О физкультура! О спорт! Ты – наслаждение!
Вы верные, неизменные спутники жизни.
Нашему духу и телу вы щедро дарите радость бытия.
Пьер де Кубертен.
Здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранение и улучшение здоровья должно стать повседневной работой начиная с рождения. С современных позиций здоровья детей не может рассматриваться без учета адаптации организма ребенка к окружающей его среде.
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но в ней говорится также о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание» [6.с10]. В концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогом, является воспитание здорового подрастающего поколения. За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается.
Что же нужно растущему организму для сохранения и укрепления его здоровья? Назовем эти потребности.
- Двигательная активность - биологическая потребность в движении.
- Питание. Главная его функция, обеспечение организма энергией.
- Благоприятная внешняя среда.
- Соблюдение правил здорового быта, гигиена вашего дома, личная гигиена.
- Сильный иммунитет. Большую роль в его поддержании и укреплении играет закаливание.
- Отсутствие вредных привычек.
Все это круг разных, но взаимосвязанных составляющих физической культуры.
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека [1.с.6].
Физическая культура воплощается в определенном уровне физического развития, подготовленности и образованности, в осознании путей и способов его достижения и проявляется в разнообразных видах и формах деятельности, в том числе физкультурно-спортивной, рекреационной, реабилитационной, общественной, профессиональной, семейной и др.
Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. В процессе занятий физическими упражнениями решаются задачи оздоровления, обучения и воспитания детей.
Оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей.
Чем раньше и прочнее усвоит ребенок азбуку физической культуры и научится заботиться о своем здоровье, тем реже и позднее придется ему сталкиваться в будущем с врачами. Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того чтобы добиться успеха, взрослым надо много знать и уметь.
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка.
Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания.
Для малыша-дошкольника двигаться так же естественно, как дышать, есть, пить, спать. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми. Лучше постараться направить эту подвижность в нужное русло, использовать её для формирования жизненно важных навыков. Движения необходимы ребёнку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности.
Прогулки, воздушные, солнечные ванны, обливание, обтирание, массаж, гимнастика, плавание способствуют правильному физическому и нервно-психическому развитию ребенка, формированию у него двигательных навыков. Это подготовительный период к переходу к занятиям спортом, которые до определенного возраста не рекомендуются в силу отдельных особенностей детского организма.
Физическая культура - прекрасное средство от болезней. Оздоровительные занятия для детей младшего возраста включают многие элементы отдельных видов спорта и по мере взросления детского организма помогут ребенку с успехом включиться в отдельные виды спорта в соответствии с возрастными критериями допуска в спортивные секции. Сначала дети проходят начальную подготовку, а затем переходят к занятиям с допуском к спортивным соревнованиям.
Каждый ребенок имеет какую-либо способность. Поэтому важно подбирать для него такой вид спорта, который соответствовал бы его склонностям, природным возможностям.
Систематические физические упражнения, соответствующие возрасту ребенка, способствуют развитию всех органов и систем, двигательного аппарата, повышают мышечный тонус, улучшают темп, силу, координацию движений и общую выносливость. Благодаря физическим упражнениям в организме малыша усиливается кровоток, повышается содержание гемоглобина, улучшается обмен веществ[2].Занятия физической культурой улучшают процессы мышления, памяти, способствуют концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организма.
Резюмируя вышеизложенное, мы можем сделать следующие педагогические выводы:
Система физического воспитания должна быть ориентирована на:
- Оценка физического здоровья, развития и двигательной подготовленности дошкольников необходима не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания, темпа и гармоничности развития, но и для своевременного углубленного специализированного обследования с последующей коррекционно–оздоровительной реабилитацией.
- Повышение резервов дыхательной системы за счет регулярных занятий на свежем воздухе.
- Органическое сочетание физкультурных занятий с закаливающими процедурами, что способствует совершенствованию терморегуляционного аппарата и системы иммунной защиты.
- Регулярность физических нагрузок, способствует нарастанию резервных мощностей организма ребенка.
Десять советов взрослым
Совет 1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не высказывайте свое пренебрежение к физическому развитию.
Совет 2. Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика.
Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями.
Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет.
Совет 5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи.
Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты вашего ребенка в выборе физических упражнений.
Совет 7. Не меняйте слишком часто набор упражнений.
Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений.
Совет 9. Не перегружайте ребенка: что доступно взрослому, не всегда полезно ребенку.
Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение.
Успехов вам и удачи!
Литература
- Степаненкова.Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
- Лазарева. Г.Ю. Как приучить ребенка к спорту? – М.: Издательство «АСТ», 2006. – 93 с.
- Кузнецова. М.Н. Оздоровление детей в детском саду. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 96 с.
- Пономарев. С.А. Растите малышей здоровыми.- М.: Советский спорт, 1989. – 48 с.
- Зайцева.В.В. Зачем учиться физкультуре. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 40 с.
- Алямовская.В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. – М.: педагогический университет «Первое сентября», 2004. – 15с.