Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся.
Задачи урока.
- Образовательная: закрепить экономические понятия и термины; ознакомить с процедурой проведения аукциона; использования кредита под определенный процент; закрепить навыки ведения документации.
- Развивающая: развивать экономическое мышление учащихся; умения применять экономические знания, наблюдать и объяснять современные экономические явления.
- Воспитательная: воспитывать у учащихся активную жизненную позицию по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам.
Тип урока: урок закрепления.
Методы: репродуктивный; объяснительно-иллюстративный.
Форма организации работы: общегрупповая, индивидуальная.
Оборудование: правила проведения аукциона, лицевой счет участника аукциона, банковская ведомость выдачи кредита, номер-карточка аукциониста (1-й тур, 2-й тур, 3-й тур).
Ход урока
1. Подготовительный этап.
Координатор игры (преподаватель) напоминает участникам определение рыночной экономики и характерные для нее черты.
Экономическая система, состоящая из свободных товаропроизводителей, которые связаны между собой отношениями купли-продажи, называется рыночной.
Что характерно для рыночной экономики.
- Применимы все формы собственности.
- Планирование осуществляют сами фирмы и предприниматели.
- Свободные рыночные цены.
- Характеризуется бездефицитностью, высоким уровнем предприимчивости, но дифференциацией доходов и уровня жизни, высоким уровнем безработицы, инфляцией, платностью большинства услуг, жесткой конкуренцией.
Лот.
– 1) партия, серия товаров, вещей.
– 2) единица измерения товаров при сделках.
1 лот = 3 золотника = 12,8 г. В России использовался до введения метрических мер.
Координатор игры знакомит участников с содержанием игры.
Все участники перед началом аукциона получают в банке (банкир – учащийся) первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30% годовых (до конца аукциона) в размере 1000 монет.
Участники игры получают номера, дающие им права претендовать на тот или иной лот, выставленный на аукционе.
В виде лотов на аукционе предлагаются вопросы. Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход.
В данной игре используется дифференцированный подход. В 1 туре задаются более простые вопросы (что?), во 2 и 3 турах – более сложные вопросы (назвать признаки, сравнить, вопросы на эрудицию).
2. Правила игры.
Аукционист объявляет правила игры, по которым будет проходить первый тур:
– участникам задается конкретный вопрос из области экономики рыночного типа;
– право на ответ может купить любой из участников, имеющий номер, заплатив
наибольшую сумму в ходе открытых торгов;
– первоначальная стартовая цена каждого лота (права на ответ) составляет 100
монет, а торговый шаг – 50 монет;
– называя свою цену, участник должен поднять и показать аукционисту номер,
который он получил перед началом аукциона;
– участник, предложивший наибольшую сумму и купивший лот, платит в банк сумму,
за которую он купил этот выставленный лот;
– за правильный ответ на вопрос участник получает денежное вознаграждение от 100
до 1500 монет в зависимости от сложности вопроса;
– если участник ответил на вопрос неверно, он платит в банк штраф в размере 100
монет, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для
повторной продажи с аукциона. Деньги, уплаченные за вопрос в банк, участнику не
возвращаются;
– в том случае, когда у участника закончились деньги, он может с разрешения
координатора взять в банке дополнительный кредит, но не более1000 монет и под
50% годовых.
Возможен вариант безналичных расчетов при проведении аукционных торгов. В этом случае все участники аукциона оформляют и ведут Лицевой счет.
В качестве примера рассмотрим Лицевой счет одного из участников Ростовцева Ивана, взявшего первоначальный кредит в банке в размере 1000 монет (см. запись № 1).
Лицевой счет.
Участник Ростовцев Иван _______141 группа_____________________
№ п-п | Приход (монет) | Расход (монет) | Остаток (монет) |
1. | 1000 | – | 1000 |
2. | – | 350 | 650 |
3. | 1500 | – | 2150 |
Запись № 2: Ростовцев Иван купил во время торгов один из лотов за 350 монет, которые сняты со счета. Он сразу же сделал расчет остатка на счете.
Записью № 3 зафиксировано получение денежного вознаграждения за правильный ответ на купленный вопрос.
Таким образом, каждый участник в любой момент игры видит реальный остаток своих денежных средств. Координатор же имеет возможность проверить кредитоспособность участника.
3. Аукцион.
1-й тур – конкретный вопрос (открытый лот).
Денежное вознаграждение за правильный ответ – 1000 монет. Стартовая цена вопроса -100 монет.
- Что такое косвенные налоги? (Налоги на НДС, акцизы – налог на покупки.)
- Что такое акционерное общество? (Фирма, принадлежащая акционерам.)
- Что такое акция? (Акция – ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части ее прибыли, дивидендов.)
- Что такое банк? (Посредник на рынке денег, принимающий вклады и предоставляющий займы.)
- Что такое деньги? (Общепринятые средства платежа, которые могут обмениваться на любые товары и услуги.)
- Что такое дивиденды? (Часть прибыли, которая ежегодно распределяется между акционерами.)
- Что такое физический капитал? (Все, что создано для производства человеческим трудом, например, здания, сооружения, станки, машины и другое.)
- Что такое финансовый капитал? (Деньги, использованные или предназначенные для приобретения физического капитала.)
- Что такое эмиссия? (Это выпуск в обращение бумажных денег и ценных бумаг.)
- Что такое товар? (Это то, что удовлетворяет какую-либо потребность человека и произведено для обмена и продажи.)
2-й тур – область экономических знаний (полузакрытый лот).
На продажу выставляется определенная область знаний об экономике рыночного типа и точную формулировку вопроса узнает лишь тот, кто купит выставленный лот. Цены на вопросы остаются прежними – 100 монет. Но цена на правильный ответ на вопрос возрастает от 1000 до 2000 монет. В остальном все правила проведения торгов остаются прежними.
- Вопрос из области банковской деятельности: доля вкладов, которую банки обязаны удержать в качестве запаса (резервов). (Обязательные резервы.)
- Вопрос из области финансового бизнеса: как называются денежные средства и ценные бумаги, помещенные для хранения в кредитные учреждения (банки). (Депозиты.)
- Вопрос из области биржевой деятельности: в чем принципиальное различие деятельности брокера и дилера. (Брокер – это посредник между продавцом и покупателем, который действует от имени третьего лица и за свой счет. Дилер осуществляет свою деятельность на бирже за свой счет и от своего имени.)
- Вопрос из области банковской деятельности: в чем различие ссудного (кредитного) и депозитного процентов. (Ссудный процент взимается с лица или фирмы банком за пользование кредитом. Депозитный процент выдается вкладчику за хранение его денежных средств в банке.)
- Вопрос из области международных экономических отношений: как называется ввоз товаров и услуг из-за границы. (Импорт.)
- Вопрос из области фискальной политики государства: вид налогов, при котором ставка налога для всех одинакова. (Пропорциональный налог.)
- Вопрос из области фискальной политики государства: вид налогов, при котором ставка налога тем больше, чем выше уровень доходов. (Прогрессивный налог.)
- Вопрос из области биржевой деятельности: стоимость всех акций фирмы. (Цена фирмы.)
- Вопрос из области ценообразования: рыночная цена, при которой величина спроса на товар равна величине его предложения. Она находится на пересечении кривых спроса и предложения. (Равновесная цена.)
- Вопрос из области банковской деятельности: счет, с которого вкладчик может снять деньги в любой момент. (Текущий счет.)
3-й тур – неизвестный вопрос (закрытый лот).
Продается просто неизвестный вопрос. Затем формулируется сам вопрос. Правила те же. Цена за правильный ответ на купленный в лоте вопрос увеличивается и составляет 2000–2500 монет.
- Неизвестный вопрос: экономическое благо, предназначенное для продажи. (Товар.)
- Неизвестный вопрос: превышение расходов государства над его доходами. (Дефицит государственного бюджета.)
- Неизвестный вопрос: процесс, при котором покупательная сила денег падает и цены растут. (Инфляция.)
- Неизвестный вопрос: состязание, столкновение интересов различных экономических агентов. (Конкуренция.)
- Неизвестный вопрос: рыночная цена акции, устанавливающаяся на фондовой бирже. (Курс акции.)
- Неизвестный вопрос: способ согласования действий производителей в условиях разделения труда. (Экономическая система.)
- Неизвестный вопрос: товары и услуги, которые страна вывозит за границу. (Экспорт.)
- Неизвестный вопрос: количество акций, дающее возможность управлять корпорацией. (Контрольный пакет акций.)
- Неизвестный вопрос: ситуация, при которой на рынке господствует несколько очень крупных продавцов. (Олигополия.)
- Неизвестный вопрос: ситуация на рынке, при которой продажу товара осуществляет один единственный продавец. (Монополия.)
4. Заключение и подведение итогов.
- Все участники определяют сумму наличных денег на Лицевом счете.
- Возвращают в банк взятый кредит и 30% годовых за пользование им.
- Называется победитель, т. е. участник, у которого остается на руках больше всего денег. Кроме того учитывается корректность ответа.
- Оценка работы банкира.
Литература.
- Автономов, В.С. Введение в экономику [Текст]: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учрежд. / Автономов В.С. – 5 изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2003. – 256 с.
- Прутченков, А.С. Основы экономики. Практикум [Текст] / А.С. Прутченков, Б.А. Райзберг. – М.: Социально-политический журнал, 1993. – 96 с.
- Райзберг, Б.А. Деловые игры и экономические практикумы: к курсу “Введение в экономику” [Текст] / Райзберг Б.А., Прутченков А.С. – Ростов-на-Дону: центр экономического образования молодежи, 1994 г. – 60 с.