Урок окружающего мира и ОБЖ "У Черного моря"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель:

– Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
– Ознакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями природного характера в рамках темы урока.
– Сформировать знания о правилах безопасного поведения в рамках рассмотренных ситуаций.

Демонстрационные пособия: Карта природных зон России и Физическая карта России; Презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 1) Ребята, какую большую тему мы изучаем?

Ученик: Мы изучаем природные зоны России.

Учитель: (Щелчком выводит название темы на слайде.) Верно. Сегодня, ребята, мы с Вами продолжим наше увлекательное путешествие по России. Вспомните, пожалуйста, в каких природных зонах мы с Вами уже побывали?

Ученик: Мы познакомились с зоной Арктических пустынь, тундрой, зоной лесов, зоной степей, зоной пустынь. (Названные зоны ученик показывает на карте).

Учитель: (Слайд 2) Хорошо. Поиграем в игру “Отгадай зону”. Послушайте правила игры: Я загадаю одну из изученных природных зон и назову эту зону на ушко выбранному мной ученику. Этот ученик должен рассказать вам основные характеристики зоны, не называя ее. Ваша задача – отгадать, какую зону я загадала. А поможет ученику построить свой рассказ план. (План выводится щелчком мыши. Дети в ходе игры поправляют неточности, вносят дополнения, показывают отгаданную зону на карте.)

Проверка домашнего задания.

Учитель: А теперь проверим ваше домашнее задание. Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке?

Ученик: Мы изучали зону пустынь.

Учитель: (Слайд 3) Ответьте на вопросы теста. Ответы записывайте в столбик.

Учитель зачитывает вопрос и варианты ответа. (Называя вариант ответа, учитель производит щелчок мышью – нужная фигура выделяется.) Ученик на своем листе напротив номера вопроса рисует фигуру, соответствующую правильному ответу.

Например:

Учитель: Первый вопрос. Какой климат в пустыне? Показывает и говорит:

Влажный, жаркий (выделяет треугольник); сухой, жаркий (выделяет квадрат); сухой, холодный (выделяет круг).

У учеников в тетради запись – номер вопроса и выбранная фигура . [1]. (Приложение 1).

Учитель: (Слайд 4)

Взаимопроверка.

Проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Ответим теперь на вопросы теста вместе. (Учитель повторяет вопросы. Дети называют ответы. Учитель щелчком выводит правильные ответы на экран.)

Учащиеся обмениваются работами. Проверяют. Ставят отметку. (Учитель сообщает классу критерии оценивания. В конце урока работы сдаются учителю.)

3. Постановка цели урока:

Учитель: (Слайд 5) Сегодня мы отправимся туда, где солнце, воздух и вода. Посмотрите, что это за место?

Ученики: Это море.

Учитель: Как вы думаете, это море северное или южное. Докажите. (Версии учеников.)

Мы сегодня отправимся в путешествие к Черноморскому побережью Кавказа. (Учитель щелчком выводит название темы урока.)

Физкультминутка: (Слайд 6)

Встаньте около парт. Руки разведите в стороны. Готовы к полету? Полетели на самолете. (Щелчком учитель выводит самолет на слайде и включает музыку). Под музыку дети плавно наклоняются вправо и влево, изображая самолет.)

4. Ознакомление с новым.

Учитель: Ребята, а кто из Вас бывал на побережье Черного моря? Чем Вам оно запомнилось? (Дети рассказывают о своих впечатлениях.)

Учитель: Обратимся к карте – помощнице. Что она нам расскажет?

Ученик: Рассказывает о географическом положении зоны.

Учитель: Все верно. Запомните! Зону эту называют субтропической или субтропики. В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата. В каком тепловом поясе расположена зона субтропиков? Как падают солнечные лучи в эту часть земного шара?

Ученик: Это зона расположена в умеренном поясе. Но ближе к Северному тропику, значит, лучи солнца почти прямо падают сюда. Поэтому здесь так тепло.

Учитель: Все верно. А еще, ребята, Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы не пропускают холодный ветер с севера, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает много влаги, и она тоже задерживается горами. А знаете, почему зона называется субтропической? Найдите этот ответ в учебнике.

Ученик: “суб” – обозначает “под”. Получается под тропиками или вблизи. Тропическая зона расположена южнее нашей страны. А здесь на побережье – маленький ее кусочек.

Учитель: (Слайд 7) Ребята, сейчас вы выступите в роли ученых. Вам нужно рассказать о природе этого края. Разобьемся на группы. Одна группа будет готовить рассказ о растительном мире края (ботаники), другая – о животном мире (зоологи), третья – о достопримечательностях и экологических проблемах зоны (экологи). (Группы выступают в названном порядке.)

Слайды 8, 9, 10, 11, 12.

Учащиеся разбиваются на группы. Находят соответствующий материал в учебнике. Готовятся к выступлению. Презентация: Представители каждой группы рассказывают о том, что узнали. В конце выступления задают слушателям вопросы.

Физкультминутка: Игра “Море волнуется раз…”

Учитель: (Слайд 13) Ребята. Вы узнали много интересного об этой зоне. А как вы думаете, какие опасные ситуации природного характера могут поджидать человека в этой зоне? Выберите из данных. Лишнее уберите. (Ученики высказывают предположения, аргументируя свой ответ. В случае затруднения учитель помогает, корректирует ответы учеников. Лишние картинки убираются щелчком.)

Учитель: (Слайд 14) Вы правильно выполнили предыдущее задание. А сможете ли вы определить по фото, где смерч, где ураган, а где шторм? (После ответов учитель выводит таблички на экран.) Ураганы и смерчи – это чрезвычайно быстрое и сильное движение воздуха. Ураганы и смерчи обладают большой разрушительной силой. Слово “смерч” – происходит от слова “сумрак”. Это вихрь – когда воздух движется вокруг оси вертикально.

Физкультминутка: движением рук повторите за мной как кружится вихрь. (Дети поднимают руки вверх и имитируют движение смерча.)

Учитель: Вот так кружится вихрь. Получается воронка, в которую засасываются любые предметы. При приближении смерча слышен гул. Двигается смерч со скоростью 50–60 км/ч. Смерчи “живут” секунды или минуты. На Черноморском побережье они чаще бывают в летнее время. Смерч может возникнуть в море и выйти на сушу.

Шторм – это сильный ветер со скоростью от 103 до 120 км/ч., с большой разрушительной силой. Движение воздуха при урагане достигает более 120 км/ч. Обычно, удается объявить штормовое предупреждение. Надо слушать сообщение местного телевидения или радио.

А с наводнением вы уже знакомы. Что это за явление и каковы его причины? Какие причины наводнений могут быть в районе Черного моря? (Ученики перечисляют причины наводнений.)

Учитель: Причинами наводнений могут быть ливневые дожди, таяние снегов в горах и как следствие половодье рек. (Учитель приводит примеры всех вышеназванных стихийных бедствий в данной зоне, называя дату, масштабы и последствия.)

Учитель: (Слайд 15) А как Вы думаете, какое стихийное бедствие дало название морю? Подберите фотографию, иллюстрирующую название моря. (Фотографии выводятся на экран щелчком.). (Ученики высказывают предположения. Свои ответы аргументируют.)

Учитель: Проверим. Посмотрим, является ли ваш ответ верным? (На слайде убирает щелчком лишнее. Объясняет версию происхождения названия моря.)

Учитель: Что делать, если поступило штормовое предупреждение? Как вести себя при смерче и после стихийных бедствий? Ознакомимся с правилами поведения.

Слайды 16, 17, 18.

Детям на парты раздают листы с ответами на вышеперечисленные вопросы. (Приложение 2). (Каждый ряд изучает только один вопрос). Представитель от каждого ряда выступает с сообщением. В конце выступления задает вопросы одноклассникам. Правильность проверяется с помощью слайда. Щелчком выводятся пункты инструкции. Весь класс читает и уточняет свои ответы. Ученики оценивают сообщение выступающего ученика.

5. Подведение итогов.

Учитель: (Слайд 19) Посмотрите, что о море говорят нам поэты и художники. Перед вами картина известного художника Айвазовского Ивана Константиновича. Прочитайте стихотворение. А у вас море какие чувства вызывает?

Домашнее задание: подготовить интересное сообщение по одной из тем:
– Уникальные растения и животные Черноморского побережья.
– Чрезвычайные ситуации природного характера на Черноморском побережье. (На конкретном примере.)
– Море в искусстве.

Используемая литература.

  1. Тесты по предмету “Окружающий мир” к учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой “Мир вокруг нас”. Автор тестов Тихомирова Е.М. 4 класс. Издательство Экзамен. Москва. 2007 г.