Урок технологии "Народные промыслы России". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  1. Воспитание у детей интереса к народному творчеству, культуре и традициям России.
  2. Формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся.
  3. Развитие умения составлять план предстоящей работы.
  4. Развитие умения работать в группах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся; развитие связной речи учащихся при защите проектов.

Используется мультимедийный проектор, компьютер. (См. все слайды из Приложения).

Ход урока

I. Орг. момент.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Сообщение темы и цели урока.

– Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?

– Ребята! Сегодня мы поговорим о русских народных промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.

– Как вы понимаете «народные промыслы»? (Слайды 2, 3).

Народное искусство несет о себе огромную информацию, о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки-свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву.

Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. На протяжении многих уроков мы с вами вели исследовательскую работу о народных промыслах России, старались найти ответы на вопросы:

  1. Где возник этот вид промысла? (Слайд 4).
  2. Как возник этот вид промысла?
  3. А для чего нужны?
  4. Особенности производства.

– А еще в нашем краю говорят исстари: “Где хотенье, там и уменье!” Согласны ли вы с такими правилами?

III. Что ж давайте по порядку, Загадаю я загадки.

  1. На домашней утвари – золотые кудри. (Хохлома)
  2. Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Хохломская ложка)
  3. Как волшебная жар-птица, не выходит из ума чародейка-мастерица – золотая… (Хохлома)
  4. Утка-Марфутка бережком идет, уточек-Марфуточек купаться ведет. (Дымковская игрушка)
  5. “Синяя птица” – птица счастья. Откуда она к нам прилетит? (Из Гжели) .

– На уроках изобразительного искусства мы с вами знакомились с изделиями народных мастеров.

– Ну что же, не зря мы с вами трудились. Хорошо знаете народные промыслы. Правильно их называете.

IV. Игра «Что напутал художник

(Слайд 5)

V. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке нашей задачей будет представить свой творческий проект, подвести итоги нашего с вами исследования.

VI. Создание творческих бригад.

– Поэтому, сегодня наш класс – это творческая мастерская, где каждый мастер имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя. Но мастерская наша – необычная. Сегодня здесь собрались мастера из Хохломы и Гжели, Дымки.

(Учащиеся рассаживаются по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой).

Как нужно работать, чтобы ничто не могло нам помешать?

Чтоб работа закипела
Приготовим все для дела.
Будем шить и мастерить –
Все должно в порядке быть!
Правила рабочего человека.

– Итак, мы приступаем. Каждая группа будет защищать свой творческий проект. Что же такое – творческий проект? Слово “проект” (в буквальном переводе с латинского – “брошенный вперед”) толкуется в словарях как “план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. Выберите материалы, инструменты, а бригадиры будут следить за безопасностью труда в группе.

VII. Подготовка к презентации. (Практическая работа).

  1. Подготовьте рабочее место. (Слайд 6).
  2. Экономно расходуйте материалы.
  3. Работайте аккуратно.
  4. Закончив работу, уберите своё рабочее место.
  5. Работайте спокойно и дружно.

Звучит инструментальная музыка, дети изготавливают поделку.

VIII. Физкультминутка.

– Давным-давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто – то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай? И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались обжигать их на огне. Шли века, люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, вазы, чаши. Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Красивая и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика. Фаянсовая посуда – из белой глины. А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. А сейчас ребята нам расскажу об этом промысле.

IX. Защита, обоснование проекта.

Гжель.

  1. Сине-белая посуда. (Слайд 7)
    Расскажи-ка ты откуда?
    Видно издали пришла
    И цветами расцвела:
    Голубыми, синими,
    Нежными, красивыми.

  2. В тихом Подмосковье (Слайд 8)
    Речка Гжелочка бежит.
    Вдоль этой речки
    Деревенька стоит.
    Заросли ивы вдоль речки бегут.
    Умельцы в той деревеньке живут.
    Расписную посуду они мастерят.
    Синим по белому чудо творят.

  3. Кто не любит этих дивных (Слайд 9)
    И изысканных изделий,
    Этих мягких, плавных линий
    И лазури красок гжели?!

  4. Лишь два цвета – так не броски, (Слайд 10)
    Но таят в себе немало:
    Белоствольные берёзки,
    Из снежинок покрывало,

  5. Купол неба здесь высокий,
    И озёра голубые,
    И цветочек синеокий
    На полях ржаных России...

  6. Перепутать с чем-то трудно (Слайд 11)
    Синецветье нашей гжели.
    Мы, любуясь этим чудом,
    Все глаза уж проглядели!

И еще об одном промысле нам хочется рассказать о хохломе. «Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке. Изготавливается эта посуда из липы, березы, осины. Посуду эту деревянную сушат, затем 2 раза шпаклюют, грунтуют льняным маслом, шлифуют, олифой натирают ласково- ласково, пока изделие не заблестит, затем покрывают алюминиевым порошком. После этого изделие расписывают стойкими красками – охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Лаком покрывают и прогревают. Лак этот при нагревании приобретает золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды, сияние её.

Хохлома.

  1. Роспись хохломская (Слайд 12)
    Словно колдовская.
    В сказочную песню
    Просится сама.
    И нигде на свете
    Нет таких соцветий
    Всех чудес чудесней
    Наша Хохлома.

  2. Деревянная чашка, (Слайд 13)
    Деревянная плошка
    И, как будто простая,
    Деревянная ложка.

  3. Но узорочьем дивным
    Они расцветают,
    Как посуда нарядна –
    Она золотая!

  4. Вся в цветах она, в листьях (Слайд 14)
    И в ягодах алых,
    На ветвях золотых
    Стаи птиц небывалых.

  5. До того хороша, (Слайд 15)
    Восхищенья не скрою!
    Называют её
    Золотой хохломою.

  6. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород дерева. Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий: мебель, женские украшения, сувениры, бытовые предметы хозяйственного назначения. (Слайд 16)

Дымковская игрушка. В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности.

  1. Дымковская – значит, дым! (Слайд 17)
    Значит, глину обжигаем,
    В печку русскую сажали…
    Обжигали, но названье
    Ведь от местности идёт.

  2. Чем знаменито Дымково? (Слайд 18)
    Игрушкою своей!
    В ней нету цвету дымного,
    Что серости серей.
    В ней что-то есть от радуги
    От капелек росы
    В ней что-то есть от радости
    Гремящей, как басы!

  3. Все игрушки не простые, (Слайд 19)
    А волшебно расписные.
    Белоснежны, как березки,
    Кружочки, клеточки, полоски –
    Простой, казалось бы, узор,
    Но отвести не в силах взор.

  4. Посмотри, как хороша эта девица-душа. (Слайд 20)
    Щечки алые горят, удивительный наряд.
    Сидит кокошник горделиво,
    Барышня так красива.

  5. Вятка славилась в старину своими базарами–ярмарками, которые назывались “СВИСТУНЬЯ” или “СВИСТОПЛЯСКА”. Развлечением праздника были глиняные игрушки – свистульки.
    Вятка вздрогнула от свиста, (Слайд 21)
    Всяк свисток к губам прижал.
    И пошла базаром сказка –
    Родился в веселый час
    Вятский праздник – «Свистопляска»,
    Город весь пустился в пляс.

У каждого народа свои замечательные куклы, некоторые стали знамениты на весь мир. Одна из них – русская матрешка. Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей немногим 100 лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Слайд 22.

Матрешки. (Слайды 23, 24)

  1. Более ста лет назад привезли из Японии деревянную игрушку: Старика с вытянутой головой. Звали его Фугурума. У мудреца голова вытянулась от раздумий. Игрушка понравилась, и художник С. Малютин придумал нашу русскую матрешку, выточил её токарь В. Звёздочкин. Своё название игрушка получила от русского имени Матрёна. Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках.

  2. Сто лет Матрешке, (Слайд 25)
    но не старится она
    Как красна девица - умна,
    скромна, стройна.
    От многих бед ее сто лет
    хранит секрет:
    Дуэт живет в Матрешке,
    трио и квартет!

  3. Кукла Матрешка нарядна, красива. (Слайд 26)
    Кукла Матрешка – улыбка России.
    Матрешка-игрушка, ты всем нам нужна.
    Матрешка – подружка на все времена!

  4. Как будто в русском
    цирковом парад-алле,
    Плывут Матрешек хороводы по Земле.
    И тот, кто встретит их,
    улыбку дарит им -–
    Так улыбнемся
    и все вместе повторим:
    МА-ТРЕ-ШКА! МА-ТРЕ-ШКА!

  5. У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка. И хотя постепенно из обычной детской игрушки матрешка превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение. (Слайд 27)

  6. Игрушек больше миллиона
    в мире есть,
    И всех игрушек нам сейчас
    не перечесть.
    Но изо всех, быть может,
    только лишь одна
    Для дружбы всех людей
    на свете рождена.
    Сто лет Матрешке,
    но не старится она
    Как красна девица – умна,
    скромна, стройна.

В России живет немало людей, которым интересно заниматься тем, что делали их деды и прадеды. Такие мастера, сохраняющие и развивающие самобытные ремесленные традиции, есть и в Воронежской области. Традиционный костюм Воронежской губернии отличается необыкновенной красочностью и в то же время строгостью и вкусом. Помимо подлинных костюмов, в экспозиции использованы редкие фотографии конца XIX – начала XX века, на которых запечатлены виды старинных сёл и деревень, традиционные занятия жителей губернии, их внешний облик.

Народный костюм Подгоренского рая.

Выступление Шульгиной М.В. (Методиста районной детской библиотеки). (Слайд 28)

X. Подведение итогов.

  1. Интересные получились у нас проекты?
  2. С какими видами народного промысла мы познакомились?
  3. Вам понравилось быть исследователями?
  4. Где можно использовать материал, который вы собрали и оформили в папки?

– Сегодня на уроке нашей задачей было начать готовить методическое пособие для учащихся начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи. Когда мы будем учиться в следующих классах – продолжим эту работу – Вы сделали прекрасные поделки. По конструктивным критериям – правильно использовали основные элементы каждой росписи, по технологическим – оригинальны и рациональны. По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением. Я думаю, что задачи урока мы выполнили, ваши поделки помогут другим ребятам познакомиться с различной техникой росписи, вы проявили свою фантазию, творчество.

XI. Уборка рабочего места.

(Слайд 29)

Вот закончился урок
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери
И порядок наведи!