Тип урока: обобщающий семинар.
Цель: обобщить полученные на уроках химии и биологии знания о единстве процессов, протекающих в живой и неживой природе.
Задачи:
- Образовательные: обобщение учащихся о внутренней среде организма; значение и строение форменных элементов крови; о свойствах и функциях крови; понятия иммунитет; хим. состав гемоглобина; свертывание крови; хим..элементы крови; диффузия.
- Развивающие: формирование у учащихся умений проектной деятельности, осуществлять целепологание, обосновывать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать, проводить самоанализ, развивать интерес к предметам естественного цикла; структурировать информацию, выделять главное, представлять в различных формах; выбирать способы и формы наглядной презентации (продукта) результатов деятельности; взаимодействовать внутри группы, приходить к согласию.
- Воспитательные: формирование потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни.
Оборудование:
- Пробирки с реактивами для проведения качественной реакции на катион железа; прибор гемометр; сыворотки крови.
- Сульфат железа (II)
- Сульфат меди (II)
- Хлорид натрия
- Красная кровяная соль К3{Fe (CN)6}
Оформление кабинета:
Стенд: "Химия человека; упрощенная схема свертывания крови; таблица кровь; газета.
Подготовка учащихся к уроку: за 2-3 недели до урока учащимся раздают вопросы для подготовки.
ТСО: компьютер, проектор.
1. Состав и функции крови.
2. Диффузия, осмос в клетки
3. Химические элементы в клетках живых организмов.
4. Гемоглобин, его хим.состав.
5. Химическая природа процесса свертывания крови.
6. Защитные барьеры организма. Иммунитет.
Ход урока
Психологический настрой на работу: Дети встают, учитель хлопает мелодию в ладоши, а учащиеся ее повторяют.
I этап: введение в тему урока
Учитель химии: наш семинар называется "Химия крови", его цель - повторить и обобщить сведения о химических элементах, полученных на уроках химии, и о составе и функциях крови, которые вы получали на уроках биологии.
Учитель биологии: как вы знаете, в нашем организме протекают единые биохимические процессы. Сегодня мы попытаемся еще раз это доказать. Работа на семинарском занятии будет строиться в соответствии с перечнем вопросов, с которым вы ознакомлены заранее. По ходу урока вы должны будите выполнять разноуровневые задания. (лабораторная работа, задачи, вопросы).
Учитель химии
2. В ходе урока вы должны составить краткий конспект урока и записи будите вести в специальных тетрадях для интегрированных уроков.
II этап: Ставится проблемный вопрос: "Почему кровь называют "зеркалом здоровья"?
Учитель биологии:
1. Состав и функции крови. (этот вопрос представлен в виде презентации, ее выполняли Беляев А., Подмарев А.)
Учитель биологии: А сейчас мы с вами поговорим о группах крови подробнее. И давайте с вами посмотрим слайды: Распространение групп крови у населении России и стран Европы. (см.диск)
А сейчас перейдем к задаче по биологии. Но сначала ответьте на следующий вопрос: Людей с какой группой крови можно назвать универсальными донорами? (ответ учащихся) (1)
А кого - универсальным реципиентам? (ответ учащихся) (4)
Задача: В больницу привезли пострадавшего в аварии с сильным кровотечением, нуждающегося в переливании крови. Анализ показал, что у пострадавшего третья группа крови, а в наличии оказалась кровь первой и второй групп. Удастся ли спасти человека? (ответ учащегося с места)
Демонстрационный эксперимент: "Определение группы крови". (учитель)
Оборудование: предметное стекло, сыворотки.
Учитель биологии: Кровь - это тоже ткань. Вспомните, разновидностью какой ткани является кровь?
(вопрос к классу.) Действительно, кровь - это разновидность соединительной ткани. Охарактеризуйте кратко этот вид ткани (вопрос к классу.)
Учитель химии:
Каждый знает, что вкус крови слегка солоноватый. Уже давно обратили внимание на поразительное сходство состава человеческой крови и морской воды. Такое сходство не случайно. Оно постоянно напоминает нам о гипотезах, согласно которым зарождение и развитие жизни произошло в океане. Состав крови близок по содержанию солей к морской воде, потому, что в состав плазмы входят разные соли. Их концентрация поддерживается на определенном уровне. Одна из солей плазмы - это поваренная соль. Вспомните, чему равна концентрация этой соли в плазме крови, и как называется такой раствор? (вопрос к классу). Действительно, это физиологический раствор, концентрация которого равна 0,9%. Поваренная соль в растворе находится в виде ионов. Напишите уравнение реакции диссоциации хлорида натрия (один из учащихся работает у доски).
Вопрос классу: Чем отличается атом и ион натрия (электронная формула и схема)
Na0 - атом
+!! Na )2)8)1 1S22S2Р63S1
Na+ -ион
+11 Na)2)8) 1S22S2Р6
А теперь решим задачу. Сколько грамм соли и воды нужно взять, чтобы приготовить 250 г физиологического раствора массовая доля соли в котором составляет 0,9%? (на столы раздаются карточки с условием задачи, один из учащихся решает задачу у доски).
Дано:
W (NaCl) = 0,9%
m (р-ра)=250 г.
m (NaCl)-?
m (H2O)-?
Решение:
m (NaCl)=w х m (р-ра)=250 х 0,009 = 2,25 г.
m (H2O)= 250 - 2,25=247,75г.
Ответ: m (NaCl)=2,25 г.,m (H2O)=247,75 г.
Учитель биологии: Итак, следующий вопрос.
2. Диффузия в клетки. (этот вопрос представлен презентацией подготовили ее Захарова К., Пяткина Н.)
Вопрос к классу: Что произойдет с человеком, который долгое время находится в море без пресной воды?
Ответ: Погибнет, т.к. в его крови увеличится содержание солей (прежде всего хлорида натрия). Вода из клеток и тканей устремится в кровь, и организм обезвоживается.
Учитель химии: Итак следующий вопрос:
Учитель химии: Вопрос классу : в каких продуктах содержится много калия? Ответ учащихся- курага, изюм, сухофрукты, банан, шиповник, боярышник, красная и черная смородина, арбуз, дыня. Решив задачу, мы узнаем, сколько надо съесть кураги, чтобы восполнить суточную потребность организма в калии.
Задача: В 50 г кураги содержится 1,017 г. Калия. Сколько грамм кураги надо съесть, чтобы получить суточную норму калия? Суточная норма равна 3,5 г.
Дано:
m (K)=3,5 г.
m (кураги)=50 г.
m (K)=1,017 г.
m-?
Решение:
1.017 г. - 50 г. кураги
3.5 г. - Х г.
Ответ: масса кураги равна 172 грамма.
Учитель химии: Без малого вся таблица Д.И. Менделеева - в ежедневном обеде, в капле крови и в капле морской воды. Такое распределение элементов В.И. Вернадский назвал "Микроскопической смесью". Организму небезразлично количественное содержание микроэлементов, т. к. в зависимости от концентрации вещество может быть и полезным, и вредным. Тест на содержания калия и кальция в организме.
Для снятия напряжения и стресса: учащиеся закрывают глаза, учитель дотрагивается до разных предметов карандашом, постукивая при этом по ним. После каждого удара учащиеся должны попытаться определить тот предмет, до которого дотрагивался учитель.
Учитель биологии: Следующий вопрос нашего семинара:
4. Гемоглобин, его химический состав. (представляют Королева И., Тормозова Е.)
Учитель биологии:
Вопрос к классу: У человека цвет крови красный, у головоногих моллюсков - голубой. Объясните причину столь разной окраски крови. (Ответ учащегося - У головоногих моллюсков в крови имеется пигмент голубого цвета - ГЕМОЦИАНИН, содержащий много меди, что и придает крови голубой цвет).
Учитель химии:
Вопрос к классу: Преступник, чтобы скрыть следы преступления сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла все же установила наличие крови на одежде. Каким образом? (Ответ учащегося: В пепле остаются хим. элементы входившие в состав объекта; кровь отличается высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина, и, если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит на одежде была кровь)
Учитель химии: Представьте, что вы находитесь в исследовательской лаборатории и с помощью химического эксперимента должны определить, в какой из выданных вам пронумерованных пробирок находится вещество, содержащее катион двухвалентного железа.
Инструктивная карта - выдается каждому учащемуся.
Лабораторная работа: "Определение катиона двухвалентного железа".
Цель: научиться определять катион двух валентного железа.
Оборудование: пробирки, штатив.
Реактивы: сульфат железа (II), сульфат меди (II), хлорид натрия, красная кровяная соль.
Ход работы
Последовательность выполнения опыта | Наблюдения выводы | Уравнения реакций |
1 | ||
2 | ||
3 |
По мере выполнения лабораторной работы проверяется знания техники безопасности и правил обращения с химической посудой и реактивами. Учащиеся проверяют сами, друг у друга (взаимо проверка) Слайд с уравнениями реакций на доске.
3FeSO4 + 2K3[Fe (CN)6] = Fe3[Fe (CN)6]2 + 3K2SO4
3Fe2+ + 3SO42- + 6K+ +2[Fe (CN)6]3- =
Fe3[Fe (CN)6]2 + 6K+ + 3SO42-
3Fe2+ + 2[Fe (CN)6]3- = Fe3[Fe (CN)6]2
Учитель биологии: следующий вопрос:
5. Химическая природа процесса свертывания крови. (Лобанова Е. и Чураева О.)
Учитель биологии: Биологическая задача: Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образующуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.
Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения сосуда. Учитель химии: Следующий вопрос.
6. Защитные барьеры организма. Иммунопрофилактика. (презентацию выполнили Пичугина К., Мишина Ю.)
Задача: Что нужно взять с собой врачу в очаг вспыхнувшего инфекционного заболевания- вакцину или сыворотку? (вопрос классу).
Ответ: Для срочной борьбы с возбудителем инфекционного заболевания необходимо ввести готовые антитела - лечебную сыворотку.
III этап. Заключение
Учитель химии: итак, живые организмы характеризуются исключительно сложной в химическом отношение структурой. Данные биологии и химии объединяются в общую науку - биохимию. Биохимия - играет объединяющую роль, помогает понять, как работают биологические системы, помогает доказать родство между живыми организмами, единство их происхождения.
Учитель биологии: Давайте вспомним какой вопрос мы поставили в начале урока: "Почему кровь называют зеркалом здоровья"? ответ учащихся.
Потому, что кровь может дать информацию о заболеваниях или отклонениях в здоровье человека. Для этого проводят анализ крови, состав крови- кол-во красных и белых кровяных клеток, кол-во гемоглобина, скорость свертывания крови, кол-во сахара, кол-во и состав белка.
Учитель химии: Сдайте тетради. Оценка за презентации пять, и по химии, и по биологии, и по информатике, за работу на уроке.., задачи на доске пять, за ответы на вопросы которые были заданы в ходе урока..., за лабораторную работу, а остальные оценки вы получите на следующем уроке, за домашнее задание.
Учитель биологии: В качестве домашнего задания вы получите карточки с заданиями, в которых обобщаются сведения о химии крови.
А закончить наш семинар мы хотим стихотворением С. Острового (учителя читают вместе):
Человек - он ведь тоже природа
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года
И особый в нем музыки ход.И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек- он зима, или лето,
Или осень с грозой и дождем.Все вместил в себя- версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек - он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек - он ведь тоже природа:
Так давайте природу беречь.