Цели урока: Создание условий для развития творческого начала в деятельности на уроке, формирование положительной мотивации к предмету, получить практические навыки.
Задачи урока: Организовать продуктивное обучение детей, раскрыть творческие способности; сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, выделить компоненты здоровья человека, изучить собственное здоровье на долгие годы.
Тип урока: комбинированный.
Технология: проблемно-диологического обучения.
Оборудование:
- Таблица “Строение тела человека”.
- Плакаты “Режим дня”, “Предметы личной гигиены”, “Продукты питания”, “Строение зубов”.
- Сигнальные карточки: красный, жёлтый, зелёный для каждого ученика; “1”, “2”, “3”.
- Пазл: “Пищеварительная система”.
- Сказочные персонажи: “Режим дня”, “Личная гигиена”, “Леди Питание”.
Ход урока
1. Определение нового знания, которое должно быть изучено на уроке.
У: Ребята, отгадайте тему сегодняшнего урока?
На доске: ВЗДОРОВОМТЕЛЕЗДОРОВЫЙДУХ
Д: В здоровом теле – здоровый дух!
2. Формирование проблемы.
У: Как вы понимаете смысл этой поговорки?
Д: Когда человек здоров, он весел, бодр, может выполнять какую-то работу, общаться.
У: Что надо делать, чтобы быть здоровым?
Д: Заниматься спортом, закаляться, соблюдать режим дня, правильно питаться.
3. Актуализация знаний.
У: Ребята, вспомните, какие органы человека относятся к пищеварительной системе? Выполните задание: сложить из отдельных картинок пищеварительную систему человека и вспомнить названия отдельных частей и их основные функции.
(К доске вызываются дети и складывают пазл “Пищеварительная система человека”).
Далее учитель задает вопросы, с тремя вариантами ответов, а дети показывают карточки с цифрами: “1”, “2”, “3”, выбирая правильный ответ.
У: Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит?
1. печень; 2. желудок; 3. мозг.
Д: “2”.
Желудок – главное отделение “внутренней кухни”. Особые желёзки выделяют желудочный сок, который помогает переваривать пищу.
У: Извилистый лабиринт “внутренней кухни”?
1. печень; 2. легкие; 3. кишечник.
Д: “3”.
Кишечник – извилистый “коридор”, который тянется почти на восемь метров. Но он свёрнут так плотно, что целиком помещается в животе. Только после того как пища пройдет этот путь от начала до конца, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.
У: Соседка желудка, находящегося с правой стороны от него?
1. печень; 2. сердце; 3. легкие.
Д: “1”.
Печень – помогает переварить пищу в кишечнике. Оставшиеся непереваренными частицы твёрдой пищи скапливаются в нижних отделах кишечника. Это отходы пищеварения. Кишечник освобождается от них и очищает организм.
У: Молодцы, ребята.
4. Проблемная ситуация.
У: Ребята, скажите, какие варианты ответов не относятся к системе пищеварения?
Д: Легкие, сердце, мозг.
У: Посмотрите, на плакат покажите и расскажите об этих внутренних органах человека.
Дети рассказывают и показывают.
5. Открытие нового знания.
У: Почему нужно чистить зубы? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Зачем мы спим ночью?
Дети высказывают своё мнение.
У: Ребята, посмотрите на плакат и расскажите, что вы видите.
Д: Мы видим ребенка и его дела, которые он выполняет с утра до вечера.
У: Чтобы быть здоровым необходимо соблюдать…
Д: Режим дня.
Появляется сказочный персонаж “Режим дня” здоровается и говорит:
Ребята, что вы знаете о режиме дня?
Д: Режим – это распорядок дел в течение дня.
Дети открывают учебники на странице 10 и рассматривают рисунки, отмечая пропущенные моменты в режиме дня Серёжи.
“Режим дня” просит ребят рассказать о своем режиме дня. Затем 2-3 ученика рассказывают.
“Режим дня”: Ребята, что нужно помнить при составлении режима дня?
Дети высказывают своё мнение, а “Режим дня” обобщает ответы детей.
При составлении режима дня необходимо, чтобы учеба, работа сменялась отдыхом, не менее двух часов в день вы проводили на свежем воздухе, не менее трёх раз в день кушали (желательно в одно и то же время), спали 8-9 часов, просыпались и ложились спать в одно и то же время. Режим дня – это один из наших помощников в сохранении здоровья.
У: Ребята, отгадайте загадки:
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое? ( Полотенце)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Зубной порошок)Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я,
На зубы попадаю.(Расчёска)
У: Ребята, посмотрите на плакат “Личная гигиена” и скажите, что является ещё одним помощником, компонентом здоровья?
Д: Личная гигиена.
Появляется сказочный персонаж “Личная гигиена” здоровается.
“Личная гигиена”: У меня в руках предметы (мыло, полотенце, расчёска, зубная щетка, зубной порошок). Как называются эти предметы?
Д: Это предметы личной гигиены.
“Личная гигиена”: А какие из этих предметов у каждого человека должны быть личными, а какими могут пользоваться все члены семьи?
Дети высказываются.
“Личная гигиена”: Что значит соблюдать личную гигиену?
Д: Это значит соблюдать и поддерживать чистоту нашего тела, чтобы быть здоровыми.
6. Промежуточный контроль
“Личная гигиена”: Поиграем в игру “Доскажи”
- Чистить зубы надо два раза в день: …
- Перед едой нужно обязательно …
- Во время еды нельзя …
- Никогда не ешь немытые …
- Свет при письме должен падать …
Дети высказываются.
У: Ребята, назовите следующий компонент, который важен для нашего здоровья?
Д: Это правильное питание.
Входит сказочный персонаж “ Леди Питание” здоровается и говорит:
Ребята, посмотрите на плакат, назовите продукты и разделите их на группы.
Д: Животного и растительного происхождения.
7. Промежуточный контроль.
На столе у детей карточки с буквами “Р”, “Ж”. “Леди Питание” проводит игру, называя продукты растительного и животного происхождения, а дети поднимают карточку, если продукт растительного происхождения “Р”, а если животного “Ж”.
“Леди Питание”: Как вы понимаете словосочетание “разнообразное питание”?
Д: Дети высказываются.
“Леди питание”: Правильно, ребята. Люди получают разнообразную пищу благодаря животным и растениям. Тот, кто правильно питается, будут крепкими и здоровым.
У: Ребята, расшифруйте слова, написанные на доске.
ДВИЖЕНИЕТЭОЖЗИЬН
Д: “ Движение – это жизнь”.
У: Что это значит?
Д: Каждый день делать зарядку, больше гулять, играть на свежем воздухе в подвижные игры, заниматься спортом и закаляться.
8. Физминутка.
У: Руки вверх, если согласны, руки вниз, если нет.
Утро надо начинать с зарядки.
Не надо мыть руки перед едой.
Нужно есть больше овощей и фруктов.
После школы нужно сразу садиться за уроки.
Чистить руки надо утром и вечером.
9. Побуждение к проблеме.
У: Отгадайте загадку:
На красной жёрдочке
Сидят белые курочки.
Д: Это зубы.
У: Для чего нужны зубы?
Д: Чтобы пережёвывать пищу, правильно и красиво говорить, для красоты внешнего вида человека.
На столе у детей лежит зеркальце. Учитель просит посмотреть в зеркальце и улыбнуться.
У: Какие вы все красивые. Ведь улыбка украшает человека.
10. Самостоятельное освоение знания.
У: А как сохранить зубы здоровыми, вы прочитаете из учебника на с. 13 (последние два абзаца со слов “Чистить зубы надо два раза в день …”)
11. Промежуточный контроль.
У: А теперь скажите, что нужно знать, чтобы ваши зубы были всегда такие красивые и здоровые?
Д: Правильно за ними ухаживать, правильно питаться, не есть много сладкого. Главный враг зубов – кариес.
У: А теперь повторим вместе:
Как поел – почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
К стоматологу идем.
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
12. Рефлексия.
Проводится игра “ Вопросы на засыпку”.
- Распорядок дел в течение дня?
- Что нужно помнить при составлении режима дня?
- Действие, которое мы выполняем, чтобы поддержать наше тело в чистоте?
- Какие предметы личной гигиены вы знаете?
- Что такое правильное питание?
- Как нужно беречь зубы?
13. Итог урока.
На доске пословицы
Физкультура и труд – здоровье несут!
Будет разная еда -
Буду бодрым я всегда!
Дети объясняют смысл пословиц.
У: Что нового узнали?
Раскрыли ли мы тему урока?
Кто из ребят нам больше всего помогал?
Как ты оцениваешь свою работу?
На столе у ребят сигнальные карточки, красный, желтый, зеленый.
(Красный – отлично, желтый – хорошо, зеленый – надо подтянуться).
Сказочные персонажи прощаются с ребятами и поощряют их значками “Береги здоровье”.
Д/з: с.10-13 уметь читать; отвечать на вопросы; выполнить задание в тетради.