Совместная работа психолога и логопеда по коррекции и развитию познавательной и речевой сфер дошкольников на пороге школьного обучения

Разделы: Работа с дошкольниками


Любой вид деятельности для своего осуществления требует определенных способностей, умений и навыков. И обучение в школе в этом смысле не является исключением. Поэтому основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе. Зачастую при подготовке детей к школе, большое внимание педагогами уделяется учебным задачам. То есть вооружение ребенка определенными знаниями, умениями и навыками. При этом зачастую упускаются из виду развивающие моменты, имеющие в дошкольном возрасте гораздо большее значение. Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это
далеко не единственное условие.

Неотъемлемой предпосылкой любого обучения является зрелость определенных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Уровень зрелости отдельных психических функций определяется естественной динамикой возрастного развития, и соответственно, готовности к школьному обучению конкретного ребенка. То есть первостепенное значение в обучении ребенка должно уделяться тренировке психических процессов, а затем уже накладыванию знаний на устойчивую психологическую базу, способную качественно воспринять, переработать и усвоить необходимый объем информации. И чем на более высоком уровне находятся эти процессы, тем более качественно будет усваиваться любая учебная информация.

Центральной психической функцией, определяющей в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов является память. Именно благодаря ей происходят все существенные изменения, характеризующие развитие познавательной сферы старшего дошкольника. В умственном развитии дошкольника важное значение имеет наглядно-образное мышление, которое и определяет успешность перехода к более сложным, понятийным его формам. Важным новообразованием познавательной сферы дошкольника является развитие воображения. Данный процесс становится возможным благодаря речи и происходит вместе с ней. Постепенно с возрастанием регулирующей и планирующей функции речи, со становлением произвольных механизмов поведения, в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность психических процессов, ребенок начинает сам управлять своим вниманием и памятью.

Исходя из всего вышесказанного особое внимание в ходе подготовки ребенка к школе требуется уделить речевой функции, которая является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у ребенка формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Речевое развитие – это первое на что обращают внимание педагоги при собеседовании с будущим первоклассником.

Уроки в школе проходят преимущественно в речевой форме, поэтому чтобы будущий первоклассник мог следить за объяснениями учителя, понимать смысл услышанного, ему необходим определенный уровень речевого развития. А для того чтобы слышать, понимать и запоминать, надо уметь хорошо говорить. Восприятие информации на слух не является автоматическим процессом. На слух воспринимается только такой текст, в котором используются знакомые слова. А значит, на момент поступления в школу у ребенка должен быть определенный словарный запас.

Для детей, поступающих в школу мы можем выделить следующие значимые характеристики речевого развития: словарный запас, грамматически правильное построение речи, произвольность владения речью, ну и как показатель готовности ребенка к освоению чтения и письма – сформированность фонетико-фонематической стороны речи. То есть, прежде чем ребенок научиться читать и писать, он должен не только правильно произносить все звуки родного языка, но и различать эти звуки на слух, выделять звуки из состава слова, делить слова на слоги, объединять звуки и слоги в слова, определять последовательность звуков в слове, уметь делить предложения на слова.

Тенденция к росту проблем обучаемости детей дошкольного возраста – определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных способностей и развитию речи детей. В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сферах, число которых увеличивается с каждым годом. И здесь очень многое зависит от правильно организованного взаимодействия специалистов ДОУ, в данном случае логопеда и психолога. Каждый из них решая свои задачи, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов.

На первом этапе работы, в начале года, проводится диагностика воспитанников. Психологическое обследование дает возможность установить уровень психического развития ребенка и выявить его индивидуальные особенности. В свою очередь логопедическое обследование показывает уровень сформированности всех сторон речи дошкольника.

На втором этапе определяются пути коррекционного и формирующего обучения ребенка, направление и содержание фронтальной работы с детьми. Далее идет этап систематической коррекционно-развивающей работы с детьми, который собственно и способствует предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных психических процессов, и как следствие комплексному преодолению нарушений речевого развития.

Коррекционно-развивающие занятия психолога в первую очередь направляются на формирование высших психических функций (восприятие, зрительное и слуховое внимание, зрительную и слухоречевую память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление). Уже начиная, со старшего дошкольного возраста начинается работа по развитию межполушарного взаимодействия с помощью кинезиологических игр и упражнений, которые также улучшают внимание, память, формируют пространственные представления. Для профилактики речевых нарушений психолог включает в свои занятия игровые упражнения для развития речевого дыхания, на снятие мышечного тонуса, на развитие координации слова и движения, мелкой моторики рук. Также в компетенцию психолога входят задачи по формированию познавательного интереса и активной произвольной деятельности детей.

Логопедическая работа в данном случае направляется не только на коррекцию языковых и речевых средств, а также и на те психические процессы, которые непосредственно участвуют в образовании речевых дефектов. Задача логопеда заключается в том, чтобы лаконично включить группу ВПФ в структуру логопедического занятия и коррекционно-образовательный процесс. Благодаря этому логопедическое воздействие с одной стороны будет направлено на коррекцию звукопроизношения, формирования лексики, грамматического строя, связной речи, языкового анализа и синтеза, формирование навыков чтения, а с другой когнитивных процессов, стимуляцию различных структур мозга.

В конце года каждым специалистом проводиться итоговая диагностика. По результатам диагностики выявляются результаты коррекционной работы и делаются выводы о готовности ребенка к школе. Эти данные заносятся в карты индивидуального развития ребенка с целью решения вопросов преемственности дошкольного и начального школьного образования.