Программа курса "Культура и традиции народов Поволжья"

Разделы: Начальная школа


Курс предназначен для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы.

Приоритетной областью содержания данной учебной дисциплины является русская художественная культура.

Кроме познавательного она имеет важное воспитательное значение, так как показывает эстетическое богатство культуры нашей страны. В результате освоения курса отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой.

Цель факультативного курса: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях культуры народов Поволжья.

Задачи курса:

  • раскрыть истоки и основные этапы развития устного народного творчества;
  • познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства; культурой и традициями народов Поволжья; православными и языческими праздниками народов Поволжья.

Программа курса «Культура и традиции народов Поволжья» рассчитана на 4 года (1-4 класс), 34 часа в год, по 1 часу в неделю, продолжительностью 40 минут.

В 1 классе обучающиеся знакомятся с жанрами устного народного творчества; во 2 классе обучающиеся получают знания об истоках развития декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена; в 3 классе учащиеся изучают культуру и традиции народов Поволжья; в 4 классе изучают историю происхождения и проведения православных и языческих праздников народов Поволжья.

Программа разделена на модули:

1 год обучения

  • 1 модуль: «Фольклор народов Поволжья» (17 ч.)
  • 2 модуль: «Обрядовое творчество народов Поволжья» (17 ч.)

2 год обучения

  • 1-й модуль: «Народные промыслы» (17 ч.)
  • 2-й модуль: «Искусство народов Поволжья» (17 ч.)

3 год обучения

  • 1-й модуль: «Мифы и легенды народов Поволжья» (17 ч.)
  • 2-й модуль: «Предания народов Поволжья» (17 ч.)

4 год обучения

  • 1-й модуль: «Языческие праздники» (17 ч.)
  • 2-й модуль: «Православные праздники» (17 ч.)

Содержание программы: «Фольклор (устное народное творчество)». 1-й класс (34 часа)

1-й модуль: «Фольклор народов Поволжья» (17 ч.)

  1. Введение (1 ч.)
  2. Детский фольклор (2 ч.)
  3. Загадки (1 ч.)
  4. Пословицы и поговорки (1 ч.)
  5. Сказки народов Поволжья (армяне, чуваши, татары, немцы) (3 ч.)
  6. Фольклорный театр (1 ч.)
  7. Былины (4 ч.)
  8. Небылицы, потешки (1 ч.)
  9. Предания и легенды народов Поволжья (армяне, чуваши, татары, немцы) (1 ч.)
  10. Сказы Бажова (2 ч.)

2-й модуль: «Обрядовое творчество народов Поволжья» (17 ч.)

  1. Песенное и обрядовое творчество народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) (8 ч.)
  2. Народные заговоры (1 ч.)
  3. Фольклор и русская литература (4 ч.)
  4. Фольклорные праздники народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) (3 ч.)
  5. Итоговое занятие (1 ч.).

Тематическое планирование

Тема Всего часов Теория Практика
1 Введение 1 1 -
2 Детский фольклор 2 1 1
3 Загадки 1 1 -
4 Пословицы и поговорки 1 1 -
5 Сказки народов Поволжья (армяне, чуваши, татары, немцы) 3 1 2
6 Фольклорный театр 1 1 -
7 Былины 4 2 2
8 Небылицы, потешки 1 1 -
9 Предания и легенды народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) 1 1 -
10 Сказы Бажова 2 1 1
11 Песенное и обрядовое творчество народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) 8 3 5
12 Народные заговоры 1 1 -
13 Фольклор и русская литература 4 3 1
14 Фольклорные праздники народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) 3 2 1
15 Итоговое занятие 1 1 -
    34 21 13

Календарно-тематическое планирование

1-й модуль: «Фольклор народов Поволжья» (17 ч.)

Тема Кол-во часов Тип занятий Элементы содержания Требования к уровню подготовленности учащихся
1 Введение 1   Вводное занятие. Что есть фольклор? Знать понятие фольклора.
2 Детский фольклор 2   Детский фольклор. Знать жанров фольклора,(колыбельные песни, прибаутки, пеструшки, потешки, считалки, дразнилки, заклички и приговорки).
3 Загадки 1    Меткость, выразительность загадок, их тематика. Знать загадки. Уметь отличать загадки от других жанров фольклора.
4 Пословицы и поговорки 1   Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта. Знать пословицы и поговорки и их отличие.
5 Сказки народов Поволжья (армяне, чуваши, татары, немцы) 3   Народные сказки. Народные сказители. Знать отличие сказки народной от литературной. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки. Докучные сказки.
6 Фольклорный театр 1   Фольклорный театр. Народная драма. Раёк. Балаган. Темы и персонажи народного балагана. Театр Петрушки. Вертепные представления. Знать из чего состоит фольклорный театр.
7 Былины 4    Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор. Знать понятие былины и отличие былины от других жанров. Уметь придумывать и рассказывать былины.
8 Небылицы, потешки 1   Тематика, современность, язык частушек. Потешки. Знать частушки, небылицы, страдания.
9 Предания и легенды народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) 1   Предания и легенды. Герои преданий и легенд (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Пётр I, Суворов, Кутузов). Знать предания, легенды и их героев народов Поволжья.
10 Сказы Бажова 2   Влияние фольклора на творчество П.Бажова. Знать творчество П. Бажова, сказы и его герои. Сказовая основа «Малахитовой шкатулки». Прославление Мастера. Хозяйка Медной горы.
  Всего 17 ч.      

2-й модуль: «Обрядовое творчество народов Поволжья» (17 ч.)

Тема Кол-во часов Тип занятий Элементы содержания Требования к уровню подготовленности учащихся
1 Песенное и обрядовое творчество народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) 8   Лирика русской свадьбы. Знать свадебные песни, величания и причитания, образность лирических свадебных песен. Свадебные обращения.
2 Народные заговоры 1   Народные заговоры. Знать значение народных заговоров.
3 Фольклор и русская литература 4   Влияние устного народного творчества на поэзию XIX века (первая половина). А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, А.В. Кольцов, А.К. Толстой. Уметь отличать фольклор и русскую литературу.
4 Фольклорные праздники народов Поволжья (украинцы, казахи, мордовцы, чуваши) 3   Ярмарка — народное гулянье. Знать фольклорные праздники народов Поволжья. Фольклорный праздник «Крещенский вечерок». (Девичьи посиделки.) Фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица!».
5 Итоговое занятие 1   «К мудрости ступенька» (итоговое занятие). Знать и различать жанры устного народного творчества.
  Всего 17 ч.      

К концу 1-го учебного года обучающиеся должны:

  1. Иметь представление об устном народном творчестве. Что такое устное народное творчество? Какие бывают загадки? Какие праздники, традиции, обряды есть в фольклоре народов Поволжья? Какие национальные черты характера описаны в русском фольклоре?
  2. Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества.
  3. Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность языка народов Поволжья.
  4. Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.
  5. Уметь выразительно читать текст и комментировать его. Делать сравнительный анализ текста.
  6. Уметь различать виды устного народного творчества.

Библиографический список для обучающихся.

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.,1957.
  2. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: Игровые прелюдии. – Иркутск, 1920.
  3. Капица О.И. Детский фольклор. – Л., 1928.
  4. Русское устное народное творчество. Чередникова М.П. Голос из детства дальней дали. – М., 2002.
  5. Загадки русского народа. Сост. Д.Н. Садовников. – М., 1959.
  6. Рыбникова М.А. Загадки. – М.; Л., 1932.
  7. Митрофанова В.В. Русские народные загадки. – Л., 1978. С. 41-43, 166-174.
  8. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сб. – М., 1957 (и др. изд. сб.).

Библиографический список для учителя.

  1. Митрофанова В. Современное состояние русских народных загадок, в сборнике: Современный русский фольклор, М., 1966.
  2. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки – Л., 1974.
  3. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки – М., 1970.
  4. Роды и жанры литературы, кн. 2 – М., 1964.
  5. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды 17-19 вв. – М., 1967.
  6. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. – М., 1961.
  7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.
  8. Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и примеч. А.М. Новиковой. – М., 1957.

Содержание программы: «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья» 2-й класс (34 часа)

1 модуль: «Народные промыслы» (17 ч.)

  1. Введение (1 ч.)
  2. Путешествие по народным промыслам (2 ч.)
  3. Дымковская игрушка (2 ч.)
  4. Павлово Посадские шали и платки (2 ч.)
  5. Гжель, Хохлома (3 ч.)
  6. Городецкая роспись (2 ч.)
  7. Жостово (2 ч.)
  8. Вологодские кружева (2 ч.)

2 модуль: «Искусство народов Поволжья» (17 ч.)

  1. Русская матрешка (3 ч.)
  2. Филимоновская игрушка (2 ч.)
  3. Богородская игрушка (2 ч.)
  4. Искусство народов Мордвы (2 ч.)
  5. Казахское Триединство (2 ч.)
  6. Каргопольская игрушка (3 ч.)
  7. Русский народный костюм (2 ч.)
  8. Искусство народов Армении (2 ч.)

Тематическое планирование

Тема Всего часов Теория Практика
1 Введение 1 1 -
2 Путешествие по народным промыслам 2 1 1
3 Дымковская игрушка 2 1 1
4 Искусство народов Мордвы 2 1 1
5 Гжель. Хохлома 3 1 2
6 Городецкая роспись 2 1 1
7 Жостово 2 1 1
8 Вологодские кружева 2 1 1
9 Русская матрешка 3 1 2
10 Филимоновская игрушка 2 1 1
11 Богородская игрушка 2 1 1
12 Павлово Посадские шали и платки 2 1 1
13 Казахское Триединство 2 1 1
14 Каргопольская игрушка 3 1 2
15 Русский народный костюм 2 1 1
16 Искусство народов Армении 2 1 1
    34 16 18

Полностью текст работы приведен в Приложении.