Урок по теме "Безударная гласная в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Вид урока: развивающий урок на деятельностной основе.

Тип урока: урок закрепления.

Цель: закрепить умение находить безударную гласную в корне слова и научиться проверять её путём изменения формы слова и подбором родственных слов.

Задачи: 

  • Обучающая: повторить правило проверки безударной гласной и упражняться в написании слов с безударной гласной в корне слова.
  • Развивающая: развитие фонематического слуха, памяти, внимания,логического мышления, обогащение словарного запаса учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к природе, чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Оборудование: толковый, словообразовательный, орфографические словари; таблица «Способы проверки безударной гласной в корне слова»; веера с гласными буквами для каждого учащегося; картины с изображением берёз, берёзовой рощи; кусочки бересты и чёрной бумаги; карточки-слова; карточки-задания и контрольные карточки; зелёные и красные карточки для каждого учащегося.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети: Девиз учения: «Всё разведать, всё узнать, лёгких тропок не искать!».

Учитель: Ребята, коснитесь ладошками друг друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

II. Выход на тему урока.

Учитель: Внимание! Попробуйте разобраться в следующей ситуации.

Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам:
– Спишите их. Только – не спешите. Все пишут, а Коля – нет…
– Почему ты не работаешь, Коля?
– Я не знаю, что надо делать. То Вы говорите «спишите», то – «не спишите»…

– Как вы думаете, почему Коля растерялся? (Выслушиваются ответы учащихся, показываются карточки-слова: спишите-пишем, не спешите-спешка)

– Над какой темой мы продолжим работу сегодня на уроке? (Выслушиваются ответы учащихся.)

– Правильно. Тема нашего урока (тема открывается на доске): «Безударная гласная в корне слова». Сегодня мы продолжим работу по формированию навыков проверки безударной гласной. И конечно, будем узнавать, открывать что-то новое для себя.

– Вспомните, как мы проверяем безударную гласную. При обобщении ответов детей использовать таблицу «Способы проверки безударной гласной в корне слова»:

  1. изменение формы слова: река-реки;
  2. подбор однокоренного слова: река-реченька.

III. Воспроизведение знаний, умений.

  • Минутка чистописания.

На доске написаны буквы: а о и я е

Учитель: Ребята, почему я решила объединить эти буквы в одну группу?

Дети: Они «опасны», когда стоят в слабой позиции, буквы можно перепутать.

Учитель: Постарайтесь написать эти буквы в тетрадь ещё красивее, чем они написаны на доске.

Обратить внимание на правила посадки при письме, на правильное положение тетради.

  • Словарная работа.

Учитель: Вы сможете назвать новое слово из «Словаря», с которым мы будем знакомиться на уроке, если правильно выполните мои задания.

Задание 1. Составьте пословицу: без, как, рук, без, наук. (Без наук как без рук.)

Задание 2. Назовите из этой пословицы букву, которая обозначает согласный, звонкий, мягкий звук. (б)

Задание 3. Назовите безударный звук в слове, которое состоит из двух слогов. (а)

Задание 4. Этой буквы здесь нет, но она может обозначать вот такие звуки: [йо], [о]. (ё)

Задание 5. Эта буква встречается в пословице дважды. Она обозначает согласный, звонкий, твёрдый звук. (з)

Задание 6. Эта буква обозначает согласный звук, он сонорный и находится в слове, в котором один слог. (р)

– В нашем слове не хватает только одной буквы. Попробуйте известные буквы привести в порядок и получите слово. (Учащиеся составляют слово берёза.)

– Какой буквы не хватало в слове? (Два варианта может быть: е, и )

– Кто может написать слово берёза на доске?

– Где можем проверить правильность написания данного слова?

Учащиеся. В орфографическом словаре.

Учитель: Найдите слово в словаре. Произнесём его орфографически. Какую букву нужно запомнить? Напишите слово в тетрадь один раз по памяти. Проверьте по словарю. Напишите слово в тетрадь ещё два раза.

(На доске появляется карточка со словом берёза)

Ребята, а вам интересно было бы узнать почему ствол берёзы белый?

  • Проведение опыта с корой берёзы.

Каждому учащемуся выдаётся маленький кусочек коры берёзы и кусочек чёрной бумаги. Кусочком бумаги нужно потереть кору. Дети заметят, что на бумаге осталось что-то вроде белого порошка.

  • Сообщение ученицы «Берёза»

Слово берёза в старину означало «светлый, ясный». От того же корня произошло слово белый. Берёза – это единственное дерево в России с белой корой. Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин. От этого вещества кора и имеет белый цвет.

Учитель: Помощником для запоминания буквы «е» в слове берёза будет словосочетание «белый ствол». (На доске появляется карточка: берёза белый ствол)

Постарайтесь подобрать к этому слову однокоренные слова. (Устная работа)

  • Сообщение ученицы «Однокоренные слова» (сделана таблица, даны толкования слов: березняк, подберёзовик, подберёзник)

берёз –к –а
берёз –оньк –а
берёз –ин –а
берез –няк
берёз –ов – ый
под –берёз –овик
под –берёз –ник

Учитель: Ребята, дома вы должны будете выполнить вот такое задание (учащимся выдаются карточки): «Берёза мир освещает, крик утешает, чистоту соблюдает, больных исцеляет». Почему так говорят?

IV. Выполнение практических заданий.

  • Работа с деформированным предложением

На доске: дети, к, дер…ву, л…сной, по, тр…пе, б…жали, б…льному

Задание: составить предложение; записать в тетрадь с комментированием; дать характеристику предложения по цели высказывания, по интонации; найти главные члены предложения.

  • Чтение учителем отрывка из произведения «Берёза» Л. Кривенко

Один раз я и мой друг Сашка возвращались из школы. В синем небе сияло золотое весеннее солнце. Над полями дрожал воздух, а в небе пели жаворонки. Школа наша находилась в двух километрах от дома на опушке леса.
Показалась берёза, и мы побежали к ней, чтобы поваляться под её ветками, отдохнуть. Наша любимая берёза была изранена. На её белой коре были прорублены засечки. Из ран капал сок. Я смотрел на Сашу. По его щекам текли слёзы. На другой день мы вместе с вожатой пришли к берёзе и обвязали её раны. Только через два года раны зажили.
Ребята, не делайте больно природе!

  • Игра «Опасные слова»

На доске слова: мячи, книга, окно, зима, парты.

Задание: выписать слова, в которых есть опасные по написанию места. Рядом писать проверочные слова.

Работа выполняется совместно: учителем - на доске, учащимися - в тетради.

  • Игра «Угадай букву»

На карточке слова: б е/и жать б е/и гуны б е/и говая

Учитель: На какой вопрос отвечает первое слово и что оно обозначает? Второе? Третье?

Что вы можете сказать об этих словах?

Если это слова-родственники, то безударная гласная в этих словах будет одинаковой или разной? Подберите проверочное слово.

  • Игра «Буква на веере» (у каждого учащегося веер с гласными буквами)

Учитель показывает карточки:

т..шина   кр..чать   п..чной
т..снота   л..сной   бр..сок
загр..знить   м..довый   к..пель
зел..нь   сл..дить   ..зда
КАКОЙ?   ЧТО?   ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Задание: проверить безударные гласные родственными словами, отвечающими на вопрос какой? что? что делать? что сделать?

Показать букву на веере.

  • Игра «Найди лишнее слово». Работа в группах.

Цель: найти лишнее слово, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне .

Каждой группе выдаётся карточка со словами.

  • 1-я группа: к..вёр, лош..дь, тр..па, др..зды
  • 2-я группа: ч..совой, д..машний, гл..застый, с..довый
  • 3-я группа: в..сна, оз..ро, зм..я, ч..сло
  • 4-я группа: в..зить, к..сить, пл..тить, х..дить
  • 5-я группа: гл..деть, сп..шить, ..довитый, м..сной

Проверка по контрольным карточкам, которые выдаются каждой группе.

Учащиеся проверяют свои работы.

– У какой группы всё совпало с контрольной карточкой?

Поднимите правую руку, погладьте себя по голове и скажите: «Молодец!»

– Сколько ошибок допустили остальные?

  • Игра «Попади в цель». Самостоятельная работа.

На доске:

е или и         о или а
стр…жи   р…са
гн…здо   стр…на
п…сьмо   г…ра
зв…зда   м…сты
с…стра   вр…ги
пл…чо   дв…ры

Задание: выбрать из двух карточек любую, записать в тетрадь только безударные гласные буквы.

Проверка по контрольным карточкам:

  • и е и е е е
  • о а о о а о

Подведение итогов, самооценка («5» – ошибок нет, «4» – одна ошибка)

V. Итог урока.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока и главную задачу, поставленную на урок.

– Кто считает, что сегодняшний урок прибавил знаний в вашей голове, то поднимите зелёную карточку, а если ваши знания остались на прежнем уровне, то поднимите красную карточку.

– Я очень рада, что урок прошёл не зря.

– Оцените свою работу на уроке: зелёная карточка – хорошо, красная карточка – не очень доволен работой.

Спасибо всем!