Исследовательская деятельность младших школьников на уроках филологического цикла

Разделы: Начальная школа


В эпоху,  когда  личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве необходимо создать благоприятные условия для ее реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения  мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Для осуществления качественного образования важнейшим компонентом  новой модели школьного образования является ее  ориентация на практические навыки, на развитие у детей способности применять знания реализовывать проекты, на освоение школьниками новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа,  понимания, принятия решений. В связи с этим особую актуальность и значимость в развитии младшего школьника приобретает начальное филологическое образование. [1]

Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. Традиционное обучение строится не  на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности. Утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность.

Именно поэтому  исследовательская деятельность становится  важнейшей задачей образования и современного учителя.

В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий. [5]

В общем плане исследовательская деятельность рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Взгляд на эту проблему с точки зрения возрастной психологии и педагогики обнаруживает необходимость уточнения такого толкования. Прежде всего, это касается результативности как главной характеристики исследовательской деятельности. С этой точки зрения детская игра, к примеру, не создает ценностей в общеупотребительном смысле слова. И все же мы говорим о творческой игре, о способности детей уникальным образом смотреть на окружающий мир, преобразовывать его в своих фантазиях. Прав Л.С. Выготский, который писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для других и для себя. По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно сделать акцент на субъективной стороне исследовательской деятельности, на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его, существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее. [3]

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для ее реализации. В последнее время наблюдается  тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Мы, учителя,  испытываем большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. Учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приемов и  форм организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно – урочной системы не решаются.

Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно – исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и  индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но,  по моему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Еще одной особенностью организации исследовательской  деятельности в начальном звене  школы является то,  что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и  письменной речи;  умений обобщать и систематизировать информацию,  коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания,  умений работы с художественным и научными текстами.

Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель – чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует,  далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Формы реализации работ могут быть разнообразными.

В процессе исследовательской деятельности учащихся используют следующие методы и приемы работы:

– изучение теоретических источников;
– наблюдение;
– поисковый эксперимент;
– описательный;
– анкетирование;
– интервьюирование.

В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; литературное чтение и окружающий мир и т.д. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные как им казалось, не связанные между собой предметы.

Тематика работ также разнообразна: « Имена собственные в вывесках города Новохоперска» (русский язык); « Троекратные повторы в народных и авторских сказках» (литературное чтение); «Особенности характера животных в русских народных сказках» (литературное чтение и окружающий мир) и т. д.

В выполнении исследовательской деятельности учащихся младших классов немаловажную роль играет учитель. Главное, он должен всегда помнить, что эта работа должна быть нацелена не на результат, а на процесс. Важно заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Основная роль учителя в исследовательской деятельности – ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для понимания, заинтересовать. Работа эта начинается с того, чтобы пробудить постоянный интерес ребенка к учебной деятельности. Можно использовать:

– загадки, ребусы, логические задания;
– игровые моменты;
– игры-путешествия;
– ролевые игры 

Учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что именно в этом возрасте закладывается интерес, потребность и привычка к активной умственной деятельности и хотя их отношение к миру в большей мере носит игровой характер, это позволяет, достаточно легко, относится к окружающей жизни, к людям. Учебно-исследовательская деятельность школьников – это возможность решения задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний.

Развивать исследовательскую деятельность учащихся – значит развивать умение думать. В начальной школе мы начинаем развитие с простейших мыслительных навыков: умений ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения. [1]

Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Мы начинаем заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками вторых классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности.

Исследовательские работы могут быть выполнены по различным дисциплинам, но в своей работе коснусь исследовательской деятельности на уроках филологического цикла.

На уроках русского языка организовываю три вида исследования:

– исследование словарного слова;
– исследование текста;
– исследование фразеологизма.

Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану:

Первый этап – подготовительный

– выбор темы;
– формулирование целей;
– составление плана исследования.

Второй этап – основной

– сбор материала;
– обобщение полученных данных;

Третий этап – заключительный

– представление результатов исследования;
– обмен мнениями.

На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.

Исследование проводится по плану:

1. Знакомство со словом.

Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.)
Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.

2. Этимологическая справка.

Содержит информацию о происхождении слова.

3. Толкование лексемы. Иллюстрация.

Помогает понять значение слова. Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой, С.Г.Трясогузовой и др.)

4. Однокоренные слова.

Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов. Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме.

5. Пословицы, поговорки и загадки.

Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи. Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.

6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее. Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову.

7. Словосочетания.

Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+ нар.

8. Предложения, тексты.

Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.

Участники процесса обучения предлагают стихи, рассказы, статьи.

9. Краеведение.

Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.
На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, «Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В.В. Лопатина, Л.Е.Лопатиной.
Третий этап – заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения. А тёплый приём товарищей вселяет уверенность и желание провести новое исследование. [Приложение 1]

На современном этапе школьной жизни продолжается внедрение в практику преподавания учебного исследования, в процессе которого учащиеся получают возможность познакомиться с методами научного анализа литературно – художественных произведений. Исследовательский метод может быть применим и как один из аспектов изучения литературного произведения. Выбирая направление исследования, можно обратиться к анализу языка произведения, его художественного своеобразия, истории создания. Возможно учебное исследование с выходом на сравнительный анализ двух или нескольких произведений. Можно обратиться к творчеству одного и того же автора или сравнить произведения разных писателей, работающих над одной темой или в одном жанре.

Уроки с краеведческой основой в Новохоперском районе проводятся как в сельских, так и в городских школах. Пожалуй, нет такого школьного предмета, при изучении которого новохоперские учителя не касались бы вопросов, связанных с особенностями родного края.

Попробовала организовать исследовательскую работу  на уроке по теме: «Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек». Ученикам была предложена следующая исследовательская работа: во время экскурсии обратили внимания на названия улиц и районов города. Захотели выяснить, какое название они носили раньше, почему имеют такое название. Дети разделились на группы. Каждая группа работала со своим заданием.

В результате исследования  выяснили,  как раньше назывался наш город. Первыми поселениями были казачьи города Пристанский (впоследствии город Новохоперск), Беляевский, Григорьевский. Узнали, что раньше  улицы имели другие названия.  Карла Маркса – Морская улица: она была прибрежной улицей, проходившей по берегу Хопра. А Хопер в то время был полноводной большой рекой – не то, что сейчас. Улица Советская раньше называлась Московской.  Такие названия, как Казачка, Мамаев Проток, Крым. Это все  связано с историей города. Казачка – на этом месте стояло казачье поселение. Крым – здесь жили переселенцы из Крыма.  В нашем районе есть села: Елань-колено, Кочерга, Каменка-Садовка. Интересно узнать: почему их так назвали? Елань – низкое (луговое) место. Колено – изгиб реки. Садовка – названа по изобилию садов.[4]

Так ученики нашего класса превратились в маленьких исследователей. Подобная работа интересна для учащихся, а процесс обучения русому языку стал увлекательным. Из  путешествия по родному краю узнали много нового. Прекрасным может быть большой город с его шумными улицами, огромными домами, но прекрасен и маленький город, затерявшийся среди лесов и полей, такой, как наш Новохоперск. [Приложение 2, Приложение 3]

Обобщив опыт исследовательской работы, можно с уверенностью сказать. Что работа эта нужна для учеников начальной школы.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники». Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесёт детям цель и задачи исследования. [2]

Работа над исследованием помогла достичь следующего:

1. Учащиеся научились слушать и читать на основе поставленной цели и задачи:

– осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
– вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
– вести рассказ от начала до конца;
– творчески применять знания в новых условиях, работать с книгами, уметь выбрать материал с определённой целью.

2. Развить общеучебные организационные умения:

– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»);
– определение причин возникающих трудностей, путей их устранения;
– предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;
– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

3. Общеучебные умения поиска сведений:

– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
– поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

4. Развить творческие общеучебные умения:

– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения), разыгрывать воображаемые ситуации.

5. Развить коммуникативные умения:

– умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;
– умение вести дискуссию;
– умение отстаивать свою точку зрения;
– умение находить компромисс;
– навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.;
– презентационные умения и навыки;
– навыки монологической речи;
– умение уверенно держать себя во время выступления.

6. Развить артистические умения:

– умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
– умение отвечать на незапланированные вопросы;

Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через исследовательскую деятельность. Этот метод использую недавно, но эта работа заняла особое место и позволяет учащимся приобретать знания, помогает связать то новое, что узнают дети, с чем – то знакомым и понятным из реальной жизни. Учащиеся приобретают знания,  строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий. Исследование подтверждает, что целенаправленная, систематическая работа способствует развитию интереса к русскому языку, углублению знаний о языке, обеспечивает развитие творческих способностей детей. Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности.

Литература:

1. Исследовательская деятельность в начальной школе (образовательная область «Филология»). Методическое пособие / Составитель Н.А.Лемяскина. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.
2. Жиренко О.Е. Педагогические условия использования современных технологий обучения в дошкольном и начальном общем образовании. Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.
3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204
4. Елецких В. Л., Кригер Л.В., Петров В. Т., Печенюк Е.В. – Новохоперск. Визитная карточка. Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2010.
5. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А.И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006. – 434 с.