Дидактическая игра на уроках математики

Разделы: Математика


Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения. Один из возможных путей – включение в урок неординарных, нестандартных заданий, логических и дидактических игр, ребусов, веселых стихов, загадок и т.д. Нужно изменить стиль общения – не боятся быть добрым, ласковым с детьми. Необходима твердая ориентация на игру как средство, метод, форму организации учебно-воспитательной деятельности школьников. Это помогло мне сделать мой труд радостным. Я поставила перед собой задачу повысить привлекательность урока математики включением в него занимательных элементов содержания и приемов обучения, дидактических игр.

Используя занимательный материал, я могу оживить урок, сделать его интересным. Но нередко при подготовке к занятиям я испытываю затруднения в поиске этого материала. Подбор его является одной из основных задач моей работы.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует деятельность, вызывает живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру, не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся, придает ей законченность. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и при отсутствии основных из них оно либо невозможно, либо теряет свою специфическую форму, превращаясь в выполнение указаний, упражнений.

Для того чтобы дидактическая игра была для ребенка интересной и привлекательной, необходимо, чтобы:

  1. чтобы учитель проявлял заинтересованность во всех действиях, играл с увлечением и радовался каждому достижению ребенка,
  2. каждый правильный ответ ребенка имел положительное подкрепление (одобрение, похвалу учителя),
  3. ребенок понял, что он приобрел какое-то новое знание или умение.

Условия эффективности дидактической игры следующие:

  • взаимосвязь содержания игровых действий с учебным материалом направленность игры на развитие у детей интереса к учебному материалу
  • формирование игровыми действиями нравственных качеств личности
  • обеспечение в игре активной деятельности детей В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников.

Обобщающий урок по теме: «Окружность. Круг. Шар.» Игра «Поле чудес».

Цели урока:

  • усвоение учащимися определений;
  • применение полученных знаний к решению задач.

Оборудование к уроку: барабан, призы, задачи на карточках.

Ход урока

I. Организационный момент.

«Настроимся на урок»! сообщить тему, цель урока. Сообщить также условие конкурса.

II. Конкурс.

Выбор I тройки игроков. Необходимо ответить на 3 вопроса:

  1. Что называется диаметром окружности?
  2. Назвать формулы длины окружности.
  3. Что означает число π?

Представляю состав I тройки игроков:

Задание 1. Как называется отрезок внутри окружности?

                   

Математическая разминка

Задача 1. Найти длину диаметра АВ на рисунке, если известно, что длина окружности равна 6,28 см.

III. Конкурс.

Выбор II тройки игроков. Необходимо ответить на 3 вопроса:

  1. Что такое круг?
  2. Назвать формулы площади круга.
  3. Что такое сфера?

Представляю состав II тройки игроков:

Задание 2. Как называется часть окружности?

               

Математическая разминка

Задача 2. На окружности отмечены три точки А, В, С. Назвать дуги, на которые эти точки делят окружность.

IV. Конкурс.

Для того, чтобы попасть в состав III тройки игроков нужно из букв слова «Окружность» составить как можно больше слов. Слова должны быть именами существительными. Задание дается на 1 минуту. (Музыка).

Представляю состав II тройки игроков:

Задание 3. Как называется часть круга, ограниченная двумя радиусами и дугой окружности, соединяющей их концы?   

                       

V. Конкурс. Игра со зрителями.

На доску вывешивается карта центра нашей станицы.

Задание 4. Кто правильно назовет название этой карты. Оно соответствует слову, которое связано с нашей темой.

                   

Математическая разминка

Задача 3. Круг разделен на 2 сектора и угол одного сектора известен.

Вычислить угол другого сектора.

VI. Конкурс.

На финал следующее задание: как называется спортивный снаряд, который перед тем как приземлиться совершает более 10 раз движение по одной и той же окружности?

                   

Суперигра.

Как называется самая большая окружность на планете Земля?

                          

VII. Итог игры и урока.

Всем учащимся, которые принимали участие в игре, выставить оценки.

Обобщающий урок по теме: «Квадратные уравнения».

Цели урока:

  • умственное развитие учащихся;
  • развитие познавательной и творческой деятельности;
  • развитие культуры коллективного умственного труда.

Оборудование к уроку: таблицы, черный ящик, корень растения, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

«Настроимся на урок!»: сообщить тему, цель урока.

Математику не зря называют «царицей наук», ей больше, чем какой-либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики – любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Вы уже умеете решать квадратные уравнения. Знания не только надо иметь , но и надо уметь их показать, что вы и сделаете на сегодняшнем уроке, а я вам в этом помогу.

II. Устная работа.

  1. Какое уравнение называется квадратным?
  2. В каком случае уравнение ах2 + вх + с = 0является квадратным?
  3. Какой вид примет квадратное уравнение, если:
    а ≠ 0, в = 0 в = 0 в ≠ 0
    с = 0 с ≠ 0 с = 0
  4. От чего зависит наличие действительных корней квадратного уравнения?
  5. По какой формуле вычисляют Д = ?
  6. Какую формулу вы знаете для нахождения корней квадратных уравнений?

III. Работа по группам.

а) Угадайте, что в черном ящике. Даю три определения этому предмету:

  1. Один из основных органов растений;
  2. Главная значимая часть слова;
  3. Число, которое после постановки его в уравнении обращает уравнение в тождество. (Корень)

Вы должны определить, какого растения это корень, решив следующие уравнения по группам.

Игра «Математическое лото».

Что за растение?

Роза

Значит в черном ящике лежал корень розы, о которой в народе говорят: «Цветы ангельские, а когти дьявольские». О розе существует интересная легенда: по словам Анакреона, родилась роза из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.

Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

б) Решите уравнения, корни которых замените буквами, используя соответствие «число - буква».

А (0; 1⅓) 2 – 7х + 4 = 0
А (1; 1⅓) 2 – 8х + 5 = 0
Ч (1; 1⅔) х2 + 5х – 24 = 0
Р (-8; 3) 2 – 4х = 0
Н (½; 1¼) 2 – 14х + 5 = 0

Решив данные уравнения, вы должны определить, из какого произведения эти строки:

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей,
И корни ядом напоила.

Корни этих уравнений соответствуют слову «АНЧАР» (А.С. Пушкин)

Видите ребята, все в этом мире взаимосвязано: математика, русский язык, литература, биология.

Мы увидели, что слово «корень» встречается на уроках биологии, русского языка и математики.

IV. Немного истории.

По словам математика Лейбница, «кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет».

Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499 году. В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении задач. Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые написаны в 1202 году. Вывод формулы решения квадратных уравнений встречается у французского математика Ф. Виета.

  1. Как читается теорема Виета?
  2. Составить квадратные уравнения, если известны его корни:
х1 = 5 х2 = 6 2 – 11х + 30 = 0)
х1 = -5 х2 = 6 2 – х – 30 = 0)
х1 = 5 х2 = -6 2 + х – 30 = 0)
х1 = -5 х2 = -6 22 + 11х + 30 = 0)

V. Решение текстовой задачи.

На столе стоят две корзины с розами. В одной из корзин роз было на 8 меньше, чем в другой. Но если умножить розы первой и второй корзины, то получим 273 розы. Сколько было роз в I и II корзине. (21 и 13 роз)

VI. Викторина «Дальше, дальше…»

  1. Уравнение второй степени.
  2. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если Д > 0?
  3. Произведение корней приведенного квадратного уравнения равно…
  4. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
  5. Очень плохая оценка знаний.
  6. Чему равна сумма корней приведенного квадратного уравнения?
  7. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если Д < 0?
  8. Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения.

VII. Итог урока.

За каждый правильный ответ ученику дается роза (вырезанная из открытки). На доску вывешивается корзина. Необходимо все розы, которые получили ученики за правильный ответ, поместить в корзину.