Конспект урока по музыкальной литературе (третий год обучения).
"В "Шехеразаде" композитор задался целью воплотить в оркестровом перессказе некоторые пленившие его воображение описания и события из арабских сказок султанши Шехеразады "Тысяча и одна ночь". В четырех частях этой звуковой, тонко сплетенной сети можно слышать и видеть чудеса. Как в широко раскинувшейся панораме, расстилается перед восприимчивым слухом мир сказочных, но не словесных, а звучащих и звенящих образов, сменяясь и чередуясь словно по чьему-то властному заклятии".
Б.Асафьев
Цель: воспитание музыкальной культуры у учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: продолжение знакомства учащихся с жанрами сюиты и балета. Развивать способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное. Развивать эмоциональное восприятие музыки. Введение учащихся в тонкую сферу музыкальной культуры, обогащать слуховой опыт. Определить характерные черты и другие особенности восточной музыки. Развивать умение размышлять о музыке и высказывать личное отношение к прослушиваемым музыкальным произведениям.
Информация для преподавателя.
Композитор Н.А.Римский-Корсаков предстает на уроках слушания музыки и музыкальной литературы перед учащимися ДМШ и ДШИ как музыкальный сказочник и живописец. В своем творчестве Николай Андреевич успешно использовал картины и образы арабского Востока с его красочным народным бытом, природой, с его знойным солнцем, ароматами экзотических растений, изменчивым морем. В симфонической сюите "Шехеразада" Н.А.Римского-Корсакова оживает подлинный древний Восток, полный резких контрастов - с одной стороны веселый, темпераментный, мудрый, с другой стороны - деспотичный и жестокий. Сюита "Шехеразада" - это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников - Шехеразады и Шахриара. Достоинства Шехеразады - ее поэтический дар, ее безграничная мудрость и фантазия. Образ султана Шахриара - грубая сила, деспотизм и воинственность.
Н.А.Римский-Корсаков в "Летописи моей музыкальной жизни" писал: "Программою, которою я руководствовался при сочинении "Шехеразады", были отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины из "Тысячи и одной ночи", разбросанные по всем четырем частям сюиты: море и Синдбадов корабль, фантастический рассказ Календера - царевича, царевич и царевна, багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником:
Указаниями этими я хотел лишь немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия, предоставив представления более подробные и частные воле и настроению каждого".
После знакомства с музыкальным материалом сюиты уместно побеседовать с учениками о прослушанной музыке:
- Какие инструменты исполняют темы Шехеразады и Шахриара, какова роль оркестра в сюите?
- Какими средствами музыкальной выразительности композитор создал музыкальные портреты Шехеразады и Шахриара?
- В чем особенности восточных интонаций, их отличия от русских?
- Какие средства музыкальной выразительности помогли Н.А.Римскому-Корсакову в создании восточного колорита?
- Почему образы "Шехеразады" близки современному слушателю?
Беседу с учащимися можно провести так:
Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе инструментальные произведения. Симфоническая сюита "Шехеразада" была написана Н.А.Римским-Корсаковым всего за два месяца в 1888 году. Это программное произведение, написано по мотивам арабских сказок "Тысяча и одна ночь". Состоит сюита из четырех частей, в них можно услышать и увидеть чудеса, о которых рассказала мудрая и прекрасная Шехеразада грозному султану Шахриару. Части сюиты объединены не только одним замыслом, но и общими музыкальными темами. С помощью симфонического оркестра Н.А.Римский-Корсаков не иллюстрировал сказку, а воссоздавал ее. Композитор сотворил неповторимые музыкальные образы, среди них и танцевальные, и песенно-лирические, и воинственные. Все четыре части сюиты включают музыкальный образ Шехеразады, рассказчицы сказок. Она спасла свою жизнь тем, что сумела занять султана Шахриара сказками, рассказывая их в продолжение 1001 ночи так, что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудесных сказок рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
1 часть. Первоначально композитором этой части было дано название "Море. Синдбадов корабль". Сюита открывается воинственной фразой тромбонов, тубы, контрабасов. Тема звучит грозно, величаво, рисуя образ восточного повелителя. На смену этой теме на фоне мягких аккордов арфы солирующая скрипка поет пленительную мелодию. Она вьется тонким, извилистым восточным узором. Мягкая, задумчивая, обаятельная мелодия умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтичная восточная мелодия в русской музыке, сочиненная композитором Н.А.Римским - Корсаковым. Тема мудрой рассказчицы Шехеразады всегда звучит у скрипки соло. Композитор придал ей своеобразный ладовый колорит. Мелодия главной партии основана на теме Шахриара, но она становится темой героя сказки - отважного путешественника Синдбада. У этой темы сохранен суровый характер. Главной теме контрастирует тема Синдбадова корабля, она светлая. Симфоническое развитие 1 части динамично, темы в ней изложены неустойчиво, текуче, что способствует созданию впечатления непрерывного движения, характерного для морской стихии.
Учащиеся слушают 1 часть сюиты. После прослушивания проходит обсуждение, обмен впечатлениями о прослушанной музыке.
2 часть. Первоначально она носила название "Рассказ царевича Календера". Вновь звучит голос Шехеразады, начинается новая сказка. На первый план выступает новый рассказчик - Календер. И поэтому солирующую скрипку сменяет солирующий фагот. Композитор создает музыкальный портрет Календера, а потом изображает его фантастические приключения. Так возникает сказка в сказке. Эта часть сюиты - одна из самых ярких и оригинальных по сказочно-восточному колориту и эпическому складу. Основная тема 2 части построена на интонациях восточных народных песен, звучит она повествовательно, спокойно. Затем следуют яркие симфонические вариации. Тема звучит, меняя гармоническое сопровождение, меняя облик, переходя от одного инструмента к другому. В середине части слышатся тревожные фанфарные призывы тромбонов. С наступлением репризы повествовательная тема Календера звучит тревожно, в конце появляется суровая тема Шахриара.
Учащиеся слушают 2 часть сюиты. После прослушивания проходит обсуждение, обмен впечатлениями о прослушанной музыке.
3 часть. Первоначально она носила название "Царевич и царевна". Она наиболее лирическая из всех частей сюиты. Первая тема создает образ Царевича. Она певучая, широкая, полная глубокого любовного чувства, напоминает восточную народную мелодию. Тема содержит интонации лейтмотива Шехеразады, в последующем проведении тема поручается виолончелям, затем к ним присоединяются гобои, английский рожок, кларнет. Благодаря этому теплота в звучании темы нарастает. Вторая тема - это образ Царевны, женственный, грациозный. В развитии темы ярко выявляется ее ритмическая острота, танцевальность. В середине части задумчиво звучит голос скрипки - это тема Шехеразады, рассказывающей удивительную сказку. Музыка этой части наполнена восточным колоритом. Он проявляется и в мелодических оборотах, и в орнаментальных наигрышах, которые напоминают звучание восточных народных инструментов.
Учащиеся слушают 3 часть сюиты. После прослушивания проходит обсуждение, обмен впечатлениями о прослушанной музыке.
4 часть. Особенно яркой частью сюиты является финал, в котором объединяются темы всех предшествующих частей, что придает ему роль итоговой части. Он выделяется яркостью оркестровой фантазии, огненным темпераментом. Композитор назвал эту часть "Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником". Это последняя сказка Шехеразады, рассказанная жестокому Шахриару на фоне доносящегося шума праздника в восточном городе. Основная тема 4 части звучит в ритме и характере восточного танца. Постепенно музыка становится все более драматичной, звучит могучая тема морской стихии. После кульминации звучит грустная тема Шехеразады и укрощенная, покорная ей тема Шахриара. Шахриар даровал жизнь прекрасной, мудрой восточной красавице и рассказчице сказок Шехеразаде.
Учащиеся слушают 4 часть сюиты. После прослушивания проходит обсуждение, обмен впечатлениями о прослушанной музыке.
"Шехеразада" на сцене "Русских сезонов".
Партитура "Шехеразады" погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки, с ее характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический колорит. Музыка Н.А.Римского-Крсакова вдохновила С.П.Дягилева и М.М.Фокина на постановку в "Русских сезонах" балета "Шехерезада".
С.П.Дягилев - театральный деятель, искусствовед, создатель художественного издания "Мир искусства", организатор выставок изобразительного искусства. Он писал статьи и рецензии о спектаклях, выставках, книгах. С 1907 года им были организованы выступления русских музыкантов за границей, в которых выступали Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, Ф.И.Шаляпин и другие русские композиторы и музыканты. Антреприза С.П.Дягилева оказала большое влияние не только на развитие русского балета, но и мирового хореографического искусства в целом. Будучи талантливым организатором, С.П.Дягилев обладал чутьем на таланты, он взрастил целую плеяду одаренных танцовщиков и хореографов - М.Фокина, В.Нижинского, Л.Мясина, С.Лифаря, Д.Баланчина. Над декорациями и костюмами дягилевских постановок работали его соратники по "Миру искусства" - Леон Бакст и Александр Бенуа.
Премьера балета состоялась 4 июня 1910 года в Париже на сцене Гранд-опера. Балет был поставлен знаменитым М.М.Фокиным, декорации и костюмы были выполнены по эскизам Л.Бакста. Александр Бенуа писал: "Баксту принадлежит честь создания "Шехерезады" как зрелища, и зрелища изумительного! Я бы сказал, невиданного". Оформление этого спектакля, исключительное по красоте и выразительности, свело с ума Париж, и с этого начинается европейская слава Л.Бакста. Это блестящий спектакль, передающий знойный колорит восточных сказок; экзотические танцы, незабываемые декорации и костюмы, вызывающие восхищение публики: контрасты изумрудных стен и алых ковров, розовые и зеленые костюмы танцовщиц, оранжевые наряды одалисок и ярко-синие плащи воинов.
В 1909 году С.П.Дягилев пригласил М.М.Фокина стать хореографом "Русского сезона" в Париже. Результатом этого союза стала мировая известность М.М.Фокина. Преодолевая балетные традиции, Фокин стремился уйти от общепринятого балетного костюма, стереотипной жестикуляции и рутинного построения балетных номеров. В балетной технике он видел не цель, а средство выражения чувств и эмоций. Он поставил более 70 балетов в лучших театрах Европы и Америки. Фокинские постановки и по сей день возобновляются ведущими балетными труппами мира.
В 1994 году на сцене Мариинского театра была реконструирована постановка "Шехерезады" Изабель Фикиной и Андрисом Лиепой. Декорации и костюмы были восстановлены по эскизам Л.Бакста, хореография М.М.Фокина. В настоящее время балет "Шехерезада" можно увидеть на сценах ведущих театров России и зарубежья.
Учащимся предлагаю просмотреть презентацию "Поэтизация Востока Н.А.Римским-Корсаковым".
Информация для преподавателя.
Использование презентаций на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ делают уроки более результативными и успешными. Внедрение в традиционные методики новаторских элементов, связанных с внедрением ИКТ, представляется перспективным в плане поддержки развития детского художественно-эстетического образования. ИКТ способствуют воспитанию музыкального вкуса у учащихся, обогащению музыкальными впечатлениями, расширению кругозора. Во время проведения урока-балета использование презентаций оказывается единственной возможностью познакомиться не только с музыкой, но и со сценической версией балетного спектакля. Визуальное восприятие на уроках музыкальной литературы способствует получению учащимися эмоционального удовольствия от яркого зрелища, вызывает эмоциональный отклик, который переносится на сам учебный предмет.