Проект по дифференциации звуков речи "Грамотей"

Разделы: Логопедия


Образовательная часть: Звуковая культура речи детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: Практико-ориентированный.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Продолжительность проекта: 2 года.

Форма реализации проекта: Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации звуков.

Цель: Создать условия для дифференциации звуков речи на слух посредством занятий и дидактических игр, что будет способствовать формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • учить детей различать на слух звуки сходные по звучанию и по артикуляции;
  • закреплять умение характеризовать звуки;
  • учить выполнять звуко-слоговой анализ слова;
  • закреплять у детей правильное употребление в речи разных форм частей речи;
  • учить детей подбирать слова со сходными по звучанию, по артикуляции звуками.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать логику, мышление, внимание, восприятие;
  • расширять словарный запас дошкольника, не только существительными, но и прилагательными, глаголами;
  • развитие общих речевых навыков: дикции, интонационной выразительности, силы голоса.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать уважение и самоуважение к другим людям;
  • воспитывать навыки бережного отношения к природе, к миру;
  • воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, слушать товарища.

Предполагаемый результат:

Дети должны уметь:

  • дифференцировать заданные звуки на слух;
  • дифференцировать звуки сходные по артикуляции;
  • самостоятельно подбирать слова со звуками сходными по звучанию, по артикуляции.

Перспективный план работы по дифференциации звуков речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

№ п/п Недели Дифференциация звуков Количество часов Примечание
Старшая группа
Октябрь
1 1 с-сь 1  
2 2 З-зь 1  
3 3 С-з 1  
4 4 С-з 1  
Ноябрь
5 1 Сь-зь 1  
6 2 С-з-ц 1  
7 3 С-з-ц 1  
8 4 Ш-ж 1  
Декабрь
9 1 Ш-ж 1  
10 2 Ш-ч 1  
11 3 Щ-ч 1  
12 4 Ш-щ 1  
Январь
13 3 С-ш 1  
14 4 С-ш 1  
Февраль
15 1 С-ж 1  
16 2, 3 З-ж 2  
17 4 З-ш 1  
Март
18 1 Ц-ч 1  
19 2 С-ч 1  
20 3 С-щ 1  
21 4 Ч-ть 1  
Апрель
22 1, 2 Ш, ж, щ, ч 2  
23 3, 4 Закрепление пройденного 2  
Подготовительная группа
Октябрь
24 1, 2 Повторение изученного 2  
25 3 Л-ль 1  
26 4 Р-рь 1  
Ноябрь
27 1, 2 Л-р 2  
28 3 Ль-рь 1  
29 4 Ль, рь, л, р 1  
Декабрь
30 1 К-т 1  
31 2 К-г 1  
32 3 Г-д 1  
33 4 К-х 1  
Январь
34 3 К, г, х 1  
35 4 В-вь 1  
Февраль
36 1 Ф-фь 1  
37 2 В-ф 1  
38 3 Фь-вь 1  
39 4 Б-бь 1  
Март
40 1 Б-п 1  
41 2 Д-дь 1  
42 3 Д-т 1  
43 4 В, б, д, ф 1  
Апрель
44 1, 2 j-ль 2  
45 3 Ы-и 1  
46 4 Закрепление 1  

В процессе занятий по дифференциации звуков можно использовать дидактические игры. От этого занятия становятся более интересными, развивающими и познавательными для детей.

Игры

1. «Построй домик»

Цель: Развивать фонематическое восприятие и закреплять правильное произношение.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) – 7-14 штук и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого0нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: «Л» – построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук «Л».

2. «Собери цветочек»

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

3. «Солнышко»

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

4. «Собери яблочки»

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с нее упали яблоки. необходимо собрать яблони в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком «З», а в корзинку собачки яблочки с картинками со звуком «С». Подобно этой игре можно провести игры «Собери морковь», «Собери груши» и тд. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты».

5. «Украсим елочку»

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – «елочные шары», на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые ншары.

6. «Напои куклу чаем»

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с ее любимым звуком «Ж». Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. «Кукла наряжается»

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. «Украсим комнату флажками»

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

9. «Собери бусы»

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми – один ребенок собирает бусы с одного конца, другой – с другого.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача – автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

10. «Сложи пирамидку»

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. «Сложи снежинку»

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

12. «Подбери фигуры»

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры: строится по типу игры "Доска Сегена". Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например "Л", и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться "Украсим платье" или "Украсим кофточку". Все эти игры помогут ребенку сделать этап дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.

Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.