Урок на тему "Если хочешь быть здоровым!"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Создание условий для развития творческого начала в деятельности на уроке, формирование положительной мотивации к предмету, получить практические навыки.

Задачи урока: Организовать продуктивное обучение детей, раскрыть творческие способности; сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, выделить компоненты здоровья человека, изучить собственное здоровье на долгие годы.

Тип урока: комбинированный.

Технология: проблемно-диологического обучения.

Оборудование:

  1. Таблица “Строение тела человека”.
  2. Плакаты “Режим дня”, “Предметы личной гигиены”, “Продукты питания”, “Строение зубов”.
  3. Сигнальные карточки: красный, жёлтый, зелёный для каждого ученика; “1”, “2”, “3”.
  4. Пазл: “Пищеварительная система”.
  5. Сказочные персонажи: “Режим дня”, “Личная гигиена”, “Леди Питание”.

Ход урока

1. Определение нового знания, которое должно быть изучено на уроке.

У: Ребята, отгадайте тему сегодняшнего урока?

На доске: ВЗДОРОВОМТЕЛЕЗДОРОВЫЙДУХ

Д: В здоровом теле – здоровый дух!

2. Формирование проблемы.

У: Как вы понимаете смысл этой поговорки?

Д: Когда человек здоров, он весел, бодр, может выполнять какую-то работу, общаться.

У: Что надо делать, чтобы быть здоровым?

Д: Заниматься спортом, закаляться, соблюдать режим дня, правильно питаться.

3. Актуализация знаний.

У: Ребята, вспомните, какие органы человека относятся к пищеварительной системе? Выполните задание: сложить из отдельных картинок пищеварительную систему человека и вспомнить названия отдельных частей и их основные функции.

(К доске вызываются дети и складывают пазл “Пищеварительная система человека”).

Далее учитель задает вопросы, с тремя вариантами ответов, а дети показывают карточки с цифрами: “1”, “2”, “3”, выбирая правильный ответ.

У: Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит?

1. печень; 2. желудок; 3. мозг.

Д: “2”.

Желудок – главное отделение “внутренней кухни”. Особые желёзки выделяют желудочный сок, который помогает переваривать пищу.

У: Извилистый лабиринт “внутренней кухни”?

1. печень; 2. легкие; 3. кишечник.

Д: “3”.

Кишечник – извилистый “коридор”, который тянется почти на восемь метров. Но он свёрнут так плотно, что целиком помещается в животе. Только после того как пища пройдет этот путь от начала до конца, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.

У: Соседка желудка, находящегося с правой стороны от него?

1. печень; 2. сердце; 3. легкие.

Д: “1”.

Печень – помогает переварить пищу в кишечнике. Оставшиеся непереваренными частицы твёрдой пищи скапливаются в нижних отделах кишечника. Это отходы пищеварения. Кишечник освобождается от них и очищает организм.

У: Молодцы, ребята.

4. Проблемная ситуация.

У: Ребята, скажите, какие варианты ответов не относятся к системе пищеварения?

Д: Легкие, сердце, мозг.

У: Посмотрите, на плакат покажите и расскажите об этих внутренних органах человека.

Дети рассказывают и показывают.

5. Открытие нового знания.

У: Почему нужно чистить зубы? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Зачем мы спим ночью?

Дети высказывают своё мнение.

У: Ребята, посмотрите на плакат и расскажите, что вы видите.

Д: Мы видим ребенка и его дела, которые он выполняет с утра до вечера.

У: Чтобы быть здоровым необходимо соблюдать…

Д: Режим дня.

Появляется сказочный персонаж “Режим дня” здоровается и говорит:

Ребята, что вы знаете о режиме дня?

Д: Режим – это распорядок дел в течение дня.

Дети открывают учебники на странице 10 и рассматривают рисунки, отмечая пропущенные моменты в режиме дня Серёжи.

“Режим дня” просит ребят рассказать о своем режиме дня. Затем 2-3 ученика рассказывают.

“Режим дня”: Ребята, что нужно помнить при составлении режима дня?

Дети высказывают своё мнение, а “Режим дня” обобщает ответы детей.

При составлении режима дня необходимо, чтобы учеба, работа сменялась отдыхом, не менее двух часов в день вы проводили на свежем воздухе, не менее трёх раз в день кушали (желательно в одно и то же время), спали 8-9 часов, просыпались и ложились спать в одно и то же время. Режим дня – это один из наших помощников в сохранении здоровья.

У: Ребята, отгадайте загадки:

Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое? ( Полотенце)

 

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Зубной порошок)

Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я,
На зубы попадаю.(Расчёска)

У: Ребята, посмотрите на плакат “Личная гигиена” и скажите, что является ещё одним помощником, компонентом здоровья?

Д: Личная гигиена.

Появляется сказочный персонаж “Личная гигиена” здоровается.

“Личная гигиена”: У меня в руках предметы (мыло, полотенце, расчёска, зубная щетка, зубной порошок). Как называются эти предметы?

Д: Это предметы личной гигиены.

“Личная гигиена”: А какие из этих предметов у каждого человека должны быть личными, а какими могут пользоваться все члены семьи?

Дети высказываются.

“Личная гигиена”: Что значит соблюдать личную гигиену?

Д: Это значит соблюдать и поддерживать чистоту нашего тела, чтобы быть здоровыми.

6. Промежуточный контроль

“Личная гигиена”: Поиграем в игру “Доскажи”

  1. Чистить зубы надо два раза в день: …
  2. Перед едой нужно обязательно …
  3. Во время еды нельзя …
  4. Никогда не ешь немытые …
  5. Свет при письме должен падать …

Дети высказываются.

У: Ребята, назовите следующий компонент, который важен для нашего здоровья?

Д: Это правильное питание.

Входит сказочный персонаж “ Леди Питание” здоровается и говорит:

Ребята, посмотрите на плакат, назовите продукты и разделите их на группы.

Д: Животного и растительного происхождения.

7. Промежуточный контроль.

На столе у детей карточки с буквами “Р”, “Ж”. “Леди Питание” проводит игру, называя продукты растительного и животного происхождения, а дети поднимают карточку, если продукт растительного происхождения “Р”, а если животного “Ж”.

“Леди Питание”: Как вы понимаете словосочетание “разнообразное питание”?

Д: Дети высказываются.

“Леди питание”: Правильно, ребята. Люди получают разнообразную пищу благодаря животным и растениям. Тот, кто правильно питается, будут крепкими и здоровым.

У: Ребята, расшифруйте слова, написанные на доске.

ДВИЖЕНИЕТЭОЖЗИЬН

Д: “ Движение – это жизнь”.

У: Что это значит?

Д: Каждый день делать зарядку, больше гулять, играть на свежем воздухе в подвижные игры, заниматься спортом и закаляться.

8. Физминутка.

У: Руки вверх, если согласны, руки вниз, если нет.

Утро надо начинать с зарядки.
Не надо мыть руки перед едой.
Нужно есть больше овощей и фруктов.
После школы нужно сразу садиться за уроки.
Чистить руки надо утром и вечером.

9. Побуждение к проблеме.

У: Отгадайте загадку:

На красной жёрдочке
Сидят белые курочки.

Д: Это зубы.

У: Для чего нужны зубы?

Д: Чтобы пережёвывать пищу, правильно и красиво говорить, для красоты внешнего вида человека.

На столе у детей лежит зеркальце. Учитель просит посмотреть в зеркальце и улыбнуться.

У: Какие вы все красивые. Ведь улыбка украшает человека.

10. Самостоятельное освоение знания.

У: А как сохранить зубы здоровыми, вы прочитаете из учебника на с. 13 (последние два абзаца со слов “Чистить зубы надо два раза в день …”)

11. Промежуточный контроль.

У: А теперь скажите, что нужно знать, чтобы ваши зубы были всегда такие красивые и здоровые?

Д: Правильно за ними ухаживать, правильно питаться, не есть много сладкого. Главный враг зубов – кариес.

У: А теперь повторим вместе:

Как поел – почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
К стоматологу идем.
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!

12. Рефлексия.

Проводится игра “ Вопросы на засыпку”.

  • Распорядок дел в течение дня?
  • Что нужно помнить при составлении режима дня?
  • Действие, которое мы выполняем, чтобы поддержать наше тело в чистоте?
  • Какие предметы личной гигиены вы знаете?
  • Что такое правильное питание?
  • Как нужно беречь зубы?

13. Итог урока.

На доске пословицы

Физкультура и труд – здоровье несут!
Будет разная еда -
Буду бодрым я всегда!
Дети объясняют смысл пословиц.

У: Что нового узнали?

Раскрыли ли мы тему урока?

Кто из ребят нам больше всего помогал?

Как ты оцениваешь свою работу?

На столе у ребят сигнальные карточки, красный, желтый, зеленый.

(Красный – отлично, желтый – хорошо, зеленый – надо подтянуться).

Сказочные персонажи прощаются с ребятами и поощряют их значками “Береги здоровье”.

Д/з: с.10-13 уметь читать; отвечать на вопросы; выполнить задание в тетради.