Вид урока: развивающий урок на деятельностной основе.
Тип урока: урок закрепления.
Цель: закрепить умение находить безударную гласную в корне слова и научиться проверять её путём изменения формы слова и подбором родственных слов.
Задачи:
- Обучающая: повторить правило проверки безударной гласной и упражняться в написании слов с безударной гласной в корне слова.
- Развивающая: развитие фонематического слуха, памяти, внимания,логического мышления, обогащение словарного запаса учащихся.
- Воспитательная: воспитывать любовь к природе, чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.
Оборудование: толковый, словообразовательный, орфографические словари; таблица «Способы проверки безударной гласной в корне слова»; веера с гласными буквами для каждого учащегося; картины с изображением берёз, берёзовой рощи; кусочки бересты и чёрной бумаги; карточки-слова; карточки-задания и контрольные карточки; зелёные и красные карточки для каждого учащегося.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети: Девиз учения: «Всё разведать, всё узнать, лёгких тропок не искать!».
Учитель: Ребята, коснитесь ладошками друг друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
II. Выход на тему урока.
Учитель: Внимание! Попробуйте разобраться в следующей ситуации.
Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам:
– Спишите их. Только – не спешите. Все пишут, а Коля – нет…
– Почему ты не работаешь, Коля?
– Я не знаю, что надо делать. То Вы говорите «спишите», то – «не спишите»…
– Как вы думаете, почему Коля растерялся? (Выслушиваются ответы учащихся, показываются карточки-слова: спишите-пишем, не спешите-спешка)
– Над какой темой мы продолжим работу сегодня на уроке? (Выслушиваются ответы учащихся.)
– Правильно. Тема нашего урока (тема открывается на доске): «Безударная гласная в корне слова». Сегодня мы продолжим работу по формированию навыков проверки безударной гласной. И конечно, будем узнавать, открывать что-то новое для себя.
– Вспомните, как мы проверяем безударную гласную. При обобщении ответов детей использовать таблицу «Способы проверки безударной гласной в корне слова»:
- изменение формы слова: река-реки;
- подбор однокоренного слова: река-реченька.
III. Воспроизведение знаний, умений.
- Минутка чистописания.
На доске написаны буквы: а о и я е
Учитель: Ребята, почему я решила объединить эти буквы в одну группу?
Дети: Они «опасны», когда стоят в слабой позиции, буквы можно перепутать.
Учитель: Постарайтесь написать эти буквы в тетрадь ещё красивее, чем они написаны на доске.
Обратить внимание на правила посадки при письме, на правильное положение тетради.
- Словарная работа.
Учитель: Вы сможете назвать новое слово из «Словаря», с которым мы будем знакомиться на уроке, если правильно выполните мои задания.
Задание 1. Составьте пословицу: без, как, рук, без, наук. (Без наук как без рук.)
Задание 2. Назовите из этой пословицы букву, которая обозначает согласный, звонкий, мягкий звук. (б)
Задание 3. Назовите безударный звук в слове, которое состоит из двух слогов. (а)
Задание 4. Этой буквы здесь нет, но она может обозначать вот такие звуки: [йо], [о]. (ё)
Задание 5. Эта буква встречается в пословице дважды. Она обозначает согласный, звонкий, твёрдый звук. (з)
Задание 6. Эта буква обозначает согласный звук, он сонорный и находится в слове, в котором один слог. (р)
– В нашем слове не хватает только одной буквы. Попробуйте известные буквы привести в порядок и получите слово. (Учащиеся составляют слово берёза.)
– Какой буквы не хватало в слове? (Два варианта может быть: е, и )
– Кто может написать слово берёза на доске?
– Где можем проверить правильность написания данного слова?
Учащиеся. В орфографическом словаре.
Учитель: Найдите слово в словаре. Произнесём его орфографически. Какую букву нужно запомнить? Напишите слово в тетрадь один раз по памяти. Проверьте по словарю. Напишите слово в тетрадь ещё два раза.
(На доске появляется карточка со словом берёза)
Ребята, а вам интересно было бы узнать почему ствол берёзы белый?
- Проведение опыта с корой берёзы.
Каждому учащемуся выдаётся маленький кусочек коры берёзы и кусочек чёрной бумаги. Кусочком бумаги нужно потереть кору. Дети заметят, что на бумаге осталось что-то вроде белого порошка.
- Сообщение ученицы «Берёза»
Слово берёза в старину означало «светлый, ясный». От того же корня произошло слово белый. Берёза – это единственное дерево в России с белой корой. Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин. От этого вещества кора и имеет белый цвет.
Учитель: Помощником для запоминания буквы «е» в слове берёза будет словосочетание «белый ствол». (На доске появляется карточка: берёза – белый ствол)
Постарайтесь подобрать к этому слову однокоренные слова. (Устная работа)
- Сообщение ученицы «Однокоренные слова» (сделана таблица, даны толкования слов: березняк, подберёзовик, подберёзник)
берёз –к –а
берёз –оньк –а
берёз –ин –а
берез –няк
берёз –ов – ый
под –берёз –овик
под –берёз –ник
Учитель: Ребята, дома вы должны будете выполнить вот такое задание (учащимся выдаются карточки): «Берёза мир освещает, крик утешает, чистоту соблюдает, больных исцеляет». Почему так говорят?
IV. Выполнение практических заданий.
- Работа с деформированным предложением
На доске: дети, к, дер…ву, л…сной, по, тр…пе, б…жали, б…льному
Задание: составить предложение; записать в тетрадь с комментированием; дать характеристику предложения по цели высказывания, по интонации; найти главные члены предложения.
- Чтение учителем отрывка из произведения «Берёза» Л. Кривенко
Один раз я и мой друг Сашка возвращались из школы. В синем небе сияло золотое весеннее солнце. Над полями дрожал воздух, а в небе пели жаворонки. Школа наша находилась в двух километрах от дома на опушке леса.
Показалась берёза, и мы побежали к ней, чтобы поваляться под её ветками, отдохнуть. Наша любимая берёза была изранена. На её белой коре были прорублены засечки. Из ран капал сок. Я смотрел на Сашу. По его щекам текли слёзы. На другой день мы вместе с вожатой пришли к берёзе и обвязали её раны. Только через два года раны зажили.
Ребята, не делайте больно природе!
- Игра «Опасные слова»
На доске слова: мячи, книга, окно, зима, парты.
Задание: выписать слова, в которых есть опасные по написанию места. Рядом писать проверочные слова.
Работа выполняется совместно: учителем - на доске, учащимися - в тетради.
- Игра «Угадай букву»
На карточке слова: б е/и жать б е/и гуны б е/и говая
Учитель: На какой вопрос отвечает первое слово и что оно обозначает? Второе? Третье?
Что вы можете сказать об этих словах?
Если это слова-родственники, то безударная гласная в этих словах будет одинаковой или разной? Подберите проверочное слово.
- Игра «Буква на веере» (у каждого учащегося веер с гласными буквами)
Учитель показывает карточки:
т..шина | кр..чать | п..чной | ||
т..снота | л..сной | бр..сок | ||
загр..знить | м..довый | к..пель | ||
зел..нь | сл..дить | ..зда | ||
КАКОЙ? | ЧТО? | ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? |
Задание: проверить безударные гласные родственными словами, отвечающими на вопрос какой? что? что делать? что сделать?
Показать букву на веере.
- Игра «Найди лишнее слово». Работа в группах.
Цель: найти лишнее слово, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне .
Каждой группе выдаётся карточка со словами.
- 1-я группа: к..вёр, лош..дь, тр..па, др..зды
- 2-я группа: ч..совой, д..машний, гл..застый, с..довый
- 3-я группа: в..сна, оз..ро, зм..я, ч..сло
- 4-я группа: в..зить, к..сить, пл..тить, х..дить
- 5-я группа: гл..деть, сп..шить, ..довитый, м..сной
Проверка по контрольным карточкам, которые выдаются каждой группе.
Учащиеся проверяют свои работы.
– У какой группы всё совпало с контрольной карточкой?
Поднимите правую руку, погладьте себя по голове и скажите: «Молодец!»
– Сколько ошибок допустили остальные?
- Игра «Попади в цель». Самостоятельная работа.
На доске:
е или и | о или а | |
стр…жи | р…са | |
гн…здо | стр…на | |
п…сьмо | г…ра | |
зв…зда | м…сты | |
с…стра | вр…ги | |
пл…чо | дв…ры |
Задание: выбрать из двух карточек любую, записать в тетрадь только безударные гласные буквы.
Проверка по контрольным карточкам:
- и е и е е е
- о а о о а о
Подведение итогов, самооценка («5» – ошибок нет, «4» – одна ошибка)
V. Итог урока.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока и главную задачу, поставленную на урок.
– Кто считает, что сегодняшний урок прибавил знаний в вашей голове, то поднимите зелёную карточку, а если ваши знания остались на прежнем уровне, то поднимите красную карточку.
– Я очень рада, что урок прошёл не зря.
– Оцените свою работу на уроке: зелёная карточка – хорошо, красная карточка – не очень доволен работой.
Спасибо всем!