Основателем советской школы игры на кларнете был Сергей Васильевич Розанов (1870–1937 г.).
До появления данной школы обучение кларнетистов велось по различным разрозненным школам и учебным пособиям зарубежных музыкантов: Китцера, Блатта, Бермана и многих других.
В 1890 году С.В.Розанов окончил Московскую консерваторию по классу кларнета профессора Ф. Циммермана с большой серебряной медалью. В общении с С.Танеевым, И. Рубинштейном, С.Рахманиновым, Чайковским и другими музыкантами сформировалось профессиональное мастерство.
“Появление в 90-е годы на концертной эстраде С.В. Розанова – начало целой эпохи в истории духового инструментального искусства” – утверждает Ю.Усов. С 1916 года по 1937 год С.В. Розанов вел педагогическую деятельность в Московской консерватории. Кроме класса кларнета, Розанов вел класс камерного ансамбля и был деканом оркестрового отдела, являлся организатором студенческого симфонического оркестра консерватории, с 1931 по 1936 г. заведовал кафедрой духовых инструментов. Представитель Московской школы игры на кларнете С.В. Розанов читал курс лекции по методике преподавания игры на духовых инструментах. Розанов был блестящим педагогом. Среди его учеников: А.Володин, И. Майоров, А. Александров, А. Штарк и другие.
С.В.Розанов – первый музыкант – духовик, отмеченный почетным званием “Заслуженный артист” в 1919 году.
Важным событием в музыкальной жизни Москвы стало первое исполнение в 1932 году “Патетического трио” М. Глинки. В октябре 1893 г. он вместе с В. Сафоновым и А. Гленом сыграли “Трио” для фортепиано, кларнета и виолончели ля минор И. Брамса. Квинтет для кларнета и струнного оркестра си минор этого же композитора. На рубеже XX в. в концертном репертуаре С. Розанова кроме “Трио” Глинки, Септета Гуммеля были Трио и Квинтет Брамса, его сонаты для кларнета и фортепиано, концерт для кларнета с оркестром Моцарта, концерты Вебера, Шпора и другие произведения.
“Русская музыкальная газета” в 1900 году писала по поводу исполнения Трио Моцарта: “г. Розанов умел, если можно так выразиться, опоэтизировать свою партию, не выделяться над динамичным уровнем, придать всему милую безыскусственность и музыкальность”.
“Для исполнителей стиля Розанова, – пишет Ю. Усов, – характерна высокая культура широкого, насыщенного и в то же время выразительного звучания – именно то, что было свойственно русскому музыкальному исполнительству в целом”.
Как оркестровый музыкант, солист, С.Розанов не знал себе равных. Музыкальный критик и дирижер высказывался об игре Розанова в оркестре Большого театра, где он проработал солистом тридцать пять лет. “Слушая его игру с бесконечно мягкой и благородной интонацией, – пишет Ю. Сахновский, вспоминаются слова Берлиоза “Кларнет – скрипка среди деревянных духовых инструментов””.
В классах духовых инструментов дореволюционных консерваторий преобладал, в основном, эмпирический метод обучения, основой которого служил практический опыт профессоров. С. Розанов первым поставил вопрос о научном обосновании методов преподавания и исполнения. Подвергнув критике “механическое” направление старых школ, предусматривающих приобретение и развитие навыков путем многократных повторений, он утверждал психофизиологическое направление, опирающееся на деятельность высшей первичной системы.
В 1920 году вышло распоряжение МУЗО (Музыкальный отдел) Наркомпросса. Консерватории предлагалось реорганизовать в учебные заведения с тремя ступенями обучения: низким, средним и высшим.
Появление отечественной “Школы игры на кларнете” С.В. Розанова, вышедшей в свет в 1940 году, исправляет недостатки старых учебников. Автор создал свою “Школу” на совершенно новой методической основе.
Вышедшая “Школа” С.В. Розанова отвечает всем требованиям этих уровней. “Школа игры на кларнете” С.В. Розанова переиздавалась 9 раз. В методических указаниях педагогам в “Школе” Розанова есть указание: “Развитие ученика должно идти одновременно по линии овладения техникой исполнения, воспитания музыкальности и привития художественного вкуса”.
В главе “Введение” в доступной форме изложена история кларнета, его устройство, способы извлечения звуков и советы по уходу за инструментом. Даны важные методические указания молодым кларнетистам о положении корпуса, ног, головы, рук, правильная постановка, развитие дыхания, звука, беглости пальцев и работа языка при игре на кларнете.
В главе “Исполнение музыкальных произведений” дана методическая рекомендация педагогу осознанно подходить кларнетистам к произведению, стилю композитора, эпохе, форме произведения. Осознанное музицирование ставится одной из главных задач музыканта – исполнителя. Перечисляются наиболее употребляемые музыкальные термины. В заключении этой главы даются советы по изготовлению тростей для кларнета.
“Школа” состоит из двух частей. В начале первой части “Школы” изложены методические указания С.В. Розанова на постановку, положения пальцев, амбушюра и извлечения звуков. С изучением инструмента Розанов знакомит учащихся со знаками альтерации и штрихом “легато”. Появляются сочетания четвертных нот и половинных, следуют этюды и упражнения. Переложения народных мелодий служит материалом для навыков игры в нижнем регистре инструмента.
Первая часть “Школы” дает материал для решения следующих моментов: работа над гаммами, длинные ноты в нюансах, трезвучие и обращение в различных штрихах восьмыми. Закладываются основы ансамбля для развития гармонического слуха. С.В. Розанов включил в “Школу игры на кларнете” достаточное количество дуэтов. При исполнении дуэтов у учеников повышается контроль за интонированием, и развиваются навыки ансамблевой игры. После изучения гамм с тремя знаками идет упражнение в хроматизме. Следующий раздел “Школы” отводится мелизмам. Завершается первая часть “Школы” правилами применения аппликатуры в верхнем регистре инструмента. Прилагается список произведений, рекомендуемых для обучения параллельно с изучением 1 части “Школы”.
Вторая часть “Школы игры на кларнете” С.В. Розанова начинается упражнениями на развитие дыхания и звука. Даны методические рекомендации для освоения этих упражнений. Нотный материал становится все сложней и виртуозней. Большое внимание уделяется изучению гамм Т3 его обращений, ритмической конфигурации и высотный диапазон, штриховое разнообразие, Д7и его обращения, ум 7 и его обращения. Ансамблевое исполнение во 2-ой части занимает значительно большее место. Расположение нотного материала в “Школе” С.В. Розанова идет от более “простого” к более “сложному”, объединяя III ступени обучения игры на кларнете. Цель – обучение кларнетиста для создания солиста, ансамблиста, оркестранта.
В 1975 г. выходит в свет “Школа игры на кларнете” (система Бема) Б. Дикова. Освоение инструмента новой системы давно нуждалось в новом пособии.
При всех положительных качествах “Школы игры на кларнете” С.В. Розанова требовались новые подходы и пособия, каким и явилась “Школа” Б. Дикова – первое учебное пособие для кларнета французской системы.
Б. Диков специалист в области методики исполнительства на духовых инструментах и ведет научно-исследовательскую работу.
Все вышеперечисленные авторы “Школ” дают начальное обучение в кратком изложении, переходя резко ко 2-й, а затем 3-й ступени обучения.
Практическая работа в ДМШ требовала снижения возрастного ценза. “Школа” С.В. Розанова рекомендует занятия до 12–13 лет на кларнетах в строях ми бемоль. Отсутствие данного инструмента строя ми бемоль требует новых подходов и пособий для кларнетистов французской системы. Практика работы в ДШИ показывает, что на кларнет идут учиться в возрасте 9–10 лет.
В последнее время вышел ряд новых методических пособий для кларнета. Это автор И. Галкин “Юный кларнетист”. Пособие для учащихся I–V классов ДМШ. Тетрадь I. Первый-третий годы обучения. В “Предисловии” к пособию автор ставит педагогу задачу: “пользуясь данным пособием, развить у ученика технические навыки владения инструментом, научить его выразительному исполнению, в основу которого входят красивый, содержательный звук, умение пользоваться возможностями нюансировки, которыми обладает кларнет. Необходимо научить ученика “слушать себя””.
“Певческая” основа игры на кларнете была одной из главных особенностей исполнительства. Большое внимание необходимо уделять правильной постановке дыхания.
Сборник связывает процесс обучения кларнетиста с ходом накопления им теоретических знаний по школьной программе в области теории музыки, сольфеджио и музыкальной литературы.
I-й класс.
Начальные упражнения целыми нотами от РР до SS и обратно РР от соль 1-й октавы до ми малой октавы.
Во II-м упражнении аналогичная нюансировка, но целые сочетаются с половинками со штрихом “легато”.
III-е упражнение начинается с разработки ноты ми малой октавы, четвертями на легато по такту и далее следуют две половинки деташе. И все это на предельных нюансах от РР, крещендо, FF, деминуэндо, РР по звеньям.
4, 5, 6, 7 упражнения посвящены освоению длительности восьмые с четвертями, шестнадцатые с восьмушками, четверть с точкой с шестнадцатыми. Нюансировка сохраняется.
С 9-го упражнения следует разработка скачков с ноты ми малой октавы и различные длительности в их сочетании.
15-е упражнение отводит большое внимание альтерации от ми малой октавы до ноты соль третьей октавы и до ноты фа бемоль малой октавы половинками.
И все это в 1-м классе!
Затем следует серия этюдов, построенных на развитии различных видов техники. Этюды очень красивые, мелодичные, играются как хорошие пьесы, но они рассчитаны на учеников среднего возраста, имеющих хорошие физические данные, а именно: рост, длинные пальцы и развитые руки. Хочется еще и еще раз подчеркнуть особенности этюдов И. Галкина – они мелодичны и хорошо запоминаются учениками, охотно выучиваются ими наизусть, развивая технику. Это этюды № 5, № 6, № 7.
Далее следует раздел пьесы. В данном разделе предлагается набор пьес советских и русских композиторов. Диапазон исполнения на кларнете охватывает сразу в первой пьесе от ми 1-й октавы до си второй октавы. В 7 пьесе “Раздумье” автор предлагает миниатюру с диапазоном от ля малой октавы до ноты ми 3-й октавы.
II-й класс представлен этюдами на разные виды длительности штрихов и диапазона. Здесь особенно удачными можно считать этюды №№4, 5, 6, 7, 8.
Раздел “Пьесы” посвящен композиторам различного направления и эпох.
В данном учебном пособии И. Галкин неоднократно предлагает свои произведения. Удачной композиторской находкой является “Маленький вальс”, который написан в III-частной форме. Ученики с удовольствием разучивают данное произведение.
Затем следует раздел ансамбли.
III-й класс представлен этюдами на различные виды техники и диапазона. Особенно нравятся ученикам этюды №№ 5, 7, 11.
Пьесы представлены на все виды техники.
И завершается 1-я тетрадь ансамблями без фортепиано и с фортепиано.
Следующее пособие для кларнетистов “Азбука кларнетиста” В. Гетмана – методическое пособие для начинающих. В начальном разделе “Азбуки” от автора В.Гетман методически обосновывает данный труд, где четко и ясно указывает последовательность изложенного материала, его особенности с учетом структуры кларнета. Извлечение звука автор рекомендует начинать с ноты фа первой октавы. Это создает хорошую опору кларнету, так как начинающий держит его двумя руками. При изучении аппликатуры наибольшее напряжение начинающий кларнетист испытывает при овладении интервалами ля, си, си бемоль первой октавы и до 2-й октавы.
В связи с этим аппликатура разделена на три звена.
Диапазон первого звена от ми малой октавы до си бемоль первой октавы.
Диапазон II-го звена от си первой октавы до си бемоль второй октавы. Его аппликатура при открытом клапане дуодецимы почти повторяет аппликатуру первого звена. Большое внимание в этом разделе уделяется упражнениям для укрепления губной мускулатуры, интонации, звуку, атаке и др.
Третье звено от ля первой октавы. Это наиболее сложная манипуляция пальцев, доставляющая немало хлопот. Си бемоль первой октавы и до 2-й октавы необходимо взаимодействие всех девяти пальцев и их синхронность.
Начинающий кларнетист мучительно осваивает эти интервалы, предельно сковывая себя. Поэтому, прежде чем приступить к их освоению, необходимо отработать наиболее легкий предыдущий материал, в котором тренируется необходимая растяжка пальцев, ощущение отверстий 4 клапанов кларнета, координация языка и пальцами и дыханием. При этом не следует беспокоиться, что ученик задержится в своем музыкальном развитии. Напротив, он выигрывает, так как отработка тренировочного материала этих 3-х звеньев предотвращает неизбежную при освоении этих интервалов скованность, неуверенность, суетливость, от которых, в последствии, очень трудно избавиться. Поэтому задача педагога с первого урока добиваться естественной постановки и свободной двигательной реакции. При изучении “Азбуки” автор не рекомендует обращаться к иным источникам, так как они не рассчитаны на такую последовательность изучения аппликатуры.
В. Гетман создал свое учебное пособие для учащихся начальных классов ДМШ, учитывая весь специфический спектр кларнета французской системы. Создатель “Азбуки” в своем методическом опусе показал в полном объеме преемственность “Школы игры на кларнете” С.В. Розанова и ее главный принцип – “от простого к более сложному”.
Следующий раздел пособия начинается с методических советов начинающим:
- Отбор учеников. Автор, к сожалению, тоже отмечает отсутствие в ДМШ кларнета ми-бемоль, который более всего подходит для детского возраста,
- Положение корпуса.
- Положение головы.
- О губном аппарате.
- Положение мундштука, где автор ясно указывает на строго индивидуальный подход к ученику, учитывая его физиологические данные.
- Исполнительское дыхание. Вдох. Здесь автор придерживается традиционного смешанного грудобрюшного типа дыхания.
- Выдох.
- Роль языка при начальном извлечении звука.
- Положение кистей рук и пальцев на кларнете.
- Положение пальцев на кларнете.
- Начальные пути развития стаккато.
- Изучение гамм.
- Самостоятельные занятия.
В этом разделе даются четкие методические установки по организации учебного
занятия юного кларнетиста вне класса, а работа дома. Даны рекомендации о
количестве подходов к инструменту, продолжительности занятий, и какое время
нужно отводить на тот или иной вид работы. Вот примерное время занятий ученика
на первом году обучения:
10 минут протяжные звуки,
15 минут гаммы.
20 минут разучивание пьес,
15 минут разбор упражнений.
Возможны незначительные отклонения во времени в ту или иную сторону, но пропуск какого-либо раздела недопустим.
Раздел 1-й.
В предисловии этого раздела даны теоретические понятия о диапазоне инструмента. Дается понятие регистра инструмента и вводится понятие октавы.
1-е упражнение дано от звука фа 1-й октавы как наиболее удобной воспроизводимый звук на кларнете. Это упражнение прорабатывает звуки от фа 1-й октавы до ля 141 октавы вверх до ноты до 1-й октавы в разных сочетаниях. Данное упражнение дает ученику возможность развивать дыхание и готовить звуковую (нотную) базу для начала разучивания простейших пьес в данном диапазоне инструмента.
Начало следующей страницы учебного пособия знакомит ученика с понятием альтерации. Приводятся упражнения на чередования длительностей целые и половинки.
Затем дается три “Вокализа” с аккомпанементом фортепиано, как бы подготавливая кларнетиста к пьесам и приучая его к ансамблевой игре, слушая и слыша фортепиано. Далее следуют “Вокализы” № 4 и № 5 и упражнения на целые в комбинации с половинными длительностями.
Следующая страница отводится упражнениям с № 1 по № 9. В этих упражнениях предлагаются различные комбинации длительностей и диапазона си бемоль первой октавы до ноты до 1-й октавы, вырабатывая правильную постановку, дыхание, ощущение инструмента.
15 страница начинает расширение диапазона инструмента с упражнения № 10 вниз от до 1 октавы до соль малой октавы. Этому разделу отводятся упражнения № 10 – № 19.
Для развития гармоничного слуха и выработки метроритма предлагаются “Дуэт” № 1 для 2-х кларнетов и “Пьеса” № 1 для кларнета и фортепиано. Постепенно между упражнениями и пьесами, автор постоянно дает новые штрихи и теоретические понятия штрихов, способы их исполнения на инструменте.
“Дуэты” № 2 и 3 разрабатывают диапазон от ля 1-й октавы до соль малой октавы.
После “Упражнения” № 20 дается аппликатура малой октавы.
Упражнения № 21–24 отрабатывают звукоизвлечения и аппликатуру первой и малой октавы кларнета
Страница № 25 и далее дает примеры пьес и упражнений на длительность восьмушки в сочетании с пройденным диапазоном и отработанных звуков от си бемоль первой октавы до ми малой октавы.
Средняя часть этого раздела предлагает ряд произведений для учащихся, для педагогического репертуара к академическим концертам с фортепиано. Все пьесы выдержаны в среднем регистре и не представляют больного труда для звукоизвлечения и пальцовки.
Раздел II.
Аппликатура второго звена (Вторая октава) Упражнения с применением клапана дуодецимы.
Упражнения № 1–4 отрабатывают у ученика приемы звукоизвлечения от ноты до 2-й октавы до ля второй октавы в чередовании с длительностями четверть, половинка и три четверти.
Упражнения 5–13 посвящены отработке техники звукоизвлечения и аппликатуре с применением штрихов деташе и легато в комбинации с длительностями восьмью, четверть и половинка.
Между упражнениями приводятся примеры пьес для педагогического репертуара кларнета.
Упражнения № 14–21 на дуодецимную аппликатуру и “Дуэт” № 1 для двух инструментов.
Пьесы и упражнения после 21 упражнения дают возможность закрепить пройденный материал первого и второго раздела на правильное интонирование, развитие постановки, дыхания и расширения диапазона на инструменте, комбинацию штрихов деташе и легато.
Раздел III.
Аппликатура на интервале ля и си первой октавы.
Упражнения № 1–3 разрабатывают навыки звукоизвлечения и освоения ля и си первой октавы.
Далее следует гамма до мажор в 2-е октавы и трезвучие.
Вышеперечисленные упражнения закрепляются пьесой “Протяжная” с аккомпанементом.
Следующая страница пособия дает материал для отработки интервала си бемоль и до второй октавы. После двух упражнений идет гамма фа мажор до квинтового звука до, 3/4 октавы и трезвучие. Упражнения № 5–7 способствуют закреплению навыков данного раздела. Упражнения 8–9 для освоения триолей.
Упражнения 10–14 на разные виды длительностей, триоли, четверть с точкой, восьмые, четверти целая и половинная в сочетании со штрихом деташе и легато.
Начиная с упражнения № 15, разрабатывается новая длительность – шестнадцатая.
С этого момента упражнения усложняются технически, включая в себя все аспекты музицирования на кларнете начального периода. Диапазон используемых нот от ми малой октавы до ноты до 3-й октавы. Детально прорабатываются различные варианты длительностей в их сочетании друг с другом, не забываются и штрихи в различных комбинациях. Этому разделу “Пособия” уделяется место с 15 до 31 упражнения.
32 упражнение и далее разрабатывает синкопу, уделяя этой метроритмической структуре ряд упражнений с 32 по 38 номер. “Гавот” как бы подводит черту данного учебного пособия, подытоживая весь материал I и III раздела.
Заканчивается “Азбука кларнетиста” ансамблями для трех кларнетов, напоминая о том, что данный инструмент является оркестровым, ансамблевым.
Показывая преемственность отечественной школы игры на кларнете, В.Гетман на последней странице пособия особо выделяет упражнения С.В. Розанова для протяжных звуков в трех вариантах. Завершается учебное пособие примерами гамм до 3-х знаков в ключе. К каждой гамме прилагается трезвучие.
Обобщая обзор рассмотренных учебных пособий, хочется отметить, что отечественная педагогическая мысль постоянно в поиске и работе. На вооружение преподавателей берется все новое, классическое, методически опробованное и внедренное в практику работы ДМШ.
Из работы И. Галкина и В. Гетмана на мой субъективный взгляд более удобным и приемлемым учебным пособием является “Азбука кларнетиста” В. Гетмана. Сразу видно, что автор опытный и творчески думающий педагог, за плечами которого большой опыт преподавания кларнета в ДМШ и, особенно, в начальных классах. Именно для самых юных кларнетистов рассчитан учебник.
Конечно, нельзя в педагогической практике использовать только одно или два пособия. Каждый преподаватель должен знать, уметь и использовать разные Школы игры на кларнете различных авторов и брать на вооружение в своей работе самое лучшее, что есть в мировой практике для обучения и воспитания кларнетиста, как будущего солиста, ансамблиста и оркестранта. Все это должно происходить в тесной увязке с теоретическими дисциплинами, предусмотренными учебными планами ДМШ.
Сравнивая вышерассмотренные Школы, видно, что они дополняют друг друга, расширяя возможности преподавания строить учебный процесс так, чтобы максимально иметь возможность воздействовать на ученика для приобретения им всех необходимых навыков игры на кларнете, развивая традиции инструментального исполнительства, опираясь на художественный материал композиторов русско-советской школы и лучших образцов зарубежных композиторов.
Использованная литература:
- Ю.Усов “МУЗЫКА”, М 1975 г.
- ДГВИ. “Сборник статей” “Вопросы истории, теории и методики обучения игре на духовых инструментах”. Выпуск второй, Владивосток 1999 г.
- В.Я. Колин “Учебное пособие” “Взгляды на исполнительское дыхание музыканта-духовика в советской методической литературе”, Владивосток 1990 г.
- В.Я.Колин “Основные этапы развития отечественного кларнетного исполнительства и педагогики”, Владивосток 1993 г.
- С.В. Розанов “Школа игры на кларнете”.
- Б. Диков “Школа игры на кларнете”.
- И. Галкин “Юный кларнетист” пособие для 1–5 классов ДУШ, тетрадь 1-я, Ленинград 1990 г.
- В. Гетман “Азбука кларнетиста” методическое пособие для начинающих, Москва 1991 г.