Цель:
- Объяснить значение понятий: “правонарушение”, “преступление”.
- Выявить взаимосвязь правонарушения и преступления, и различия этих понятий.
- Воспитание ответственности за свое поведение.
Задача: Создать условия для осмысления темы урока.
Основные понятия: “правонарушение”, “преступление”, “деяния”.
Оборудование: тетрадь, словарик, карточки для индивидуальной работы.
Тип урока: урок – проблема.
Ход урока
I. Мотивация к теме урока:
– Ребята, вспомните, какие права вы имеете?
– Какую роль играют права в жизни человека?
Создание проблемы: (рассказ из жизни).
“В кинотеатре шел очередной фильм. Через полчаса после его начала в зале появилась группа подростков – парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Потом выяснилось, что и бутылку портвейна они успели распить прямо в первом ряду, кто-то из зрителей сбегал к телефону”.
– Зачем кто-то из зрителей сбегал к телефону?
– А, что я не имею право разговаривать? И выпить? Чьи я права нарушаю?
– Продолжение ситуации: “Подозреваемые были задержаны. Надо было видеть их
невинные лица. Чувствовали себя уверенно. Еще не понимали, за что их держат в
инспекции по делам несовершеннолетних. Вдруг осознали, что лейтенант составляет
протокол. Вздрогнули от слов “административное нарушение”. Никак не могли
понять, за что же их привлекают к административной ответственности. Заговорили:
“Ну выпили – а что, нельзя?” , “Ну погалдели – а вы балдеть не любите?”,
“Пошумели? Так ведь фильм неинтересный”.
– Так что такое право? (Взаимосвязанные между собой нормы или правила поведения,
которые надо исполнять, иначе придется нести ответственность.)
– Так чьи права были нарушены в данном случае?
Вывод: Когда человек нарушает какую-то особую норму поведения, принятую в обществе, то это совершается правонарушение. Эта норма обязательно записана в законе. И действия милиции по отношению к разгулявшимся подросткам были законны.
II. Работа в тетрадях:
– Записывается число и тема урока.
– Под диктовку определение: “правонарушение – это антиобщественное деяние,
причиняющее вред обществу и караемое по закону”.
III. Упражнения в определении: какие, предлагаемые действия, можно отнести к правонарушениям, какие – к правам:
– ходить босиком по траве, – сорить в общественном месте, – распивать алкогольные напитки, – зарабатывать много денег, – смотреть видеофильмы, |
– грубить, – ловить рыбу, – курить, – сплетничать, – жадничать. |
IV. Беседа по решению проблемы урока:
– Но только ли права имеет подросток, проживая в обществе? (Совершая любой
поступок, нужно помнить об ответственности, которая может наступить после
этого.)
– Ваши ассоциации со словом “ответственность”.
Таким образом, мы выяснили, что ответственность – это обязанность людей отвечать за свои поступки. Приведите примеры подобных неблагонамеренных поступков (правонарушений), за которые придется нести ответственность?
Но следует отличать просто проступки (правонарушения) человека от преступлений. А кто защищает права граждан? Кто устанавливает правопорядок? По ходу беседы на доске появляется схема:
Ученые-правоведы утверждают, что эти понятия (порядок, законность) тесно связаны между собой. Докажите правильность подобного утверждения.
Вывод по проблеме: Правонарушения совершаются тогда, когда человек нарушает какую-то особую норму, принятую в обществе. И эта норма обязательно записана, зафиксирована в законе. Нарушение закона влечет за собой ответственность. А те правонарушения, которые имеют значительно большую общественную опасность, это уже преступление. Преступление – это деяние, отличающееся особой опасностью для общества. И эта опасность определена законом. Такие деяния отделили от всех остальных и поместили в Уголовный кодекс под названием “преступления”. И в этом законе за такие деяния предусмотрены наказания.
– Что означает слово “деяние”? (действие и бездействие).
– Какого рода бездействие может стать преступлением?
V. Работа по карточкам. Чтение и осмысление прочитанного текста с последующим обсуждением:
1 – Преступлением считаются деяния, представляющие опасность для личности, общества, государства. Однако распитие спиртных напитков тоже опасно. Но оно включено в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в перечень преступлений не входит. Значит, преступление – это деяние, отличающееся особой опасностью для общества. И эта опасность определена законом. Такие деяния отделили от всех остальных и поместили в Уголовный кодекс под названием “преступления”. И в этом законе за такие деяния предусмотрены наказания.
2 – Преступление – это деяние, совершенное виновно. То есть деяние будет считаться преступлением, если будет установлена вина совершившего это деяние. Таким образом, преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
VI. Релаксационная пауза.
VII. Работа в тетрадях:
– Списать определение слову “преступление” из карточки:
Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
VIII. Работа в словариках:
– записать и запомнить написание слов “деяние”, “правонарушение”,
“преступление”.
– Где чаще всего можно встретить эти слова? Знать объяснение значения этих слов.
IX. Упражнение на закрепление: Записать в один столбик действия, которые на ваш взгляд являются правонарушением, а в другой столбик, какие действия – преступлением.
– Угон автомобиля;
– вымогательство денег;
– кража личного имущества;
– Переход улицы на запрещающий сигнал светофора;
– Торговля с рук в неустановленных местах;
– распитие спиртных напитков в общественных местах;
– кража;
– Ловля рыбы в запрещенном месте;
– нарушение правил пожарной безопасности.
X. Рефлексия урока: Как мы решили проблему урока?
Какой этап урока понравился и почему?
Что такое правонарушение?, Преступление?