Правописание орфограмм корня. Урок-закрепление

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок закрепления.

Вид урока: урок-путешествие.

Цель урока: закрепление умений и навыков правописания безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.

Задачи:

  • воображая путешествие в Страну – Океанию Орфографических знаний, вспомнить законы орфографии;
  • развивать у учащихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств;

Оборудование: рисунок корабля, карта «островов» с его жителями, «медузы», предметные картинки с изображением овощей , иллюстрации с изображением морских растений и животных, книги о морских животных.

Ход урока

I. Постановка задачи урока.

– Сегодня мы отправляемся в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний.

Каллиграфическая минутка.

– Как вы думаете, на чём мы отправимся в путешествие? (На корабле)

– Правильно, на корабле. Пропишите это слово правильно и красиво. корабль

– Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов С собой в путешествие возьмём хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.

II. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.

Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются продуктами, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать.

Задания к классу:

  1. В огороде вырастаю,
    А когда я созреваю,
    Варят из меня томат,
    В щи кладут и так едят.
    (п.м.дор)

  2. Лежит меж грядок, зелен и сладок.
    (огурец)

  3. Что копали из земли,
    Жарили, варили.
    Что в золе мы испекли,
    Ели да хвалили.
    (к.ртоф.ль)

  4. Сто одёжек, и все без застёжек.
    (к.пуста)

  5. На жарком солнышке подсох
    И рвётся из стручков ...  (г.рох)

  6. Расту в земле на грядке я,
    Красная, длинная, сладкая.
    (м.рковь)

По мере отгадывания загадок-заданий дети записывали в тетради названия каждого овоща. На доске появлялись изображения того или иного овоща.

Проверка (помидор, огурец, картофель, капуста, горох, морковь)

– Поставить ударение.

– Подчеркните безударные гласные.

– Почему написание этих слов нужно запомнить? (Есть слова, где безударную гласную нельзя проверить ударением – это словарные слова.)

– Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные.

– Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную о.

– Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста?

III. На острове Безударных гласных. Упражнение в написании слов с безударными гласными.

Послушайте стихотворение и скажите к какому острову приближаемся?

Безударный – хитрый гласный!
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет вам наука:
Гласный ставь под ударенье,
В корне нет теперь сомненья!

– Остров Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их нам поможет только королева Ударение. Как вы думаете, почему? (Безударные гласные можно проверить только ударением. Дети повторяют правило о написании безударных гласных в корне слова.)

(На доске дети видят остров, его королеву, под островом сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами)

Давайте поможем жителям освободиться от медуз. Для этого нужно вставить правильно безударные гласные в корне слова.

Конкурс капитанов:

к . менистое дно п . тнистый осьминог
к . лючий ерш п . л . сатый краб
м . л . дая чайка ск . листый бер . г

(Карточки вывешиваются на доске. Капитаны от каждого ряда выходят и вставляют пропущенные буквы.)

(Класс работает в тетрадях с сочетаниями слов, написанных на карточках.)

  • в.лнуется море
  • з.л.неют водоросли
  • вд.леке от острова
  • уд.вительная рыба

Задание для всех одинаково: убрать медузу и вставить нужную безударную гласную.

Проверка выполненного задания: капитаны называют каждое слово в словосочетании, доказывают, почему именно эту, а не другую гласную нужно написать. Класс оценивает правильность ответов.

Задание, предложенное классу, проверяется с помощью сигнальных карточек.

– Какие гласные чаще всего бывают «ошибкоопасными» в безударном положении?

– Как проверить безударную гласную в корне, проверяемую ударением?

IV. На острове Парных согласных. Упражнение в написании слов с парными согласными на конце и в середине слова.

Плавание продолжается. На нашем пути остров Парных согласных

Назовите, какие парные согласные звуки вы знаете?

(Дети называют парные согласные звуки по мягкости и твёрдости, по глухости-звонкости.)

– Вспомните правило проверки парных согласных. (Дети рассказывают правило проверки парных согласных.)

– Сейчас, вы должны доказать умение обозначать буквами парные согласные звуки на письме.

На доске:

Ле.ко, как тень, ры.ки скользят у самого дна. Рыщет по морю селё.ка.
Выле. из-под камня кра. .

– Выпишите слова с пропущенной орфограммой и запишите проверочное слово. (Дети выполняют задание с комментированием.)

Например:

  • легко – лёгок
  • рыбки – рыбы

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Два наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили

Гимнастика для глаз «Поймай точку».

V. На острове Непроизносимых согласных. Письмо по памяти.

Смотрите, вот еще один остров! Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне которых есть сочетание согласных, то один из согласных звуков теряется, как будто бы в этом слове его и нет. Кто догадался, как называется этот остров? Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву? (Дети называют правило проверки непроизносимых согласных в слове.)
А теперь задание: нужна ли на месте вопросительного знака (?) какая-либо буква? Докажите правильность своего ответа.

Дуют ветры ярос?ные,
Гонят лодки парус?ные.
(В. Маяковский.)

После доказательства необходимости вставки в слово буквы дети записывают предложение по памяти. Затем проводится взаимопроверка и дается ответ на вопрос: как же проверить непроизносимую согласную в корне слова.

VI. Остров Пиратов. Самостоятельная работа.

Наш корабль приближается к острову Пиратов. Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками.
Пираты предлагают вам записать текст без ошибок. Докажем, что мы все хорошо знаем правила орфографии, запишем предложения.

М .рские ж .тели – извес .ные х.трецы. .ни всегда ло.ко прячутся от св.их вр.го. .

(После записи текста дети обмениваются тетрадями и проверяют.)

Подведение итога урока.

Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы задают вам вопрос: какие три правила учат правильно писать буквы в корне слова?

(вспоминают еще раз правила и приводят примеры на эти правила.)

Домашнее задание.

По данному началу продолжить текст про морских жителей.

Рефлексия.

– Что особенно понравилось?

– Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Выставление оценок.