Обобщение опыта работы: "Дифференцированный подход в обучении как одно из условий сохранения и укрепления здоровья учащихся на уроках химии

Разделы: Химия


АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально – нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи. В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особенно актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей.

Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД/РАМН констатируют в настоящее время следующее: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходится на функциональные изменения по органам и системам, т.е. те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов, и по мере их устранения они исчезают. И около 40% - на хронические заболевания, те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных переходят в хронические.

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. Поэтому передо мной встала задача, как организовать этот учебный процесс, чтобы совершенно разные по уровню обученности и обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили, а в лучшем случае укрепили физическое и психическое здоровье.

Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА

Я работаю в Областной санаторной школе – интернате г. Вязники. Концепция нашего ОУ исходит из принципа – здоровье есть критерий образования. Каждый год все больше детей поступают в нашу школу с заболеваниями дыхательной системы (169 учащихся). Кроме этого они имеют множество других сопутствующих заболеваний (125 учащихся – 63%): бронхиальная астма, хронический бронхит, врожденный порок сердца, заболевания ЖКТ, энурез, логоневроз, синдром гипервозбудимости, ЗПР, вегетососудистая дистония, церебростения, нарушение осанки, сколиоз, деформация грудной клетки, плоскостопие, понижение зрения, отставание физического развития и др. Состояние их здоровья постоянно находится под наблюдением медицинских работников, психолога и логопеда школы, проводится мониторинг по уровню и анализу заболеваемости школьников.

Основная масса детей педагогически запущена, сложность обучения состоит в том, что дети приходят к нам из школ области с разным уровнем знаний. (разный уровень обученности). Поэтому возникают трудности в обучении, отсутствие у детей мотивации и как следствие психологический дискомфорт. Исходя из этого, на протяжении многих лет основной задачей всего педагогического коллектива нашей школы является работа над созданием здоровьесберегающей среды, обеспечивающей формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕКАЯ ИДЕЯ

Одним из условий сохранения и укрепления здоровья школьников является дифференцированное обучение, т.е. максимально точный учет возрастных и индивидуальных психологических, физиологических, физических особенностей детей в конкретный период их жизни. Поэтому обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке, т.е. цель дифференцированного обучения - это оказание психологической и методической помощи учащимся, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников, родителей, учителей: право выбирать уровень усваиваемого материала позволяет снизить перегрузки, снижает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства учащихся, повышает мотивацию обучения. Поэтому задача сохранения здоровья учащихся и достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Поэтому возникает ПРОТИВОРЕЧИЕ между необходимостью применения уровневой дифференциации на уроках и отсутствием специальной программы и методики при изучении химии.

ПРОБЛЕМА: Каковы же пути и средства применения методики дифференцированного обучения при изучении химии?

ОБЪЕКТ: процесс обучения химии в 8-9 классе.

ЦЕЛЬ: Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся через использование технологии дифференцированного обучения.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить и применить теоретические и практические разработки по здоровьесбережению детей, а так же технологии дифференцированного обучения.
  2. Выявить уровень обучаемости и здоровья учащихся (работа со школьным врачом и психологом).
  3. Выявить уровень обученности детей по предмету, используя критерии оценки каждого уровня.
  4. Отобрать содержание учебного материала по химии для работы с детьми каждого уровня (дифференцированные контрольные работы и задания на уроках).
  5. Определить методы, формы и методические приемы, способствующие применению уровневой дифференциации на уроках, технологии дифференцированного обучения.
  6. Экспериментально проверить влияние уровня развития обученности детей на качество знаний, познавательный интерес к предмету, психологический климат и уровень тревожности в классе.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Стержневым понятием концепции формирования здорового образа жизни является понятие «единого целого», т.е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей.

Здоровье – это качество приспособления организма к условиям внешней среды (природным и социальным).

Основные аспекты здоровья:

  • физиологический;
  • эмоциональный;
  • интеллектуальный;
  • социальный;
  • личностный;
  • духовный аспект объединяет их в единое целое – здоровье.

В настоящее время выделяется несколько видов и компонентов здоровья.

  1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенеза.
  2. Физическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
  3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию.
  4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье обусловлено духовностью человека, т.е. оно основывается на общечеловеческих ценностях добра, чести, достоинства, любви и красоты.

Основными критериями здоровья являются:

  • Для соматического и физического состояния – я могу;
  • Для психического – я хочу;
  • Для нравственного – я должен.

Признаками здоровья являются:

  • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса, одним из направлений которой является дифференцированный подход в обучении. С этой целью в педагогической психологии разработаны технологии уровневой дифференциации:

  • Дифференциация обучения (Г.К. Селевко)
  • Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
  • Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)
  • Технология индивидуализации обучения (В.Д. Шадников)

Но полностью их использовать при обучении химии оказалось затруднительным, поэтому в своей работе я основывалась на технологии Н.П. Гузика – Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация, согласно которой:

  • Дифференцированной обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
  • Дифференцированный подход в обучении – это комплекс методических, психолого – педагогических и организационно – управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

  • По возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
  • По полу;
  • По области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и др.);
  • По личностно-психологическим типам (тип мышления, темперамент и т.д.)

Мой опыт опирается на вид дифференциации по уровню умственного развития.

Н.П. Гузик выделяет 3 программы: «А», «В», «С».

  • Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Поэтому в содержание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание и т.д.
  • Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими предметами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня.
  • Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблемы, которую можно решить на основе полученных в школе знаний. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

НОВИЗНА ОПЫТА

В педагогике до сих пор нет единого мнения о том, каким образом осуществить дифференциацию дидактического материала, сколько уровней сложности необходимо выделить, какого рода задания должны входить в каждый уровень. По общему мнению дидактов, 1 уровень сложности должны составлять задания, наиболее простые по содержанию и направленные на проверку репродуктивных знаний; 2 уровень – задания, требующие использования мыслительных приемов; 3 уровень – задания творческого характера. Существуют разные таксономии уровней дифференциации:

  • таксономия Б. Блума;
  • таксономия Д. Толлингерова;
  • формирование разноуровневых групп к обучению (по А.К. Марковой).

Обобщив и систематизировав данный материал:

1. Мною были выделены 3 уровня дифференциации (с подуровнями):

1 уровень:

А) очень низкий – распознавание;
Б) низкий – воспроизведение;

2 уровень: средний – понимание;

3 уровень:

А) высокий – применение
Б) очень высокий – творческий

2. Разработаны критерии оценки каждого уровня.

3. Разработаны основные требования по выполнению заданий трех уровневой дифференциации. (Приложение 4).

4. Отобраны формы, методы и методические приемы для работы с детьми каждого уровня. (Приложение 3).

5. Составлены правила работы с детьми 1 уровня и вновь прибывшими.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель технологии уровневого обучения – обеспечить усвоение учебного материала учеников в зоне его ближайшего развития, сохраняя тем самым психическое и физическое здоровье.

Э Т А П Ы

1. Работа со школьным психологом для выявления уровня обучаемости учащихся (развитие психических качеств – мышления, памяти, внимания, восприятия учебного материала).

2. Работа со школьным врачом для выявления индивидуальных особенностей здоровья учащихся.

3. Диагностический этап:

А) уровень обученности учащихся (вводные контрольные работы, самостоятельные работы, тесты), их анализ;
Б) учебно-познавательный интерес, психологический климат (анкетирование учащихся), их анализ;
В) уровень тревожности (тестирование психолога школы).

4. Распределение учащихся по группам, учитывая следующие параметры:

  • Уровень обучаемости;
  • Уровень обученности;
  • Индивидуальные особенности здоровья.

А) распределение учащихся по группам происходит по результатам диагностических тестов, самостоятельных работ, контрольных работ, тестированию психолога.
Б) разработка основных требований к заданиям и критерии оценки каждого уровня.

Все эти данные доводятся до сведения учащихся, т.к. считаю, что все уровни – открытая система, поэтому учащиеся сами выбирают свой уровень и задания к нему, но к самостоятельному выбору подходят под руководством учителя.

5. Реализация уровнего обучения.

А) После выполнения диагностического тестирования, ученики разбиваются на 3 группы по усвоению материала. Эти группы относительно стабильные, в которых различаются предъявляемые к школьникам требования (Приложение 4).
Б) Разноуровневая дифференциация широко применяется на разных этапах учебного процесса:

  • изучение нового материала (отдельные вопросы или темы с достаточно доступным содержанием, при решении задач);
  • учет знаний на уроке;
  • текущая проверка усвоения пройденного материала;
  • самостоятельные и контрольные работы;
  • уроки закрепления;
  • дифференцированная домашняя работа.

В) Наличие и выбор места на уроке форм, методов и методических приемов, способствующих активизации, инициативе и творческому самовыражению учащихся.

6. Применение разноуровнего обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для первой группы:

  • Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  • Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
  • Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы:

  • Развивать устойчивый интерес к предмету;
  • Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия;
  • Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
  • Сформировать умения самостоятельно работать над заданием;
  • Развивать интеллектуальные умений учащихся

Для третьей группы:

  • Развивать обобщенный интерес к предмету;
  • Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности;
  • Развивать воображение, мышление, творческие способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии.- Народное образование, 1988.
  2. С.В. Дендебер, О. В. Ключникова. Современные технологии в процессе преподавания химии.- Москва, 2007.
  3. Н.К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - АРКТИ, 2003.
  4. Е.Н. Степанов. Дифференцированное обучение.
  5. В.В. Фирсов. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М. Просвещение, 1994.
  6. В.Д. Шадриков. Психология деятельности и способности человека. - М. Педагогика, 1996.
  7. Журнал. Химия в школе - 2000. №1 (контроль знаний при дифференциации).
  8. В.Н. Рыжова Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников /Журнал. Завуч - 2003. №8
  9. С.А. Цабыбин. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - Волгоград, 2009.

Презентация, Приложение 2.