Методическая разработка для 2-го класса урока окружающего мира по программе “Школа России”
Цель урока: расширить представление о кошках и собаках.
Задачи урока:
- Развивать умение работать в группе;
- Повторить правилами ухода за кошками и собаками;
- Воспитывать бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них;
Оборудование и материалы: картинки кошек и собак, ватманы, презентация, карточки с вопросами, клей
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно садиться!
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задачей урока.
Учитель: Послушайте звуки и постарайтесь ответить на вопрос, к какой группе животных можно отнести издаваемые звуки?
(Слайд 1. Звуки кошек и собак)
Учитель: На какие группы можем их поделить?
Учитель: Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?
(Слайд 2)
Учитель: Действительно, сегодня мы будем на уроке изучать кошек и собак. Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами? Что мы должны узнать о них?
(Слайд 3)
Учитель: Итак, действительно нам предстоит расширить представлений о кошках и собаках; познакомиться с правилами ухода за кошками и собаками; учиться бережному отношению к домашним питомцам и чувству ответственности за них;
3. Работа по теме урока
Учитель: Вы видели когда-нибудь кошку?
Учитель: А собаку?
Учитель: Они все одинаковые?
Учитель: Чем же они отличатся друг от друга?
Учитель: Действительно, они разные, как и мы с вами и среди кошек и собак есть свои герои, свои рекордсмены. Самые-самые кошки и собаки. И сейчас попробуйте определить этих самых-самых. Делимся на 2 группы: 1 группа – даны названия, вы должны подобрать к ним соответствующие картинки кошек, 2 группа выполняет тоже самое, но они выбирают собак. На выполнение задание 3 минуты
Учитель: Это дикие или домашние животные?
Учитель: Почему?
Учитель: Действительно, мы заботимся о наших питомцах. А как именно? Что мы делаем для них?
(Слайд 3)
Учитель: Итак, всегда ли мы выполняем это?
Учитель: Это наши друзья, “братья наши меньшие”, как вы думаете почему так говорят?
Учитель: Конечно, и они, как и вы любят играть! И вот сейчас к нам на урок пришли кошки, которые поиграют с нами.
4. Физкультминутка “Кошки”
Учитель: Итак, мы поиграли с нашими кошками! Давно уже люди живут в окружении кошек и собак и придумали множество пословиц. Сейчас прочитаем их и попробуем понять. Почему именно так они говорили?
(Слайд 4)
“Без кошки нет дома, без собаки – двора”
“Живут как кошка с собакой”
“Собака видит мир носом, а кошка ушами”)
Учитель: (А.Дмитриева “Бездомная кошка”).
Однажды я встретил бездомную кошку:
– Как ваши дела?
– Ничего, понемножку…
– Я слышал, что Вы тяжело заболели…
– Болела.
– Так, значит, лежали в постели?
– Лежала на улице много недель
Бездомной, мне некуда ставить постель.
Подумала я: “Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным”.
– Вы слышите, кошка? Пойдемте со мной –
Темнеет, и значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело –
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чем она Пела? Возможно о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
Учитель: О чем же пела кошка?
Учитель: В отличие от диких животных, кошки и собаки нуждаются в нашей заботе и любви. Помните об этом, когда вы берете животное в дом. Ну, а если же кошки и собаки живут у людей, которые их любят, то часто они становятся похожими на своих хозяев.
(Слайд 5-10)
Учитель: И не только похожи, но их хозяева проводят для них свадьбы такие как у людей.
(Слайд 11-12)
Учитель: Как же человек понимает собак и кошек?
Учитель: Сейчас мы разделимся на 4 группы и каждая попробует ответить на вопрос. На выполнение задание 5 минут.
- (Слайд 13) Зачем кошки обнюхивают пищу, прежде чем съесть её?
- (Слайд 14) Почему кошки любят спать на бумаге?
- (Слайд 15) Зачем кошки облизывают себя?
- (Слайд 16) Зачем собаки закапывают кости?
(Они обнюхивают пищу, чтобы узнать ее температуру и не обжечься)
(Потому что он теплый и мягкий для кошек)
(Это необходимо для психологического равновесия кошки)
(Чтобы спрятать, делают запасы таким образом).
Учитель: Могут кошки и собаки прожить без человека? Почему?
Учитель: А человек сможет прожить? Почему?
Учитель: Итак, зачем нам нужны кошки и собаки?
Учитель: Собаки нас охраняют, служат в армии, спасают людей, кошки защищают нас от набегов грызунов.
(Слайд 17)
Учитель: Для чего нам нужны кошки?
(Слайд 18)
5. Домашнее задание
Учитель: У кого есть дома кошки? У кого собаки? Поднимите руки. И у меня есть кошки и собаки. Я их очень люблю, мы заботимся о них. И Ваше домашнее задание будет связано с Вашими любимцами. Ребята 1 ряда – сочинят рассказ о своем питомце, где расскажут нам о его кличке, окрасе, привычках. 2 ряд – рисуют или фотографируют своего питомца, 3 ряд – придумывают и рисуют жилище будущего для “братьев наших меньших”.
(Слайд 19. Ребята записывают домашнее задание)
6. Подведение итогов урока
Учитель: Вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока? Смогли ли мы их достичь? Вы узнали что-то новое о кошках и собаках?
Учитель: Как мы ухаживаем за ними?
Учитель: Как должны относиться к ним?
Учитель: С каким настроением вы уходите с урока? У вас на партах лежат карточки, обведите карточку с вашим настроением. (Приложение 3)
(Слайд 20.Ученики выполняют)
Учитель: Спасибо всем за работу! Хотелось бы закончить наш урок словами всеми известного кота – кота Леопольда “Ребята, давайте жить дружно!”
(Слайд 21)
Источники:
- http://mkuashap.narod.ru/p8aa1.html (орг.момент)