Образовательная часть: Звуковая культура речи детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: Практико-ориентированный.
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Продолжительность проекта: 2 года.
Форма реализации проекта: Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации звуков.
Цель: Создать условия для дифференциации звуков речи на слух посредством занятий и дидактических игр, что будет способствовать формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- учить детей различать на слух звуки сходные по звучанию и по артикуляции;
- закреплять умение характеризовать звуки;
- учить выполнять звуко-слоговой анализ слова;
- закреплять у детей правильное употребление в речи разных форм частей речи;
- учить детей подбирать слова со сходными по звучанию, по артикуляции звуками.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать логику, мышление, внимание, восприятие;
- расширять словарный запас дошкольника, не только существительными, но и прилагательными, глаголами;
- развитие общих речевых навыков: дикции, интонационной выразительности, силы голоса.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать уважение и самоуважение к другим людям;
- воспитывать навыки бережного отношения к природе, к миру;
- воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, слушать товарища.
Предполагаемый результат:
Дети должны уметь:
- дифференцировать заданные звуки на слух;
- дифференцировать звуки сходные по артикуляции;
- самостоятельно подбирать слова со звуками сходными по звучанию, по артикуляции.
Перспективный план работы по дифференциации звуков речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
№ п/п | Недели | Дифференциация звуков | Количество часов | Примечание |
Старшая группа | ||||
Октябрь | ||||
1 | 1 | с-сь | 1 | |
2 | 2 | З-зь | 1 | |
3 | 3 | С-з | 1 | |
4 | 4 | С-з | 1 | |
Ноябрь | ||||
5 | 1 | Сь-зь | 1 | |
6 | 2 | С-з-ц | 1 | |
7 | 3 | С-з-ц | 1 | |
8 | 4 | Ш-ж | 1 | |
Декабрь | ||||
9 | 1 | Ш-ж | 1 | |
10 | 2 | Ш-ч | 1 | |
11 | 3 | Щ-ч | 1 | |
12 | 4 | Ш-щ | 1 | |
Январь | ||||
13 | 3 | С-ш | 1 | |
14 | 4 | С-ш | 1 | |
Февраль | ||||
15 | 1 | С-ж | 1 | |
16 | 2, 3 | З-ж | 2 | |
17 | 4 | З-ш | 1 | |
Март | ||||
18 | 1 | Ц-ч | 1 | |
19 | 2 | С-ч | 1 | |
20 | 3 | С-щ | 1 | |
21 | 4 | Ч-ть | 1 | |
Апрель | ||||
22 | 1, 2 | Ш, ж, щ, ч | 2 | |
23 | 3, 4 | Закрепление пройденного | 2 | |
Подготовительная группа | ||||
Октябрь | ||||
24 | 1, 2 | Повторение изученного | 2 | |
25 | 3 | Л-ль | 1 | |
26 | 4 | Р-рь | 1 | |
Ноябрь | ||||
27 | 1, 2 | Л-р | 2 | |
28 | 3 | Ль-рь | 1 | |
29 | 4 | Ль, рь, л, р | 1 | |
Декабрь | ||||
30 | 1 | К-т | 1 | |
31 | 2 | К-г | 1 | |
32 | 3 | Г-д | 1 | |
33 | 4 | К-х | 1 | |
Январь | ||||
34 | 3 | К, г, х | 1 | |
35 | 4 | В-вь | 1 | |
Февраль | ||||
36 | 1 | Ф-фь | 1 | |
37 | 2 | В-ф | 1 | |
38 | 3 | Фь-вь | 1 | |
39 | 4 | Б-бь | 1 | |
Март | ||||
40 | 1 | Б-п | 1 | |
41 | 2 | Д-дь | 1 | |
42 | 3 | Д-т | 1 | |
43 | 4 | В, б, д, ф | 1 | |
Апрель | ||||
44 | 1, 2 | j-ль | 2 | |
45 | 3 | Ы-и | 1 | |
46 | 4 | Закрепление | 1 |
В процессе занятий по дифференциации звуков можно использовать дидактические игры. От этого занятия становятся более интересными, развивающими и познавательными для детей.
Игры
1. «Построй домик»
Цель: Развивать фонематическое восприятие и закреплять правильное произношение.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) – 7-14 штук и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого0нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: «Л» – построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук «Л».
2. «Собери цветочек»
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
3. «Солнышко»
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи и на круге (солнце).
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.
4. «Собери яблочки»
Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с нее упали яблоки. необходимо собрать яблони в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком «З», а в корзинку собачки яблочки с картинками со звуком «С». Подобно этой игре можно провести игры «Собери морковь», «Собери груши» и тд. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты».
5. «Украсим елочку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – «елочные шары», на которые приклеены предметные картинки.
Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые ншары.
6. «Напои куклу чаем»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с ее любимым звуком «Ж». Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.
7. «Кукла наряжается»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.
8. «Украсим комнату флажками»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.
9. «Собери бусы»
Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми – один ребенок собирает бусы с одного конца, другой – с другого.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача – автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.
10. «Сложи пирамидку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.
11. «Сложи снежинку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.
12. «Подбери фигуры»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.
Ход игры: строится по типу игры "Доска Сегена". Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например "Л", и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться "Украсим платье" или "Украсим кофточку". Все эти игры помогут ребенку сделать этап дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.