Цели:
- подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи, в чем его значение для экономики страны;
- познакомить с новыми понятиями обязательные и произвольные расходы, бюджет, профицит, дефицит бюджета;
- продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.
Оборудование: учебник, презентация, проектор, интерактивная доска.
1. Актуализация знаний.
На прошлом уроке изучали тему функции денег. Давайте вспомним:
1) Что такое деньги? (Деньги - это товар, выполняющий на рынке роль всеобщего товарного эквивалента )
2) Как раньше назывались бумажные деньги? (ассигнации)
3) Назовите функции денег и приведите пример? (мера стоимости - например, цена чего-либо; средство обращения - деньги пришли на смену бартеру; средства платежа - например, выплата заработной платы; средство накопления - сбережения в банке).
2. Изучение новой темы.
Исходя из названия темы, давайте вспомним, что такое экономика? (Экономика - ведение домашнего хозяйства; Экономика как наука - наука, изучающая способы распределения ограниченных ресурсов для полного удовлетворения потребностей людей).
Вспомним, что такое семья? Что она в себя включает? Для этого составим кластер со словом семья.
В кластере записываются мысли (ассоциации к термину) детей.
После заполнения кластера, учащимся предлагается заполнить схему (на слайде, см. презентацию). Схема "ресурсы семьи". Работа по тексту. Стр. в учебнике 150. На заполнение схемы отводится 10 минут. Учащиеся работают по учебнику, заполняя каждый лепесток ромашки, приводя пример. После заполнения схемы, идет обсуждение в классе устное, зачитывание результатов.
Во время обсуждения, говоря о доходах, учитель приводит следующую схему для самостоятельного заполнения учащимися. Доходы: фиксированные и переменные (см. презентацию).
Рассмотрение вопроса: бюджет. Учитель представляет вниманию учащихся следующие формулы:
Д > Р = Профицит бюджета
Д< Р = Дефицит бюджета
Д= Р = Равноценный (равный) бюджет
Вопрос классу: что мы будем называть бюджетом? (Бюджет - это сумма доходов и расходов за определенное количество времени). Определение записываем в тетрадь.
3. Рефлексия.
Какие семейные ресурсы перечислены ниже?
Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.
Примерный ответ:
- Квартира, домик в деревне - материальные ресурсы
- Родители и старший сын - трудовые ресурсы
- Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов - информационные
- Зарплата родителей и сына - финансовые ресурсы
- Проценты - доход от сбережений в банке
- Рента за земельный участок - собственность.
4. Домашнее задание.
Рассчитать вместе с родителями семейный бюджет на месяц, по следующей схеме:
Доход | Расход | |||
обязательные платежи | Питание | Промтовары | Культурно-бытовые услуги | |