Цель: ознакомление со способами передачи состояния моря с помощью цвета в живописи, поэзии, музыке.
Задачи:
- способствовать установлению гармонии с природой посредством изобразительного искусства, поэзии и музыки;
- продолжать обучать детей приемам получения с помощью основных цветов дополнительные;
- развивать образное восприятие цвета;
- познакомить с творчеством художника мариниста И.К. Айвазовского и композитора Н. А. Римского-Корсакова.
Материалы: репродукции картин И. К. Айвазовского, фотографии разного состояния моря в природе, аудиозапись звуки моря, гуашь (белая, черная, желтая, синяя, красная), бумага (ватман), кисти, губки, палитра, салфетки.
Ход занятия
1 этап
Дети тихо входят в изостудию и рассаживаются на стульчики. Звучит мелодия «Шум моря».
Педагог:
Сказка о волне
Жила-была Волна. Ей очень нравилось жить в огромном Море. На рассвете она становилась розовой и нежилась в тёплых лучах солнца, а в лунные ночи подставляла свою спинку под холодные серебряные лучи. В штормовые дни она была такой же тёмно-серой, как и низкие тучи, и на голове у неё появлялась шапка белой сердитой пены. Но больше всего ей нравилось тёплым летом плескаться у самого берега, ворошить разноцветные камешки, поиграть с рыбкой или щекотать за ножку маленького ребёнка.
Волна часто замечала, как любуются на неё люди и говорят друг другу: « Как жаль, что её красоту нельзя передать в красках! Ведь она всё время разная!»
Она-то знала, что это невозможно. Сколько художников пыталось уже сделать это! Но едва они успевали прикоснуться кистью к холсту, как Волна меняла свой облик и цвет, становилась другой.
Однажды Волна познакомилась с мальчиком, звали его Ваней.
- Я нарисую тебя!- сказал мальчик.
- Попробуй!- засмеялась Волна, качая своей головой в маленькой пенной шапочке. Она-то знала, что это невозможно.
А потом мальчик куда-то пропал. Волна узнала, что Ваня уехал далеко-далеко, в Петербург, учиться на художника. Ей захотелось посмотреть на этот город. И она тоже отправилась в долгое путешествие. Петербург оказался огромным городом. Она часто видела своего друга, который теперь стал совсем взрослым, и теперь его все звали Иваном Константиновичем. И Волна всё чаще слышала, как восхищаются люди Иваном Айвазовским. Они говорили, что он самый лучший «маринист» и никто так, как он, не умеет изобразить море в лунную ночь или на рассвете. Она поняла, что маринист- это художник, который умеет писать море. Именно Айвазовский сумел показать бездонную глубину моря. Ничего, кроме моря и неба. Нет ярких красок. Но есть настоящая красота и торжественность.
2 этап
Педагог:
Ребята, вы узнали эти звуки? Что они вам напомнили? (Ответы детей)
Правильно, это шум моря. А кто-нибудь из вас уже бывал на море?
Каким оно вам запомнилось? (Высказывания детей)
Я вам предлагаю послушать, как описал море в своем стихотворении Григорий Поженян
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки.
Море может быть то зеленым,
С белым гребнем на резкой складке,
То задумчивым светло-синим,
Чуть колышимым легким бризом.
Море может быть в час заката,
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривой в часы прилива.
Море может быть голубое!
И порою в дневном дозоре,
Глянешь за борт и под тобою,
То ли небо, а то ли море.
Но бывает оно и черным,
Черным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.
Понравилось? А какие цвета поэт использовал для описания моря? (Ответы детей, при затруднении – помощь педагога)
Хорошо! А все ли цвета вам знакомы? (Педагог поясняет ответы детей)
Молодцы!
Море, как вы уже поняли, бывает разного цвета, который зависит от времени суток, освещенности, погоды, глубины. Обратите внимание на фотографии моря, которые я приготовила для вас. ( Презентация) На какой из них изображено холодное море, на какой теплое? Тихое, спокойное и бурное? Глубокое? Вечернее? Ночное? Почему вы так считаете? (Ответы детей).
Ребята, я приготовила для вас палитру и кружочки разного цвета и вот вам задание: подберите и разложите на палитре цвета, которыми можно изобразить море (Дети подходят к столику с палитрой и кружочками и активно подбирают цвета, советуются друг с другом). Какие вы молодцы! Теперь у нас с вами есть настоящая морская палитра, к которой мы с вами сегодня еще вернемся.
3 этап
Море всегда производило на людей большое впечатление своим могуществом, бескрайностью и красотою. Я приглашаю вас отправиться в небольшое путешествие и посетить наш мини-музей, чтобы поближе рассмотреть картины этого замечательного художника.
АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович [17.07.1817, Феодосия, - 19.04.1900, там же], русский живописец-маринист. В 1837 окончил Петербургскую академию художеств и приобрел известность как мастер морского пейзажа (марины). В ходе Кавказской войны 1817-1864 участвовал в морских десантных операциях (1839), познакомился с флотоводцами В. А. Корниловым, М. П. Лазаревым и П. С. Нахимовым. В 1844 году назначен живописцем Главного морского штаба с правом ношения мундира Морского министерства. В 1845 избран академиком Академии художеств и принимал участие в экспедиции адмирала Ф. П. Литке на острова Греческого архипелага и к берегам Черного моря. В 1887 году избран почетным членом Академии художеств. Кроме того, являлся членом ряда европейских академий. Всего им создано до 6 тысяч картин, большое количество акварелей и рисунков. В Феодосии Айвазовский создал художественную мастерскую, картинную галерею и археологический музей.
(Дети подходят к стенду с репродукциями картин и портретом Айвазовского, рассматривают их и отвечают на вопросы педагога, а затем проходят на свои места).
Теперь мы можем с уверенностью сказать. Что художники показывают различное состояние моря с помощью цвета, поэты – с помощью слов. А как же могут показать нам море композиторы? (с помощью музыки, мелодии, звуков).
Давайте немного отдохнем. (Педагог проводит физкультминутку)
Физкультминутка
Игра « Море колышется»
4 этап
Педагог:
Звёздочка в небе колышется кротко
В белом тумане качается лодка,
В лодке той – чудесные краски
Шепчутся в ней небылицы и сказки
Лодочку ветер тихонько качает
В волшебное царство он нас приглашает
Понравились вам фотографии и репродукции картин с изображением моря? А хотите тоже почувствовать себя маринистами? (Ответы детей).
Нарисовать волны на море можно, если понять, как движется волна. (Показ педагогом на образце) Сначала нарисуем фон. Линию горизонта нарисуем чуть выше середины. Небо плавно закрасим от синего к белому около горизонта. Можно нарисовать облака или тучи по желанию.
Чтобы переход получился плавным, часть неба нарисуем синей краской, часть белой, а потом широкой кистью горизонтальными мазками смешаем краску на границе.
Само море тоже закрасим синей и белой краской. Не обязательно мазки наносить горизонтально. На море волны, поэтому лучше мазки делать в разные стороны.
Теперь смешаем зеленую краску с желтой краской и добавим немного белой. Нарисуем основание для волны. На рисунке ниже более темные области — это влажная краска, просто гуашь не успела высохнуть.
На зеленой полосе распределим жесткой кистью с белой краской движение волны. Обратите внимание, что левая часть волны уже упала в море, рядом — поднятая часть волны. И так далее. Под упавшей частью волны тени сделаем более сильными. Для этого смешаем синюю и фиолетовую краску.
На палитре, смешав синюю и белую гуашь, прорисуем следующую падающую часть волны. Одновременно усилим под ней синей краской тень. Теперь можно прорисовать детали. По всей длине волны набрызгаем кисточкой пену. Для этого возьмем кисть из жесткой щетины и белую гуашь.
5 этап
А теперь я предлагаю вам самостоятельно изобразить море.
(Самостоятельная практическая работа ребят)
6 этап
В заключение занятия дети рассматривают получившийся морской пейзаж и делятся своими впечатлениями: Что они узнали нового? Понравилось им занятие или нет?