Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Поэтому появилась необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Главная цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".

Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

Принципы духовно-нравственного воспитания.

  • Воспитание на традициях.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  • Системно-организованный подход.
  • Личностно-ориентированный подход.
  • Принцип сохранения исторической памяти.

Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:

  • Военно-патриотическое.
  • Художественно-эстетическое.
  • Туристско-краеведческое.
  • Спортивно-оздоровительное.

Основными среди них в моём классе можно считать военно- патриотическое и художественно-эстетическое. В этой работе я использую игровые технологии, коммуникативные и исследовательские.

В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в нашей школе проводится с детьми немало различных мероприятий: недели эстетики, классные часы "Дорогою добра", "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть", беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса я пришла к решению строить внеурочную работу как знакомство учащихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

Изучение традиций русской народной культуры я реализую в форме творческой мастерской. Дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и своё место в мире.

Цель творческой мастерской - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, например, русский народный праздник "Кочеты", "Праздник русской матрёшки", праздник "Русские красавицы", семейный праздник "Мы за чаем не скучаем", "Масленица" и др.

От года к году форма проведения ключевых дел усложняется. Например, исследовательские работы "И вырос город на Неве", "Русская изба", "Русский народный костюм", "Головной убор - кокошник", "Коса - девичья краса", "Семейные традиции", конкурс на лучшую книжечку о Масленице и др.(Приложение 1)

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает мне, как классному руководителю, вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

Воспитание гражданина страны является одним из главных условий национального возрождения.

В этом плане в школе проводится с детьми немало мероприятий, в которых мои ученики принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: неделя истории, встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, смотр строя и песни, встреча поколений "День нашей памяти и боли", акции "Письмо ветерану", "Подарок ветерану", конкурс рисунков "Война глазами детей" и многие другие. (Приложение 1)

В своём классе я разработала программу по возрождению тимуровского движения "Сотвори добро". Реализуется данная программа через работу тимуровского отряда "Солнышко", девиз которого: "Сколько у солнышка тёплых лучей, столько у нас добрых затей". Создан отряд в марте 2010 года.

Я считаю, что обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определённой системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались? Одним из возможных вариантов личностного развития ребёнка может стать социально-значимая деятельность, смысл которой, по мнению А.П. Гайдара, состоит в том, чтобы "честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю:" В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных сторон, патриотических убеждений, социальной адаптации детей, в том числе и через участие в тимуровском движении.

В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования и моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремлённое взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.

Научить ребёнка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Я не знаю, кем станут в будущем мои выпускники, но уверена в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.

Суть тимуровского движения, возрождаемого в нашем классе, - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.

Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать много нового о своём селе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.

Ожидаемый результат:

Формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Осознание детьми того, что честь, смелость развивается с ранних лет, что тот, кто правдив с детства, будет хорошим человеком.

Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.

В нашей копилке уже немало добрых дел: шефство над ветераном ВОВ Черниченко В.В; операция "Дарить радость людям" - поздравление на дому мини-концертными программами ветеранов войны и труда с Днём пожилого человека, Днём учителя, с Новым годом, Днём защитника Отечества, Днём 8 Марта, Днём Победы; акция "День рождения ветерана"; операции "Книжкин доктор", "Подарок ветерану"; организация Встречи поколений; участие в сельской конференции, посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне с выступлением на тему: "Дети блокадного Ленинграда"; социально-значимый проект "Памяти павших" (самостоятельное выращивание рассады цветов с последующей высадкой у памятника павшим воинам, шефство над памятником). (Приложение 1)

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.