Развивающая среда начальной школы. Леготехнология

Разделы: Начальная школа


Каждый ребенок хочет действовать.
Каждый ребенок хочет быть во взаимоотношении.
Вокруг – захватывающий мир для исследования.
Эти три представления являются основными для работы с детьми.
М. и Р. Снайдер

В последние годы в поисках новых форм образовательных ситуаций для реформирования системы образования новаторы предлагают большое разнообразие инноваций, как в традиционной классно- урочной парадигме, так и вне её. Инновационный поиск непременно отталкивается от запросов нового общества, его экономической и политической перестройки, его запросов на новые качества членов общества, новый профессионализм подрастающего поколения. Как показывает опыт, метод проектов, и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы.

Предложенная тематика занятий может быть использована как в рамках программного материала на уроках трудового обучения в начальной школе в разделе «техническое моделирование», так и во внеурочной деятельности в режиме дополнительного образования.

В начальной школе используются образовательные конструкторы LEGO DACTA.

Они вводят учащихся в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения. Во многих странах мира эти конструкторы используются при изучении самых разных предметов – от родного языка до математики, окружающего мира и, конечно, в курсе Технологии. В России занятия с конструктором LEGO DACTA включены в развивающую программу «Истоки» для дошкольников, а образовательная область Технология включена в учебный план начальной, основной и средней школы.

Все материалы LEGO DACTA для младших школьников ориентированы на несколько ключевых способов получения детьми знаний на рассмотрение учебного процесса в следующих аспектах:

  • формирование двигательных навыков
  • развитие личности, развитие способности к самовыражению
  • развитие навыков общения и осмысления мира

ВЗАИМОСВЯЗИ.

На этом этапе к уже имеющемуся знанию добавляется новое знание, и между ними устанавливаются связи; или приобретается новый начальный опыт, в результате которого может сформироваться совершенно новое знание.

КОНСТРУИРОВАНИЕ.

Обучение в процессе практической деятельности происходит особенно успешно. Конструируя предметы из реальной жизни, дети параллельно «конструируют знания»в своем собственном сознании.

РЕФЛЕКСИЯ.

Возможность поразмышлять и обдумать то, что они увидели или сконструировали, помогает детям более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе установления связей с другими идеями и предыдущим опытом. Ролевые игры и обсуждения представляют собой способ реализации данного этапа.

РАЗВИТИЕ.

Мы продолжаем развиваться только в том случае, если постоянно «поднимаем планку», учимся «шаг за шагом» – это позволяет сохранять интерес к делу, совершенствовать знания и умения. Дополнительные задания выводят на этот этап.

Наборы LEGO DACTA представляют большие возможности для осуществления проектной деятельности. Все проекты можно разделить на четыре группы:

  • социальная среда (семья, взаимоотношения, роли, правила, сообщество)
  • природа (живые существа, растения, природные и географические факторы)
  • мир физических объектов (цвет, форма, размер, классификация, вес)
  • мир математики (пространственные отношения, термины, числа, модели)

Все предлагаемые проекты способствуют:

  • развитию комбинаторных навыков и мелкой моторики (при конструировании, строительстве и манипуляции мелкими объектами)
  • развитию речи и коммуникативных навыков (работая и играя вместе, дети рассказывают истории, формулируют свои идеи, играют в ролевые игры)
  • развитию социальных навыков (сотрудничество детей в процессе строительства во время ролевых игр способствует их социализации)
  • развитию когнитивных способностей (проектный подход подталкивает детей к исследованиям и решению различных задач)

Работа над каждым проектом состоит из трех этапов:

ЭТАП 1. Введение в тему проекта.

Работа начинается с рассматривания фотографии, на которой изображена сцена из реальной жизни. Идет обсуждение темы. Можно сходить на экскурсию, прочитать книги или посмотреть видеоматериал на соответствующую тему

ЭТАП 2. Конструирование и строительство.

Детям предлагается подумать, какие идеи могут придти в голову в связи с предложенной темой. После этого учащиеся могут начать строить, используя комплект кирпичиков LEGO. Следует помнить, что не существует «верных» или «неверных» решений; обучение происходит в процессе созидания конструкции; таким образом, чтобы дети ни построили, это – правильно.

LEGO-кирпичики – не только для сборки. Немного воображения, нестандартный взгляд на вещи – и открывается неограниченное количество самых разнообразных возможностей.

Самые удачные проекты получаются тогда, когда способность творить не встречает никаких искусственно навязанных ограничений. В дополнение конструктору можно использовать картон, бечевки, ткань, глину и т.п.

Общение с детьми должно внушить им уверенность в ценности их идей и результатов практической деятельности. Это укрепит их уверенность в себе и побудит к дальнейшим экспериментам: ведь так называемые «ошибки» – это лишь повод научиться еще чему -нибудь.

ЭТАП 3. Исследования и ролевые игры.

Этап строительства – очень важный этап, но не менее важно «поиграть» с конструкцией: разыграть разные сюжеты или провести исследования. Дети должны рассказать о созданных конструкциях, провести экскурсию на «объект».

Учащимся можно предложить следующие темы для проектной деятельности:

«Город будущего»

Цель: необходимо придумать различные варианты будущего развития городской среды. Как будут устроены большие и маленькие города?

Можно нарисовать карты города будущего и изобразить, как будут выглядеть дома и транспортные средства.

«Жилище»

Цель: обсудить различные типы жилищ в прошлом, настоящем и будущем, построить модели домов разного типа. Сделать коллаж из фотографий различных типов домов.. Построить частные и многоквартирные дома.

«Морское дно»

Цель: познакомиться с подводным миром, его географическими и природными особенностями. Поговорить о пище, приспособленности морских животных к среде обитания.

«Доисторические животные»

Цель: узнать об образе жизни доисторических животных, их анатомических особенностях. Посетить с детьми музей, в котором представлены доисторические животные. Создать доисторических животных, их среду обитания.

1-й КЛАСС – 10 часов.

Урок 1. Знакомство с легоконструктором. Правила пользования. Техника Безопасности при работе с конструктором.

Урок 2. Знакомство с деталями легоконструктора. Упражнения в запоминании деталей. Игра «Пылесос».

Урок 3.Упражнение в запоминании деталей. Игра «Кот в мешке».(по команде найти нужную деталь на ощупь).

Урок 4. Игра «Угадай-ка» (игра на ассоциативное понимание «что собрали- угадай).

Урок 5. Символ России – флаг. Флаги, флажки.

Урок 6. Домашние животные: собачка.

Урок 7. Домашние птицы: цыплёнок.

Урок 8. Дикие животные: жираф.

Урок 9. Дикие птицы: лебедь.

Урок 10. Свободное конструирование.

Темы для проектов:

  • ПТИЧИЙ ДВОР
  • В ЗООПАРКЕ
  • КРАСНАЯ КНИГА
  • ПТИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА
  • ЖИВОТНЫЕ В ГОРОДЕ

Примерный план работы над проектом «Птицы нашего города».

В процессе работы над проектом дети знакомятся с птицами той части города, где они живут, используя при этом различные источники информации (энциклопедии, журналы, рассказ учителя, видеофильмы и др.)

Можно оформить альбом с фотографиями, рисунками птиц, которые дети рисуют на уроках ИЗО. Делают выставку творческих работ. Лепят птиц из пластилина, делают аппликации из бумаги с применением оригами. Ученики делают кормушки и ведут наблюдения за прилетающими к ним птицами. Проводятся беседы о пользе птиц, о бережном отношении к птицам, пишутся сочинения. Таким образом, учитель подводит детей к самостоятельному решению проекта на основе наблюдений и накопленного опыта. Итогом работы над проектом может быть утренник, посвященный защите птиц, на котором звучат стихи, песни.

Проект «Животные в городе».

Состоит из трех самостоятельных частей (проектов):

  1. «Дикие животные» – ознакомление с разнообразием животного мира, сбор информации о «заповедных» животных, о предках домашних животных (условия и образ жизни). Фотовыставка, создание Красной книги(альбом), наблюдения в природной среде во время каникул, в зоопарке во время экскурсий.

  2. «Домашние животные» – история появления рядом с человеком, наблюдения и сбор информации о своих «любимцах», выставка зверей-друзей, творческие работы, рисунки, фотографии, стихи, сказки, сочинения. Домашние животные в сельской местности. Домашние животные – доктора. Домашние животные – артисты. Домашние животные – на службе (проводники, спасатели, охотники, сторожа). Забота о друге.

  3. «Бездомные животные» – исследование проблемы «Почему есть бездомные животные?». Кто в этом виноват или как это случилось? Поиск решения проблемы: как мы можем помочь? Опрос местных жителей, беседы с родителями, организация мест кормления, устройство бездомных животных в семьи. Идея проекта высоко нравственна. Развивает у детей глубочайшее переживание страданий другого существа, острое желание оказать посильную помощь, повышенное чувство ответственности за того, кого «приручил».

Экспериментальная работа, в которой деятельность детей была организована через выполнение ими учебно-исследовательских экологических проектов, несмотря на свою незавершенность, позволяет уже сейчас сделать некоторые выводы. Проекты являются методом и средством активного познания окружающего мира, решают проблему нравственного воспитания, развивают творческие способности ребенка, усиливают мотивацию к учению, помогают прогнозировать последствия собственной деятельности, оценивать их с позиции идеи ненасилия и невмешательства в природную среду.

2-й КЛАСС – 14 часов.

Урок1. Знакомство с легоконструктором. Правила пользования. Техника безопасности при работе с конструктором.

Урок 2. Знакомство с деталями конструктора. Упражнения в запоминании деталей. Игра «Пылесос».

Урок 3. Тренировочные упражнения в запоминании деталей. Игра «Кот в мешке».

Урок 4. Дачные домики.

Урок 5. Сельские постройки. (крыши).

Урок 6. Дачный участок (Наши 6 соток). Сад, огород.

Урок 7. Домашние животные сельской местности: корова, лошадь.

Урок 8. Домашние птицы: утка.

Урок 9. Деревенская изба, двор (птичий, скотный)

Урок 10. В санатории (малоэтажные постройки)

Урок 11. Морские животные: краб, рак.

Урок 12. Подводное царство.

Урок 13–14. Свободное конструирование.

Темы проектов:

  • ДАЧНЫЙ ПОСЕЛОК
  • РУССКАЯ ДЕРЕВЕНЬКА
  • АКВАРИУМ

3-й КЛАСС – 16 часов.

Урок 1. Правила пользования легоконструктором. Техника безопасности при работе с конструктором.

Урок 2. Тренировочные упражнения в запоминании деталей. Игры «Кот в мешке», «Пылесос».

Урок 3. Московские окна.

Урок 4. Московские многоэтажки.

Урок 5. Московский дворик.

Урок 6. Детская площадка.

Урок 7. Дом, в котором я живу.

Урок 8. Наша школа.

Урок 9. Моя улица «Заповедный уголок».

Урок 10. Стройка века.

Урок 11. Улица полна неожиданностей. Правила дорожного движения. Дорожные знаки.

Урок 12. Транспорт города. (наземный, подземный, воздушный, специальный).

Урок 13. Продолжение работы.

Урок 14. Машины будущего.

Урок 15–16. Свободное конструирование.

Темы проектов:

  • МОЙ ГОРОД
  • МОСКВА – ГОРОД БУДУЩЕГО
  • МОЯ УЛИЦА
  • В МИРЕ ФАНТАСТИКИ

4-й КЛАСС – 16 часов.

Темы проектов:

  • ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
  • ВОЕННЫЙ ПАРАД
  • НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК
  • ДЕНЬ ГОРОДА
  • СТРОЙКИ ВЕКА (МЕТРО, Ж/Д)
  • ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
  • ДЕНЬ ПОБЕДЫ
  • ДЕНЬ СПОРТА
  • СКОРО ЛЕТО!

Поэтапное содержание работы

Содержание деятельности Организация работы Используемые материалы
1. Геральдика Москвы
Подготовительная работа.
а) Знакомство с геральдикой Москвы (герб, флаг, гимн).
б) Создание образа герба России, своего города.
Рассказ учителя.
Организуется общая дискуссия в классе под руководством учителя.
Делаем вывод: флаг, герб, гимн могут быть у любого государства, города, района, школы, семьи.
Краски, бумага, клей, ножницы, ткань.
в) Знакомство с конструктором Лего.
Каждая группа проектирует и создает образ флага России (под руководством учителя) и по выбору флаг соседнего государства.
Класс делится на группы.
Учитель проводит беседу о многонациональности нашего государства, о дружбе между народами, странами.
Каждая группа обсуждает, как будет выглядеть флаг, выбранный ими и какие элементы конструктора лучше выбрать.
Конструктор ЛЕГО
2. Московские многоэтажки.
а) Подготовительная работа
Учащиеся собирают материал о том, как жили москвичи в древности.
Рассказ учителя: «Москва и ее окрестности». Стройка века. История своего района, улицы с древности до наших дней. Московские многоэтажки.
Обсуждение проектов и их защита. Разыгрывание сценок из жизни москвичей.
Краски, бумага, клей, ножницы.
Видеофильм «Как жили москвичи».
б) Каждая группа проектирует и создает свой дом. Деление класса на группы. Обсуждение проектов. Защита проекта с подробным описанием и названием различных частей дома. Конструктор ЛЕГО
3. Московский дворик Аналогичная работа. Конструктор ЛЕГО
4. Детская площадка Аналогичная работа. Конструктор ЛЕГО

Проекты могут быть краткосрочными (на несколько уроков), средней продолжительности (на весь курс), долгосрочными (на весь год).

По предметно-содержательной области: монопроекты (по одному предмету), межпредметные.

По методу или виду деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированный и прочие.

По количеству участников: индивидуальные (личностные), парные, групповые.

Отличительной особенностью этих мини-проектов является то, что дети самостоятельно включаются в проектную деятельность, реализуя свои фантастические мечты. Они сами находят объекты, которые будут описывать в своем проекте. Роль учителя здесь только как наблюдателя за деятельностью учащихся. В каждой группе уже выявляется ведомый, который дает идею, руководит проектом. Остальные ребята либо поддерживают идею, либо оспаривают ее, предлагая что-то свое. Учитель направляя ребят, наблюдает, как в споре рождается истина. Идет обсуждение проекта без вмешательства взрослых. Ребята выступают здесь сами в роли строителей, архитекторов. Идет научная игра. Дети не только проектируют объекты уже существующие на территории округа, улицы, но и создают те, которые они хотели бы видеть здесь.

При защите проектов звучит вывод: «Мы хотим, чтобы наш город был красивым, ярким (именно поэтому ребята выбирали контрастные цвета из набора), чистым, современным (с парковками около домов, сервисными службами, подъемниками для инвалидов в бассейне!). И, главное, что мы можем этого добиться сами. Все в наших руках!»

Персональный проект (памятка для ученика)

Проект – это творческая исследовательская работа учащихся. Направленная на развитие познавательных способностей.

Форма персонального проекта предполагает, что вы самостоятельно можете выбрать тему, которую будете разрабатывать в течение учебного года. Работая над персональным проектом, вы приобретаете навыки, которые в дальнейшем пригодятся при написании рефератов и курсовых работ. Выполнение персонального проекта дает возможность проявить свои организаторские и творческие способности. Но чтобы результаты вашего творчества в конце учебного года можно было назвать «проектом», должны быть соблюдены следующие условия:

  1. результаты вашей работы должны представлять ценность не только для вас, но и для других людей. Проект должен быть направлен на решение реально существующей проблемы.
  2. Желательно. Чтобы это была межпредметная работа. В которой вы демонстрируете свое понимание взаимосвязей между различными областями человеческой деятельности.
  3. Персональный проект – это ваша самостоятельная работа. А это значит, что, работая над проектом, вы выступаете в качестве «исследователя». И, как все исследователи, вы формулируете проблему, выдвигая ее в результате работы над своим проектом.
  4. Для написания проекта понадобиться самостоятельно, искать необходимую информацию в различных источниках, применять разнообразные методы исследования, например: анализ литературы, анкетирование, поиск в Интернет и т.д.
  5. При работе над персональным проектом вам необходимо выбрать руководителя проекта. Руководитель – это человек, помогающий вам четко сформулировать тему, цель работы, оценить ваши возможности для ее реализации, помочь определиться с источником информации, спланировать работу. Вам необходимо регулярно консультироваться с руководителем проекта.
  6. Работа над проектом не должна быть в ущерб учебе. Придерживайтесь этапов работы, правильно планируйте свое время.