в развитии мелкой моторики у наших детей и для организационного момента, проводим пальчиковую гимнастику. Во вводной части обращаем внимание на мотивацию детей, т.к. это важно для концентрации их внимания. У наших ребят низкий познавательный уровень, в связи с этим проводим работу, направленную на игровую мотивацию. Детям рассказывается история о нуждах и заботах какого-либо игрового персонажа, что побуждает детей помочь ему.

Чтобы сконцентрировать внимание детей, проводим дидактическую игру, в которой можно закрепить знания о геометрических фигурах, цвете, размере, свойствах материалов. Тема игры выбирается в соответствии с темой занятия. Далее с ребятами рассматриваем образец и проводим анализ: определяем цвет, форму, сходство с другими материалами. Мы считаем, что нам крайне важнопривлечь внимание ребят к основным признакам того предмета, который они будут выполнять: активному обследованию и рассматриванию образца, что является стимулом для восприятия и проявления активности. Далее следует показ способов выполнения со словесным объяснением. Затем физ.минутка. После короткого отдыха с детьми повторно закрепляются приемы, последовательность выполнения поделки. Дети самостоятельно работают, и подводится итог. Сказочный герой-помощник присутствует в течение всего занятия, что позволяет сохранить, поддержать интерес у детей. При анализе поделок, он дает положительную оценку всем выполненным работам. (Ведь все так старались!) Несмотря на индивидуальную предварительную работу, поделки бывают не совсем удачные, но мы их анализируем и сравниваем с удачными только в индивидуальном порядке и даем ребенку возможность доделать, исправить или переделать, чтобы для родителей выставить ее в более удачном варианте и одновременно со всеми.

Несмотря на то, что программные задачи ставятся общие, наши дети справляются с ними далеко не одинаково. Это обосновывается тем, что у них отмечается неустойчивое внимание, кратковременная память, слабое мышление, слабо развитое воображение и мелкая моторика. Поэтому осуществляется большая индивидуальная работа и дифференцированный подход к выполнению заданий.

Так, например, некоторые дети «сильной» подгруппы справляются с заданием быстрее и качественнее. Для них всегда заготовлено небольшое дополнительное задание или усложнение. Индивидуальная работа с ними ограничивается небольшой помощью при необходимости, вопросами, что позволяет упражнять детей в элементарных действиях, рассуждениях, объяснениях. Используются элементы фиксирующей, планирующей, сопровождающей речи.

Кто-то из детей «слабой» подгруппы не успевает сделать и запланированного. В этой подгруппе индивидуальная работа проводится в виде дополнительного повторного объяснения, показа, выполнения поделок совмещенными действиями.

Если ребенок не успел, не смог — ищем малейшую возможность в течение дня закончить эту работу и выставить поделку вместе со всеми, чтобы ребенок мог похвастаться ею. Он тоже должен быть успешным!! Задание одно, но подход разный.

Обращаю Ваше внимание на то, что мы не берем большое количество операций при изготовлении поделок, т.к. дети не смогут их запомнить. Хочется отметить, что для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ручным умениям, в основном используются методы и приемы по показу, по образцу, иногда по чертежу, редко по речевой инструкции. Но в индивидуальном порядке у детей с более сохранным интеллектом используются схемы, редко — по замыслу.

Объем материала на занятии берется в соответствии с задачами «Программы» и индивидуальными возможностями и особенностями.

Всем известно, что включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Нам пришлось приложить немало усилий для того, чтобы родители стали союзниками в развитии ручных умений детей. Не все и не сразу стали принимать участие в выставках совместного творчества. Убеждение — великая сила. И нам удалось убедить семьи воспитанников в том, что ни одна даже самая лучшая коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается вместе с семьей. В этой работе плодотворными оказались неоднократные индивидуальные беседы, консультации. Приятно было видеть искреннюю радость, прежде всего детей, и самих родителей от совместного творчества.

В результате такой планомерной разносторонней индивидуальной работы все дети значительно преуспели к концу четвертого года обучения в своих орудийных действиях и достигли определенного уровня, получив необходимый запас знаний, овладели определенными устойчивыми умениями и навыками в соответствии с их возможностями.

Основная задача дошкольного учреждения — подготовка детей к обучению в школе. Это масштабная задача. И роль нашего учреждения решить ее максимально продуктивнее, подготовить каждого ребенка — не важно, в школе какого вида он будет обучаться. Мы считаем, что подобная работа поможет детям намного легче включиться в общий ритм обучения и достичь определенных результатов в силу своих индивидуальных особенностей.