Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: изучение нового материала с элементами игровой деятельности.

Цели:

  1. Образовательные: ввести алгоритм сложения и вычитание дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.
  2. Развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы.
  3. Воспитательные: воспитание культуры устной и письменной речи, внимательности, аккуратности, культуры общения, воспитание профессионального интереса.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 минута.
  2. Актуализация знаний – 5 минут.
  3. Изучение нового материала – 12 минут.
  4. Физкультурная минутка – 1 минута.
  5. Первичное закрепление – 5 минут.
  6. Самостоятельная работа – 10 минут.
  7. Решение логических задач – 5 минут.
  8. Итог урока – 1 минута.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
  1. Организационный момент.
  2. Запись домашней работы (прокомментировать задание в домашних номерах).
Ученики приготовили тетради, учебники, ручки, карандаши.
Записали домашнюю работу в дневники.
Актуализация знаний
Фронтальный опрос. Дан ряд 1/8, 1/3, 13/24, 3/4. Что вы можете о нем сказать? Дробные числа, расположены в порядке возрастания.
Опрос по определениям (что показывает дробная черта, правильная, неправильная дробь, числитель, знаменатель). Ответы учащихся.
Назовите НОК знаменателей. 24
Приведите все эти дроби к знаменателю 24. 3/24,8/24,13/24,18/24
На какие два класса можно разбить эти дроби. Сократимые и несократимые.
Найдите сумму. Сократите эту дробь.
Выделите целую часть.
42/24 = 7/4
1 3/4
Проблема! Сложите первые две дроби. 1/8+1/3, сразу сложить нельзя! Разные знаменатели.
Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Открытие детьми нового знания
Как сложить или вычесть дроби с разными знаменателями?

Алгоритм (открываем наглядные таблицы).

Надо привести к общему знаменателю.

Алгоритм:

  1. Найти общий знаменатель.
  2. Найти дополнительные множители для каждой дроби.
  3. Умножить каждый числитель на свой дополнительный множитель.
  4. Выполнить сложение или вычитание числителей.
  5. Сократить, выделить целую часть.

Физкультурная минутка

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.

Первичное закрепление
Хорошо, молодцы, посмотрим, как вы поняли эту тему.

На откидных досках написаны по 8 примеров, для трех рядов, проводим математическую эстафету за право дополнительного занятия в компьютерном классе.

Подведение итогов: учитель проверяет все примеры и присуждает места командам, сформированным по рядам.

Игровой момент.

Всем ребятам в классе нужно в ходе эстафеты решить один пример у доски и записать примеры своей команды в тетрадь. Ученики по очереди делают записи на доске передавая мел как эстафетную палочку.

Самостоятельная работа по вариантам

Проверка по образцу (самопроверка). После решения, каждый ученик проверяет себя, для связи с учителем используют сигнальные карточки (светофор). I вариант

II вариант

Итог урока

Какая была тема? Что научились делать?
  1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
  2. Научились складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.
  3. Научились применять алгоритм для сложения и вычитания дробей.

Решение задачи на смекалку

Три купца должны поделить между собой 21 бочонок, из которых 7 бочонков полных кваса, 7 полных наполовину и 7 пустых.

Как они могут поделить квас поровну, чтобы каждый имел одинаковое количество бочонков? (Переливать квас нельзя.)

За решение задачи учащемуся ставится дополнительная оценка.