Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Сказки народов России»
Задачи:
- обобщить начальные знания о народах, населяющих Россию;
- формировать умения пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос, сравнивать персонажи различных сказок, оценивать их поступки, обосновывать свою позицию;
- формировать умения делать вывод о главной мысли сказки, подбирать соответствующие пословицы;
- развивать умение аргументировать, делать вывод, коммуникативные способности, обогащать нравственные представления, словарный запас учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма, дружбы, товарищества, любовь и уважение к близким;
Тип урока: урок закрепления («Литературная гостиная» – урок-дискуссия, обобщение с привлечением ролевых игр, решения проблем и с использованием презентации).
Оборудование: компьютер, мультивидеопроэктор, доска «Дидактика-Модуль», физическая карта России, магнитофон, выставка старинных вещей, которые были использованы в сказках, книг и сочинений учащихся.
Структура урока:
- Организация класса.
- Постановка цели и задачи урока.
- Обобщение пройденного материала.
- Работа по русским народным сказкам:
а) беседа по р.н.сказкам;
б) игра «Положительный, отрицательный герой.
в) презентация «Русские народные сказки» - Работа по сказкам народов России:
а) вводная беседа;
б) анализ сказки «Кукушка»;
в) анализ сказки «Три сестры»;
г) сравнительный анализ этих двух сказок;
д) анализ сказки «Как проверяется дружба»;
е) работа с выставкой.
- Работа по русским народным сказкам:
- Итог урока.
Методы и формы работы:
- Беседа.
- Демонстрация.
- Кинопоказ.
- Обзор.
- Анализ произведений.
- Декламация сказок.
- Выборочное чтение.
- Инновационная и ролевая игра.
- Метод контрольных вопросов.
- Метод «круглого стола»
- Проблематизация.
- Коллективный поиск.
- Ролевое проигрывание ситуаций.
- Использование ТСО
Результат урока: в течении урока учащиеся должны продемонстрировать умение пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос, сравнивать персонажи различных сказок, оценивать их поступки, обосновывать свою позицию; делать вывод о главной мысли сказки, подбирать соответствующие пословицы.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Постановка цели и задач урока.
(Появляются хозяин с хозяйкой одетые в русские народные костюмы.)
– Здравствуйте. Гости дорогие!
– Веселья Вам да радости!
– Давно мы Вас ждем поджидаем, литературную гостиную не открываем.
– Припасли мы для вас забавушек на любой вкус. Кому –правду, кому- сказку.
– Удобно ли вам гости, дорогие? Все ли слышно? Всем ли места хватило?
– Хлебом солью вас встречаем и гостиную открываем.
III. Обобщение пройденного материала.
Тема: Сказки народов России. (мультимедио)
1) Работа по русским народным сказкам.
а) беседа по русским народным сказкам
(Звучит музыка: «В мире много сказок»…)
Физическая КАРТА «России»
(использование доски Дидактика-модуль)
(Учащиеся рассказывают статью «Сказки народов мира»)
(Звучит музыка, учащиеся рассказывают отрывки из сказок)
(Зажигаются свечи)
– А знаете, я очень люблю сказки. Мне часто их рассказывала моя мама. И сейчас, когда за окном дует холодный ветер, тоскливо и мрачно, а нам в нашей гостиной тепло и уютно, хочется читать и рассказывать знакомые и любимые сказки.
– Мне нравиться сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская народная сказка. (ученик рассказывает начало сказки)
– Я очень рада, что в сказке добро побеждает зло. Ведь не зря говорят:
- «Не узнав горя, не узнаешь и радости»;
- «Добро не умрет, а зло пропадет»;
- «Чем вначале тяжелее труды, тем легче плоды».
– А помните, есть еще одна замечательная русская народная сказка «Хаврошечка»
(ученик рассказывает начало сказки)(2 абзаца)
– Мне жаль Хаврошечку. Одно радует, что в конце сказки мы узнаем, что стала Хаврошечка в добре поживать и лиха не знать.
– Да, эта сказка очень интересная, а я хочу поделиться еще одной сказкой «Мальчик с пальчик». Я восхищаюсь поступком главного героя сказки– мальчика с пальчика; его умом, находчивостью, смелостью. Не зря про него сказал батюшка, что его сын «мал, да удал». Барина мальчик с пальчик перехитрил, плохо пришлось и серому волку, который проглотил нашего героя. И верно, народ прав, что «Мальчик ростом не вышел, а разумом умнее большого оказался».
Учитель: Ребята, какую пословицу можно подобрать к данной сказке?
- («Мал ноготок, да остер».
- «Мал золотник, да дорог»
- «Сам с вершок, а голова с горшок»)
Учитель: А это ребята, кто к нам пожаловал?
(входит ученик, одетый в солдатскую форму)
Как звать тебя, величать, солдат?
– «Каша из топора». Я главный герой сказки «Каша из топора» – солдат, как меня еще величают служивый или дорожный человек. Шел я на побывку, есть мне захотелось, постучал в крайнюю избу. Ох, и тяжело мне пришлось старуху перехитрить! Ведь у нее всего было вдоволь, а меня она поскупилась накормить. Ну ничего мы и не в таких переделках побывали.
Не зря гласит народная мудрость:
«Была бы голова на плечах, а хлеб будет».
Учитель: Ребята, какие еще пословицы можно соотнести с данной сказкой?
- («Глупый клянёт, а умный все промыслит».
- «Догадка не хуже разума».)
б)игра «Положительный, отрицательный герой»
(по заданному отрывку догадаться название сказки, определить имя главного героя и дать ему характеристику)
Учитель: Мы, ребята, с вами уже говорили, что в любой сказке есть положительные и отрицательные герои.
А герои наших сказок, кем они являются?
Сейчас мы поиграем с вами в игру
«Положительный, отрицательный герой»
– Догадайтесь, кому принадлежит эта цитата:
«Ах, братец мой Иванушка,
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на грудь легли…» (Сестрица Аленушка)
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Докажите…
– О ком так было сказано в сказке?
«А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы». (Ведьма…)
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Докажите…
– Догадайтесь, кому принадлежит эта цитата:
«Коровушка-матушка, меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить…» (Хаврошечка)
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Докажите…
– Догадайтесь, кому принадлежат эти слова:
«Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего». (СТАРУХА)
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Докажите…
– Догадайтесь, кому принадлежат эти слова:
«Я твой сынок, народился из твоего мизинчика» (МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК)
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Докажите…
– Догадайтесь, кому принадлежат эти слова:
Докажите…
Учитель: Русская сказка создала живой, замысловатый мир. Все в ней необыкновенно. Этот сказочный мир будит и развивает у нас воображение. А ведь сказка – это целая система.
– Валентин Воробьев провел большую научно-исследовательскую работу и итогом этой работы является презентация на тему «Русские народные сказки»
в) Презентация на тему: «Русские народные сказки».
(выступает ученик со своей презентацией на тему:
«Русские народные сказки»)
2) Работа по сказкам народов России.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА ………
а) вводная беседа
2 часть статьи.
3 часть статьи.
Ребята, вы, наверно, заметили, что сегодня у нас гости из разных уголков России.
б) анализ сказки «Кукушка»
НЕНЕЦКАЯ СКАЗКА
– Здравствуйте. Ребята, я приехала к вам из далекого севера, где полярная ночь продолжается много месяцев и привезла с собой ненецкую народную сказку. Угадайте ее название… «Кукушечка».
Я сейчас проверю, как вы внимательно читали эту сказку.
Что означает слово ЧУМ? (палатка, крытая шкурами)
МАЛИЦА(Верхняя одежда из оленьих шкур) Как называются холодные, северные безлесные пространства – моя Родина? (ТУНДРА)
Учитель.
– Ребята, скажите «Почему мать в сказке превратилась в кукушку?» (из текста… «Тяжело ей было, а дети не помогали».)
– Какими были дети? Докажи.(жестокими, бесчувственными, легкомысленными, безжалостными.)
– Как наказала мать своих детей в сказке «Кукушка»?
Гостья. Да, ребята, не зря гласит пословица: «Что имеем на храним, а потерявши плачем»
в) анализ сказки «Три сестры»
Учитель. А вот еще один гость к нам пожаловал.
Гость ТАТАРИН (Поздороваться по-татарски)
Я, ребята, приехал к вам из республики Татарстан, из древнего города-столицы – Казани, который стоит на берегу Волги.
– Какую сказку моего народа вы читали? «Три дочери».
– С какими героями сказки вы встретились? (Мать, три дочери и белочка)
– О чем вы задумались, прочитав эту сказку?
(Нельзя обижать маму. Надо всегда ей помогать.
Если маме будет плохо, то и дети будут мучиться.
Мама всегда хочет добра своим детям, а они не всегда это понимают.)
Гость. Я уверен, что, прочитав эту сказку,вы никогда не допустите
таких ошибок, как две дочери из этого произведения.
Учитель: И помнить об этом надо не только в год семьи, день матери, но и всегда на протяжении всей жизни.
г) сравнительный анализ сказок
Учитель. Ребята, мы обсудили с вами две сказки. Сюжет этих сказок чем-то похож. Но тема сказки раскрыта в каждой по-разному.
– Как она раскрывается в ненецкой сказке? (мать покидает детей и наказывает их за безразличие.)
– Как раскрывается эта же тема в татарской сказке?
(в татарской сказке дочерей наказывает чудесная белка, но сказка заканчивается мотивом благодарности тем, кто помнит о матери, любит ее. (Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя, и люди будут беречь и любить тебя всегда….)
– Какими пословицами можно выразить мораль двух сказок.
- «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
- «Худо тому, кто добра не делает»
- «За добро –добром, а за лихо-лихом».
- «И старость не страшна, коли молодые помогут»
д) анализ сказки «Как проверяется дружба»
Гость ЛЕЗГИН. (Здоровается по-лезгински) Я приехал к вам с Кавказа из Азербаджана. Испекла мне на утро мать старушка из последней горстки муки два лаваша (Достает мешок с лавашом), дала в дорогу и наказывала – смотри, сынок, встретится тебе в пути человек старше тебя, называй его отцом, встретишь равного по годам – зови братом. Как вы думаете, героем какой сказки я являюсь? «Как проверяется дружба».
Учитель. Какова мораль этой сказки?
- «Нет друга – ищи, а нашел береги».
- «Друзья познаются в беде».
- «Доброе братство – лучшее богатство».
е) работа с выставкой.
– Мы прочитали, ребята, немало сказок. Рассмотрите выставку. Скажите, чем она так необычна? (на ней представлены старинные предметы, которые были использованы в прочитанных нами сказках.)
– Назовите эти предметы, и какую роль они сыграли в той или иной сказке. (Дети называют предметы старины и отвечают на поставленный вопрос).
IV. Итог урока.
Учитель. Сказки народов России, так же как и русские сказки, проникнуты чувством горячей любви к Родине, верой в торжество справедливости, в светлое будущее.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Учитель: Как вы понимаете это выражение? (Сказки- это вымысел, но мы многому можем научиться, читая их.) Вы писали сочинение на данную тему.
– Чему вы научились, читая сказки народов России.
(Дети зачитывают свои сочинения)
– Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много-много сказок, не прочитанных вами, с которыми нам предстоит познакомиться.
А ведь как сказал А.С. Пушкин ….. «Что за прелесть эти сказки. Что ни…, то поэма!
Песня: «В мире много сказок…» (Дети поют хором)