Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Образовательные: Сформировать умение решать системы уравнений с двумя переменными графическим способом.
- Развивающие: Развивать умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развивать познавательный интерес, культуру речи, любознательность.
- Воспитательные: Воспитать дисциплинированность, ответственность, настойчивость в учебе.
Средства обучения: компьютер, проектор.
Структура урока:
- Постановка темы, цели и задач урока.
- Повторение. Подготовка к изучению нового материала.
- Изучение нового материала.
- Первичное осмысление и применение изученного способа решения систем уравнений.
- Постановка домашнего задания.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Постановка темы, целей и задач урока.
(1-2 слайды)
Учитель сообщает классу о том, что на уроке будет изучаться и ставит задачу научиться решать системы уравнений с двумя переменными графическим способом.
II. Повторение. Подготовка к изучению нового материала.
(3-7 слайды)
Организуется беседа по пройденному материалу, делаются обобщения, ответы подкрепляются наглядными рисунками.
Вопросы для повторения:
- Какие виды функций вы знаете?
- Что называется графиком функции?
- Какой формулой задается линейная функция?
- Что является графиком линейной функции?
- Какой формулой задается обратная пропорциональность?
- Что является графиком обратной пропорциональности?
- Каким уравнением задается окружность?
- Какая функция называется квадратичной?
- Что является графиком квадратичной функции?
- Что называется графиком уравнения с двумя переменными?
III. Изучение нового материала.
(8-11слайды)
Изучение нового материала осуществляется с помощью наглядного восприятия (на слайде представлено графическое решение системы уравнений)
Постановка наводящих вопросов по данному слайду:
– Что является графиком уравнения x2 + y2 = 25?
– Что является графиком уравнения y = -x2 + 2x +5?
Координаты любой точки окружности будут удовлетворять уравнению x2 + y2 = 25, координаты любой точки параболы будут удовлетворять уравнению y = -x2 + 2x + 5.
– Координаты каких точек будут удовлетворять и первому и второму уравнениям?
– Сколько точек пересечения у данных графиков?
– Сколько решений имеет данная система уравнений?
– Назвать эти решения.
– Что нужно сделать, чтобы графически решить систему уравнений с двумя переменными?
Сначала на последний вопрос отвечают учащиеся, затем на экран выводится алгоритм графического способа решения систем уравнений с двумя переменными, с предупреждением о наиболее типичных ошибках.
IV. Первичное осмысление и применение изученного способа решения систем уравнений.
(12-17 слайды)
Осуществляется проверка правильного понимания учащимися изученного материала. Выполняются упражнения по выработке умений графически решать системы уравнений.
Задание: Решить графически систему уравнений:
Постановка наводящих вопросов:
- Что является графиком уравнения x y = 3?
- Что является графиком уравнения 3x – y = 0?
- Сколько точек пересечения имеют данные графики?
- Сколько решений имеет данная система уравнений?
- Назвать решения данной системы уравнений.
(Ответы учащихся подкрепляются демонстрацией графиков на экране)
Аналогичная беседа проводится по 12 слайду.
Задания 13-17 слайдов выполняются учащимися самостоятельно, ответы проверяются.
Задания постепенно усложняются, но являются доступными.
Организуется дальнейшее закрепление изученного материала через задания, которые учащиеся должны полностью выполнить самостоятельно.
Задание в тетради: 5.21 (а), 5.34 (в) и…
Задание: Решить графически системы уравнений:
a) ;
b) .
Задания выполняются учащимися в тетрадях. Решения проверяются.
V. Постановка домашнего задания.
П5 (1-4), № 5.21 (б, в), 5.34 (а, б), 5.35 (а, г).
VI. Подведение итогов урока.
Вопросы для беседы:
– Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?
– С каким способом решения систем уравнений с двумя переменными мы познакомились?
– В чем заключается его суть?
– Дает ли данный способ точные результаты?
– В каком случае система не будет иметь решений?
Демонстрируется 17 слайд, урок заканчивается.