Педагогический проект "От поиска одаренных – к раскрытию одаренности"

Разделы: Начальная школа


Вид проекта: Исследовательский.

Цель проекта: Создание условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала ребёнка.

Методические задачи

  • изучить опыт работы с одарёнными детьми в школах России и за рубежом;
  • определить способы диагностики и показателей достижения результатов;
  • провести диагностику, направленную на выявление диапазона способностей учащихся;
  • осуществить отбор технологий, методов и приёмов, способствующие развитию одарённости детей;
  • разработать систему работы с одарёнными детьми.

Ведущая идея инновационного проекта: Разумное сочетание современных технологий, методов и приёмов и создание творческой среды позволит сформировать систему работы с одарёнными детьми, и тем самым обеспечить поле деятельности для творческого проявления и самовыражения.

Применяемые технологии:

  • Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская)
  • Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность») – Д. Дьюи, Г.П. Цедровицкий, А.А. Дергач, О.С. Анисимов и др.
  • Идеи развивающего обучения (П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В.Давыдова)
  • Технология РКМЧП – «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер)
  • Технология проектной и исследовательской деятельности
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Интерактивное обучение
  • ТРИЗ-педагогика (Г.С. Альтшулер)

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели проекта: 1-4 класс.

Программно-техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • мультимедиапроектор;
  • средства телекоммуникации (выход в Интернет);
  • экран;
  • фотоаппарат.

Комментарии к проекту

Будущее – гораздо ближе к нам, чем принято думать; оно – совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Одарённые дети… Произнося это словосочетание, мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающихся от сверстников. Поменяем местами слова, и перед нами уже не просто новое словосочетание – "детская одаренность", а принципиально иная психолого-педагогическая проблема. В этом смысле "одаренность" предстает уже не как исключительность, а как "потенциал", "дар природы", имеющийся у каждого. Но дар не даётся даром. Эта истина давно мною понята, и уже много лет ведётся совместная работа с учителями предметниками, воспитателем, родителями по раскрытию дарования каждого ребёнка.

В правильности выбранного пути мы убедились, познакомившись с основными направлениями развития общего образования национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", в которой Д.А. Медведев особое внимание уделяет поддержки талантливых детей.

Цель данного проекта: создать условия для наиболее полного раскрытия творческого потенциала ребёнка. Этот проект долгосрочный; выпустив 4 класс, учитель начальных классов снова начинает решать те же задачи с другими детьми, приумножая пути реализации.

Задачи данного проекта:

  • изучить опыт работы с одарёнными детьми;
  • определить способы диагностики и показателей достижения результатов.
  • провести диагностику, направленную на выявление диапазона способностей учащихся;
  • осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы, способствующие развитию одарённости детей;
  • разработать систему работы с одарёнными детьми.

Предположив, что целенаправленное системное воздействие семьи и школы обеспечит развитие индивидуальных способностей личности ребёнка, был разработан план проекта.

Подготовительный этап; сентябрь – ноябрь 2008 г. – изучение теоретических основ проблемы;
– создание «банка» идей и методик работы по развитию способностей учащихся;
– диагностика, направленная на выявление диапазона способностей учащихся;
Поисково-экспериментальный этап; декабрь 2008 – апрель 2010 г. – использование технологий, методов и приёмов, способствующие развитию одарённости детей в урочной и внеурочной деятельности;
– мониторинг процесса и промежуточных результатов;
– корректировка дальнейшей работы.
Заключительный этап; май 2011 г. – оценка эффективности системы работы;
– анализ результатов, обобщение и распространение опыта.

Для выявления диапазона способностей учащихся начальной школы было проведено анкетирование по методике Хаана и Каффа «Карта одаренности» с родителями и педагогами для того, чтобы убедиться, какие способности являются приоритетными для каждого ребёнка. (Приложение 1) Спектр способностей (видов одаренностей) учащихся представлен в диаграмме.

Результаты стартовой диагностики учащихся (ноябрь 2008 г.)

Интеллектуальные способности имеют 36%, детей с лидерскими способностями (имеющие склонности к организации деятельности других) – 8%, академическими способностями обладают дети с ярко выраженным интересом к отдельному предмету, их 4%. Детей с творческими способностями 16%, они отличаются пытливостью ума и дотошностью в получении сведений, фактов, стремятся делать всё по-своему, разрушают стереотипы обыденной среды. Дети с психомоторными способностями обладают такими качествами как тонкая и точная моторика, пластика, спортивность. Их в классе 28%. И с художественно-исполнительскими способностями – 20%.

Анализ результатов диагностики показал, что каждый ребёнок имеет способности, а некоторые их них в нескольких областях.

Данные результаты постоянно меняются, так как дети переходят из одной категории в другую.

Изучив и проанализировав состояние проблемы в педагогической теории и практике, выбрали для практической работы более эффективные, по нашему мнению, технологии, методы и приёмы.

Работа с одарёнными детьми ведётся как в классно-урочной деятельности, так и во внеурочной.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Обучение по развивающей модели (педагоги гимназии работают по ОС «Школа 2100»), в которой уже заложено личностно-ориентированное обучение и технология метода деятельностного подхода, использование информационно-коммуникационных технологий, проектно-исследовательской деятельности позволяют раскрыть способности учащихся в интеллектуальной сфере. Теория решения изобретательских задач, или технология ТРИЗ используется в курсах «Мир фантазии» и «Мир логики», которые проводятся во внеурочное время.

Но всё успеть на уроке невозможно, поэтому в гимназии большой простор для работы с одарёнными детьми отведён во внеурочное время. Учащиеся начальной школы принимают активное участие в школьных и районных предметных олимпиадах, заочных Интернет-олимпиадах, конкурсах и викторинах. Также ребята участвуют в сетевых проектах «Этот удивительный мир математики», «Ритм» и «Интеллектуальный пирог» на муниципальном уровне. Проектно-исследовательская деятельность активно ведётся как на занятиях, так и во внеурочное время. Лучшие проектные работы ученики представляют на ежегодной гимназической научно-практической конференции «ЗУБР» («Знания, умения – будущее России»). Ежегодно учащиеся гимназии принимают участие в конкурсах разной направленности. В 4 классе число участников достигает 100%. Популярны как спортивные конкурсы («Зимние забавы», «Зарничка», «Мама, папа, я – спортивная семья»), так и интеллектуальные («Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Золотое руно»). Очень нравится детям конкурс «Инфознайка», «ЧиП». Отдельные учащиеся принимают участие в конкурсах «КИО» (Конструируй, изобретай, оптимизируй), «Сократ», «Британский бульдог».

Одним из значимых мероприятий, направленных на развитие интеллектуальной сферы является интеллектуально-личностный марафон «Твои возможности, гимназист» – многопредметное интеллектуальное соревнование школьников.

По положению о проведении интеллектуального школьного марафона участвовать на первом этапе может каждый гимназист 3-4 классов. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов, переходят на второй командный этап. Такой подход обеспечивает всем гимназистам равные условия.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Работать с детьми, склонными к одарённости, нелёгкий труд. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы. (Приложение 2) Учитель разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает

теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность ученика. Успешный учитель для одаренных – прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.

Как бы мы ни рассматривали влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Поэтому с родителями ведётся соответствующая работа по различным направлениям и оказывается различная психолого-педагогическая поддержка. (Приложение 3)

Созданная система работы с учащимися является эффективной, свидетельство этому результаты итоговой диагностики.

 

Результативность исследовательской, проектной деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, высокая познавательная активность и мотивация деятельности детей обеспечили высокий рейтинг образовательных достижений учащихся.

Доказательством являются многочисленные победы учеников начальной школы в конкурсах разного уровня, что говорит также о разносторонности их интересов и формировании универсальных учебных действий.

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. Талантливые люди – главное богатство общества.

Презентация, Буклет.