Курс предназначен для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы.
Приоритетной областью содержания данной учебной дисциплины является русская художественная культура.
Кроме познавательного она имеет важное воспитательное значение, так как показывает эстетическое богатство культуры нашей страны. В результате освоения курса отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой.
Цель факультативного курса: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях культуры народов Поволжья.
Задачи курса:
- раскрыть истоки и основные этапы развития устного народного творчества;
- познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства; культурой и традициями народов Поволжья; православными и языческими праздниками народов Поволжья.
Программа курса «Культура и традиции народов Поволжья» рассчитана на 4 года (1-4 класс), 34 часа в год, по 1 часу в неделю, продолжительностью 40 минут.
В 1 классе обучающиеся знакомятся с жанрами устного народного творчества; во 2 классе обучающиеся получают знания об истоках развития декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена; в 3 классе учащиеся изучают культуру и традиции народов Поволжья; в 4 классе изучают историю происхождения и проведения православных и языческих праздников народов Поволжья.
Программа разделена на модули:
1 год обучения
- 1 модуль: «Фольклор народов Поволжья» (17 ч.)
- 2 модуль: «Обрядовое творчество народов Поволжья» (17 ч.)
2 год обучения
- 1-й модуль: «Народные промыслы» (17 ч.)
- 2-й модуль: «Искусство народов Поволжья» (17 ч.)
3 год обучения
- 1-й модуль: «Мифы и легенды народов Поволжья» (17 ч.)
- 2-й модуль: «Предания народов Поволжья» (17 ч.)
4 год обучения
- 1-й модуль: «Языческие праздники» (17 ч.)
- 2-й модуль: «Православные праздники» (17 ч.)
Содержание программы: «Фольклор (устное народное творчество)». 1-й класс (34 часа)
1-й модуль: «Фольклор народов Поволжья» (17 ч.)
- Введение (1 ч.)
- Детский фольклор (2 ч.)
- Загадки (1 ч.)
- Пословицы и поговорки (1 ч.)
- Сказки народов Поволжья (армяне, чуваши, татары, немцы) (3 ч.)
- Фольклорный театр (1 ч.)
- Былины (4 ч.)
- Небылицы, потешки (1 ч.)
- Предания и легенды народов Поволжья (армяне, чуваши, татары, немцы) (1 ч.)
- Сказы Бажова (2 ч.)
2-й модуль: «Обрядовое творчество народов Поволжья» (17 ч.)
- Песенное и обрядовое творчество народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) (8 ч.)
- Народные заговоры (1 ч.)
- Фольклор и русская литература (4 ч.)
- Фольклорные праздники народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) (3 ч.)
- Итоговое занятие (1 ч.).
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Детский фольклор | 2 | 1 | 1 |
3 | Загадки | 1 | 1 | - |
4 | Пословицы и поговорки | 1 | 1 | - |
5 | Сказки народов Поволжья (армяне, чуваши, татары, немцы) | 3 | 1 | 2 |
6 | Фольклорный театр | 1 | 1 | - |
7 | Былины | 4 | 2 | 2 |
8 | Небылицы, потешки | 1 | 1 | - |
9 | Предания и легенды народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) | 1 | 1 | - |
10 | Сказы Бажова | 2 | 1 | 1 |
11 | Песенное и обрядовое творчество народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) | 8 | 3 | 5 |
12 | Народные заговоры | 1 | 1 | - |
13 | Фольклор и русская литература | 4 | 3 | 1 |
14 | Фольклорные праздники народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) | 3 | 2 | 1 |
15 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
34 | 21 | 13 |
Календарно-тематическое планирование
1-й модуль: «Фольклор народов Поволжья» (17 ч.)
№ | Тема | Кол-во часов | Тип занятий | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся |
1 | Введение | 1 | Вводное занятие. Что есть фольклор? | Знать понятие фольклора. | |
2 | Детский фольклор | 2 | Детский фольклор. | Знать жанров фольклора,(колыбельные песни, прибаутки, пеструшки, потешки, считалки, дразнилки, заклички и приговорки). | |
3 | Загадки | 1 | Меткость, выразительность загадок, их тематика. | Знать загадки. Уметь отличать загадки от других жанров фольклора. | |
4 | Пословицы и поговорки | 1 | Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта. | Знать пословицы и поговорки и их отличие. | |
5 | Сказки народов Поволжья (армяне, чуваши, татары, немцы) | 3 | Народные сказки. Народные сказители. | Знать отличие сказки народной от литературной. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки. Докучные сказки. | |
6 | Фольклорный театр | 1 | Фольклорный театр. Народная драма. Раёк. Балаган. Темы и персонажи народного балагана. Театр Петрушки. Вертепные представления. | Знать из чего состоит фольклорный театр. | |
7 | Былины | 4 | Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор. | Знать понятие былины и отличие былины от других жанров. Уметь придумывать и рассказывать былины. | |
8 | Небылицы, потешки | 1 | Тематика, современность, язык частушек. Потешки. | Знать частушки, небылицы, страдания. | |
9 | Предания и легенды народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) | 1 | Предания и легенды. Герои преданий и легенд (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Пётр I, Суворов, Кутузов). | Знать предания, легенды и их героев народов Поволжья. | |
10 | Сказы Бажова | 2 | Влияние фольклора на творчество П.Бажова. | Знать творчество П. Бажова, сказы и его герои. Сказовая основа «Малахитовой шкатулки». Прославление Мастера. Хозяйка Медной горы. | |
Всего | 17 ч. |
2-й модуль: «Обрядовое творчество народов Поволжья» (17 ч.)
№ | Тема | Кол-во часов | Тип занятий | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся |
1 | Песенное и обрядовое творчество народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) | 8 | Лирика русской свадьбы. | Знать свадебные песни, величания и причитания, образность лирических свадебных песен. Свадебные обращения. | |
2 | Народные заговоры | 1 | Народные заговоры. | Знать значение народных заговоров. | |
3 | Фольклор и русская литература | 4 | Влияние устного народного творчества на поэзию XIX века (первая половина). А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, А.В. Кольцов, А.К. Толстой. | Уметь отличать фольклор и русскую литературу. | |
4 | Фольклорные праздники народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) | 3 | Ярмарка — народное гулянье. | Знать фольклорные праздники народов Поволжья. Фольклорный праздник «Крещенский вечерок». (Девичьи посиделки.) Фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица!». | |
5 | Итоговое занятие | 1 | «К мудрости ступенька» (итоговое занятие). | Знать и различать жанры устного народного творчества. | |
Всего | 17 ч. |
К концу 1-го учебного года обучающиеся должны:
- Иметь представление об устном народном творчестве. Что такое устное народное творчество? Какие бывают загадки? Какие праздники, традиции, обряды есть в фольклоре народов Поволжья? Какие национальные черты характера описаны в русском фольклоре?
- Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества.
- Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность языка народов Поволжья.
- Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.
- Уметь выразительно читать текст и комментировать его. Делать сравнительный анализ текста.
- Уметь различать виды устного народного творчества.
Библиографический список для обучающихся.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.,1957.
- Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: Игровые прелюдии. – Иркутск, 1920.
- Капица О.И. Детский фольклор. – Л., 1928.
- Русское устное народное творчество. Чередникова М.П. Голос из детства дальней дали. – М., 2002.
- Загадки русского народа. Сост. Д.Н. Садовников. – М., 1959.
- Рыбникова М.А. Загадки. – М.; Л., 1932.
- Митрофанова В.В. Русские народные загадки. – Л., 1978. С. 41-43, 166-174.
- Даль В.И. Пословицы русского народа: Сб. – М., 1957 (и др. изд. сб.).
Библиографический список для учителя.
- Митрофанова В. Современное состояние русских народных загадок, в сборнике: Современный русский фольклор, М., 1966.
- Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки – Л., 1974.
- Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки – М., 1970.
- Роды и жанры литературы, кн. 2 – М., 1964.
- Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды 17-19 вв. – М., 1967.
- Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. – М., 1961.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.
- Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и примеч. А.М. Новиковой. – М., 1957.
Содержание программы: «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья» 2-й класс (34 часа)
1 модуль: «Народные промыслы» (17 ч.)
- Введение (1 ч.)
- Путешествие по народным промыслам (2 ч.)
- Дымковская игрушка (2 ч.)
- Павлово Посадские шали и платки (2 ч.)
- Гжель, Хохлома (3 ч.)
- Городецкая роспись (2 ч.)
- Жостово (2 ч.)
- Вологодские кружева (2 ч.)
2 модуль: «Искусство народов Поволжья» (17 ч.)
- Русская матрешка (3 ч.)
- Филимоновская игрушка (2 ч.)
- Богородская игрушка (2 ч.)
- Искусство народов Мордвы (2 ч.)
- Казахское Триединство (2 ч.)
- Каргопольская игрушка (3 ч.)
- Русский народный костюм (2 ч.)
- Искусство народов Армении (2 ч.)
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Путешествие по народным промыслам | 2 | 1 | 1 |
3 | Дымковская игрушка | 2 | 1 | 1 |
4 | Искусство народов Мордвы | 2 | 1 | 1 |
5 | Гжель. Хохлома | 3 | 1 | 2 |
6 | Городецкая роспись | 2 | 1 | 1 |
7 | Жостово | 2 | 1 | 1 |
8 | Вологодские кружева | 2 | 1 | 1 |
9 | Русская матрешка | 3 | 1 | 2 |
10 | Филимоновская игрушка | 2 | 1 | 1 |
11 | Богородская игрушка | 2 | 1 | 1 |
12 | Павлово Посадские шали и платки | 2 | 1 | 1 |
13 | Казахское Триединство | 2 | 1 | 1 |
14 | Каргопольская игрушка | 3 | 1 | 2 |
15 | Русский народный костюм | 2 | 1 | 1 |
16 | Искусство народов Армении | 2 | 1 | 1 |
34 | 16 | 18 |
Полностью текст работы приведен в Приложении.