Совершенствование системы мониторинга в организации управленческой деятельности руководителя для повышения качества образовательных услуг в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


“Качество – это свойство, обеспечивающее
существование и развитие системы…”
(Основы менеджмента.)

Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской федерации, отмечается потребность усиленного внимания государства и общества к такой важной подсистеме как дошкольное образование. Качество дошкольного образования в немалой степени обуславливает качество последующих уровней системы образования в России. Поэтому поиск путей улучшения управления качеством образования ДОУ – это социально-значимая проблема, стоящая перед руководителем. Управление качеством образования в ДОУ в современных условиях требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров дошкольных учреждений.

Современный руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОУ как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.

Проблемой управления качеством работы в дошкольном учреждении в современных условиях занимались многие авторы. Это и В.С. Лазарев, М.М. Поташник – технология управления по целям, и П.И. Третьяков, К.Ю. Белая – технология управления по результатам. Существует также технология индикаторного управления и др. Анализ определений категории “качество образования в ДОУ”, сформулированных разными авторами позволяет сделать вывод, что качество дошкольного образования является системным понятием, охватывает все аспекты деятельности ДОУ и связано с оценкой и сравнением эффективности работы образовательного учреждения в динамике по каждому направлению. Если руководитель видит “отрицательную динамику” по какому-то из пунктов, это сигнал к тому, что по этому направлению работу нужно усилить.

“Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.” Медведев Д.А. (Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” 2010).

Оценка качества образовательной деятельности дошкольного учреждения сегодня является наиболее обсуждаемой темой. Постоянно идет работа по разработке стандартов оценки деятельности дошкольного учреждения. Сегодня говоря о “производстве” образовательных услуг в дошкольном учреждении мы имеем в виду то, что это “производство” должно вестись на высоком качественном уровне. Руководителю необходимо разработать такие индикаторы для оценки работы своего учреждения, которые помогли бы ему сделать свое учреждение конкурентоспособным. Оценить учреждение – это значит установить степень достижения поставленных учреждением целей, выполнения требования Федеральных государственных образовательных стандартов, реализации индивидуальных возможностей детей, а также удовлетворения образовательных запросов детей и родителей.

В настоящее время актуальным для руководителя является использование модели управленческого мониторинга, который мог бы быть средством повышения качества образования, поэтому нас заинтересовала именно эта проблема и возникла необходимость создания такой системы мониторинга, которая позволила бы не только отслеживать происходящие события, но и влиять на них

Разработка модели управленческого мониторинга в нашем дошкольном учреждении решалась в ходе реализации управленческого проекта “Создание службы Мониторинга в структуре управления дошкольным учреждением”. Организация службы мониторинга в системе управления дошкольным учреждением – это не дань моде, а насущная проблема. Это необходимое условие грамотного и профессионального подхода к управлению образовательной системой дошкольного учреждения. При этом управленческую деятельность требовалось организовывать таким образом, чтобы через рефлексию, глубокое изучение проблем, можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции.

Эффективность организации и результатов управленческого мониторинга в дошкольном учреждении достигается, когда отслеживание качества происходит на всех уровнях управления ДОУ: стратегическом, тактическом, оперативном. В связи с этим, на начальном этапе работы по разработке модели службы мониторинга возникла необходимость формирования общих целей по отслеживанию качества образования, распределения прав и обязанностей между работниками, организации непрерывного мониторинга, мотивации субъектов Мониторинга, координации и регулирования совместных действий для исключения хаотичности и стихийности в экспертизе и оценке качества образования

На наш взгляд, качество образования – это способность ДОУ предоставить такой комплекс услуг, который бы отвечал ожиданиям и запросам их потребителей, миссии дошкольного учреждения.

Миссия МДОУ “ДСОВ № 105”:

Предоставление качественных образовательных услуг для разностороннего развития ребенка в соответствии с Федеральными государственными требованиями, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие социальной адаптации детей к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Определяя основные направления по проведению мониторинга образовательной системы ДОУ, мы рассматривали его с позиции каждого его участника: дети, родители и их образовательные запросы, педагоги, руководители.

Исходя из этого, мы определили следующие направления по проведению мониторинга, которые на наш взгляд помогут нам получить целостную картину предоставляемых услуг. Это “Охрана жизни и здоровья детей”, “Организация образовательного процесса в ДОУ”, “Работа с кадрами”, “Материально-техническое и финансовое обеспечение ДОУ”, “Психологическое сопровождение образовательного процесса”, “Взаимодействие ДОУ с семьей, спонсорами, общественностью”, “Качество результатов работы ДОУ”.

Субъектами мониторинга качества образования в ДОУ выступили заведующий, заместитель заведующего по ВМР, медсестра, педагог-психолог, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе, инструктор по физической культуре и другие специалисты, воспитатели ДОУ.

Такая управленческая команда, связанная единством понимания перспективы развития системы ДОУ, – это эффективно действующая группа “управленцев”, которая вырабатывает единые подходы по качественной и количественной оценке результатов деятельности ДОУ. В теории и практике современного менеджмента формирование команды в организации рассматривается как одно из приоритетных направлений в деятельности руководителя. Командная деятельность по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательной деятельности, дает возможность всем членам службы Мониторинга оценить качество образовательных услуг в дошкольном учреждении со своей точки зрения, сделать экспертизу собственной деятельности и деятельности подчиненных, наметить точки роста. Свою деятельность по формированию управленческой команды мы начали с разработки Положения о службе Мониторинга (Приложение 1) и приказа об утверждении ее состава на учебный год. Положение определяет цель, задачи, направления и содержание деятельности службы, права и обязанности членов команды по отслеживанию качества деятельности ДОУ, порядок работы службы и документацию. Положение о службе мониторинга утверждается на педагогическом совете. Руководит деятельностью службы Мониторинга заведующий ДОУ. Оценку деятельности службы Мониторинга дает Педагогический совет на основе представленного заведующим анализа на конец учебного года.

В помощь руководителю и специалистам службы Мониторинга была разработана модель информационной системы (Приложение 2). Предложенная информационная модель помогает руководителю:

  • правильно, без нажима и диктата, корректно в разумных пределах собирать информацию, необходимую для управления.
  • глубоко и квалифицированно анализировать информацию
  • на основе имеющейся информации принимать необходимые и своевременные управленческие решения
  • оценивать работу ДОУ в соответствии с индикаторами показателей качества.

Информационная модель содержит в себе основные направления для проведения мониторинга. Каждое направление включает в себя:

  1. направление сбора информации,
  2. источник информации,
  3. форму подачи,
  4. периодичность.
  5. кто анализирует.

К информационной модели разработаны циклограммы сбора информации на учебный год.

По каждому направлению был определен ответственный, который разрабатывал программу проведения мониторинга по своему направлению. Программа включала в себя объект мониторинга, цель, задачи, диагностический инструментарий, индикаторы показателей качества по данному направлению, план работы на учебный год, сроки проведения и форму отчета. Руководитель службы мониторинга утверждает эти программы на первом заседании службы Мониторинга. На их основе составляется план проведения мониторинга на учебный год.

Мониторинговые исследования проводятся в определенной последовательности:

1-й этап – сбор информации по данному направлению;
2-й этап – анализ полученной информации;
3-й этап – принятие решения;
4-й этап – управляющее воздействие;
5-й этап – контроль.

В ходе реализации проекта отбирались оптимальные методы и средства для проведения мониторинга, которые позволили бы тратить минимум времени для проведения мониторинга. В целом загруженность сотрудников работой в службе Мониторинга не должна превышать 0.5 % времени ее основной деятельности (это составляет 20–25 минут в неделю). Согласно этому времени и рассчитано плановое задание на год. Учитывалось и то, что многие вопросы проходят и через оперативный контроль, и через другие формы работы. Выбор методов также определяется в зависимости от задач изучения того или иного направления деятельности.

Методы, используемые в процессе мониторинга

1. Анализ документации:
– Нормативные документы, регламентирующие деятельность ДОУ;
– Образовательная программа ДОУ, годовой план, месячные планы;
– Информационные базы данных;
– Планы повышения квалификации и аттестации кадров;
– Программно-методическое обеспечение;
– Аналитические справки по результатам контроля;
– Целевые проекты, инновационные направления, обеспечивающие развитие ДОУ;
– Отчеты; справки по проверкам, акты, опросы

2. Анализ заболеваемости детей;

3. Анализ организации питания детей в ДОУ;

4. Анализ финансово-экономической деятельности ДОУ;

5. Уровень профессиональной деятельности воспитателей, специалистов, заместителя заведующей по ВМР и другие;

6. Удовлетворенность субъектов образовательного процесса (воспитателями, специалистами, родителями);

7. Анализ материалов, связанных с научно-методическим обеспечением образовательного процесса.

8. Интервьюирование, анкетирование, направленное на изучение различных проблем, возникающих у воспитателей, специалистов, родителей и др.

9. Включенное наблюдение (за состоянием воспитательно-образовательного процесса, методической, хозяйственной деятельностью);

10. Психолого-педагогические методы диагностики состояния воспитательно-образовательного процесса и другие.

Для формирования целостного представления о состоянии качества образовательной деятельности важно использовать интеграцию всех перечисленных методов при оценке работы дошкольного учреждения.

Оценка деятельности дошкольного учреждения и сбор информации проводится в течение учебного года в соответствии с циклограммой сбора информации на учебный год. В каждом направлении оцениваются индикаторы показателей качества. Для оценки индикаторов использовали Оценочную шкалу, фиксирующую не просто наличие или отсутствие признака, но и степень его проявления (балльные оценки):

0 – не соответствует данному требованию;
1 – соответствует в очень незначительной степени;
2 – соответствует в значительной степени;
3 – полностью соответствует указанному требованию.

В каждом направлении подсчитывается средний балл, потом средние баллы складываются по всем направлениям, и определяется уровень эффективности работы дошкольного учреждения за учебный год (оптимальный 21–19 балла, допустимый 18–15 балла, критический 14–11 балла, недопустимый 10–7 баллов).

Результаты проделанной работы следующие:

  1. Создана новая структура в системе управления ДОУ – служба Мониторинга;
  2. Разработан пакет документов по организации работы службы;
  3. Утверждены индикаторы для оценки качества деятельности дошкольного учреждения по основным направлениям работы;
  4. Сформирована управленческая команда по проведению мониторинга в ДОУ;
  5. Создан банк данных по результатам мониторинга;
  6. Повысилась методическая грамотность педагогического коллектива по проведению мониторинговых исследований
  7. Повысился рейтинг дошкольного учреждения в микрорайоне. Результаты анкетирования в 2010 и в 2011 году показали, что 98 % родителей дают высокую оценку работы дошкольного учреждения.
  8. Родители стали более активно участвовать в управлении дошкольным учреждением, стали активно принимать участие во всех мероприятиях.

Материалы мониторинга для нас являются своеобразной историей развития дошкольного образовательного учреждения и его педагогического коллектива. Периодическое обращение к ним позволит нам избегать в дальнейшем многих ошибок, связанных как с организацией педагогического процесса, так и с выбором образовательных технологий. Результаты деятельности службы, представленные в виде понятных схем, таблиц, диаграмм, помогут нам и педагогическому коллективу получить целостное представление об уровне деятельности дошкольного учреждения на каждом этапе его развития, а также видеть свой собственный вклад в это развитие.

Таким образом, данный опыт работы будет полезен всем руководителям дошкольных учреждений, так как позволяет отслеживать работу своего учреждения в динамике не за один год. А это дает возможность руководителю определить состояние и тенденции изменения качественных параметров в деятельности учреждения.

Перспективы в работе:
– корректировка индикаторов, анализ “жизнеспособности” каждого индикатора; – разработка мониторинга по направлению “Организация образовательного процесса в ДОУ” в соответствии с Федеральными государственными требованиями;
– разработка диагностического инструментария для оценки качества работы дошкольного учреждения родительской общественностью.

Литература:

  1. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М: Интеллект – Центр, 2005.
  2. Мониторинг в детском саду: Методическое пособие/ под ред. Н.В.Микляевой.– М:ТЦ Сфера, 2008.
  3. Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образование. М.:1996.
  4. Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении// Управление ДОУ.202.№ 6.
  5. Журавская Т.В. Менеджмент…Новое или хорошо забытое старое. Управление ДОУ № 1, 2002.
  6. Терзиогло Е.В. Управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Автореф.дис….канд.пед.наук. Екатеринбург, 2001.
  7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: 1998.
  8. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. “Управление качеством” Учебник М., ИНФРА – М 2001.