Развитие навыков активного чтения с полным пониманием содержания прочитанного

Разделы: Иностранные языки


Обучение иностранному языку в школе преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения. Коммуникация на языке осуществляется в двух формах: устной (звуковой) и письменной (графической).

Для осуществления коммуникации в устной и письменной форме необходимо овладение 4 основными видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом. Остановимся на чтении, как одном из главных видов речевой деятельности, направленных на развитие коммуникативной компетенции.

Чтение - рецептивный вид речевой деятельности. Это означает, что при чтении текста учащиеся извлекают информацию. Казалось бы, что чтение "автоматически" становится коммуникацией, то есть, передачей информации от автора к читателю. В действительности, это не так. Любая коммуникация всегда мотивирована, то есть, извлекая информацию из текста, читатель всегда преследует определенную цель. Если этой цели нет, то чтение превращается в озвучивание текста и не имеет коммуникативного смысла.

В процессе чтения мы обычно решаем три основные задачи – ознакомиться с общим содержанием текста, выделить его содержательные области и извлечь максимально полную информацию. Всем этим видам чтения можно целенаправленно обучать и тестировать успешность овладения ознакомительным, просмотровым и изучающим чтением. Причем, делать это можно уже на самых ранних этапах овладения английским языком, то есть, на материале коротких и несложных текстов. Даже чтение подписей к рисункам можно организовать с целью, понять о каких рисунках в целом идет речь, какие группы рисунков и подписей представлены, и что мы можем узнать, познакомившись со всеми рисунками и подписями к ним. Использование разных видов чтения не исчерпывает возможностей коммуникативно-ориентированного обучения этим видам речевой деятельности.

Другой стороной коммуникативных заданий является характер заданий, которые учащиеся могут выполнять в процессе чтения. Эти задания – извлечение информации, осмысление информации и преобразование информации.

Извлечение информации предполагает максимально полное усвоение текстового содержания без попыток привнести в него свое видение, знание или отношение, т.е. точно передать содержание текста тем, кому оно неизвестно.

Осмысление информации предполагает интерпретацию того, что написано с собственным объяснением, уточнением и мнением.

Преобразование информации означает чтение между строк и коммуникацию того, что создано не автором текста, а самим читателем.

Третьей стороной коммуникативно-ориентированного чтения является его методическая организация, включая communicationgapactivity, параллельное чтение и совместное чтение.

Communicationgapactivityкоммуникативное задание для, выполняемое парами или группами, представляет собой учебную ситуацию, когда один текст делится на несколько фрагментов, каждый из учащихся читает только этот фрагмент и далее все учащиеся обмениваются информацией. Они должны выяснить друг у друга недостающие сведения, получить коллективный ответ. В результате, у каждого из участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других).

Параллельное чтение – это прием, когда учащиеся читают разные тексты по одной и той же теме и затем обмениваются полученной информацией, выясняют сходства и различия, дополняют детали и подробности.

Совместное чтение представляет собой чтение одного и того же текста разными учащимися, у каждого из которых есть свое конкретное задание по этому тексту. В результате, каждый из учащихся сообщает свою оригинальную информацию и вместе они дают полную картину извлечения разной информации из одного и того же текста. Таким образом, коммуникативность в обучении чтению достигается за счет применения разных видов чтения, разных видов заданий и разных приемов организации чтения как вида речевой деятельности.

Некоторые приемы обучения чтению плохо срабатывают в наших школах. К таким приемам относится communicationgapactivity. Учащиеся или группы учащихся читают разные фрагменты одного текста, обмениваются информацией и собирают ее воедино. При этом они могут свободно передвигаться по классу. Одна из причин заключается в том, что в наших школах учащиеся привыкли, когда урок идет в одном темпе для всех и учитель руководит ходом выполнения задания.

Прием communicationgapactivityпредполагает ситуацию, когда учитель дает учащимся свободу и они привыкают работать сами примерно в одном темпе. На приемах типа communicationgapactivityоснована практически вся коммуникативно ориентированная методика.

К communicationgapactivityучащихся приходится приучать и работают они лучше всего в качестве соревнования (кто быстрее восстановит текст, заполнит таблицу и т.д.), а после того, как соревнование (которое и обусловит понятную детям цель такого задания) закончится, можно переходить к другим заданиям по тексту.

Варианты заданий, стимулирующих заинтересованность в коммуникативно-ориентированном обучении разнообразны. Вот некоторые из них:

I. Pre-reading

  1. Презентация биографии автора и его фото
  2. Вопросы-догадки о содержании текста с опорой на картинки

II. Vocabulary tasks

  1. Найти за ЗОсекунд в тексте как можно больше словосочетаний “прилагательное +существительное”.
  2. Составить как можно больше слов из букв предложенного слова.
  3. Составить как можно больше слов из половинок, написанных на доске (по тексту).
  4. Составить цепочку слов (из текста) так, чтобы последняя буква одного слова была началом другого.
  5. Найти в тексте синоним (антоним) предложенного слова.
  6. Угадать слово по его описанию (описываемые слова даны на доске).
  7. Догадаться о смысле предложенного слова в тексте и изобразить жестами его значение.

III. Reading and after-reading

  1. Найти в тексте эквиваленты предложенных словосочетаний Е     R, R Е)
  2. Найти ошибки в предложении согласно тексту
  3. Выяснить, кому принадлежит цитата согласно тексту
  4. Продолжить предложение согласно тексту
  5. Составить предложение из предложенных слов по тексту
  6. Выбрать из предложенных вариантов правильный заголовок к тексту
  7. Расставить пункты плана в правильном порядке согласно тексту
  8. Составить список героев по степени их важности начиная с самого главного
  9. Ответить на 10 вопросов "Who?"
  10. Установить соответствия приведённых утверждений прочитанному тексту (true/false)
  11. Выполнить задания на множественный выбор и множественные соответствия
  12. Заполнить пропуски в тексте подходящими по смыслу предложениями так, чтобы текст был логичен
  13. Составить текст из разрозненных предложений
  14. Расставить картинки в правильном порядке согласно тексту и описать их

IV. Summarizing

  1. Краткое изложение текста
  2. Задать по 3 вопроса к картинкам
  3. Перессказ текста от имени одного из героев
  4. Разыгрывание текста по ролям
  5. Мини проект

Подобные упражнения основаны на критическом мышлении – осознанном подвергании сомнению тех или иных положений, мыслей и высказываний. Критическое мышление позволяет формировать “неравнодушных” учащихся, готовых думать, говорить и общаться. Заинтересованность в коммуникативно-ориентированном обучении возрастает, повышается его эффективность.

В 2011 году выпускники, занимавшиеся по данной программе, успешно прошли Государственную итоговую аттестацию. Средний балл -71. Это доказывает важность , необходимость и правильный методический подход реализации данной модели обучения английскому языку.

Литература

  1. Биболетова М.З., Грачева Н.П., Соколова Е.Н., Трубанева Н.Н. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка "Enjoy English" для учащихся 2–9 классов общеобразовательных учреждений России. – М.: Титул, 2006.
  3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ "Еврошкола", 2004.
  5. Соловова Е.Н., Солокова И.Н. State Exam Maximiser–Pearson Education LTD, 2007.