Свойства алюминия

Разделы: Химия


Основным подходом к изучению содержания урока можно назвать опытно-экспериментальный. При изучения нового содержания применялись следующие формы: фронтальная при изучении положения алюминия в ПС (метод – эвристическая беседа), парная и групповая при изучении основных физических и химических свойств алюминия (метод – частично – поисковый). При закреплении нового содержания предлагается использовать индивидуальные задания в тестовой форме. Проверку тестов рационально проводить в послеурочное время с помощью учеников – консультантов. Домашнее задание включает в себя как репродуктивные упражнения по сборнику задач и упражнений, так и творческие по желанию учащихся.

Цели урока:

  • Личностные: создать условия для развития коммуникативных умений учащихся, проявления активности и самостоятельности при изучении нового материала и при выполнении индивидуальных заданий, культуры химического эксперимента.
  • Метапредметные: создать условия для формирования умений описывать, анализировать, сравнивать объекты, для развития умений учащихся систематизировать и представлять информацию в виде таблиц.
  • Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию совместно с преподавателем темы и целей урока; организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению наиболее существенных физических и химических свойств алюминия на основании положения элемента в ПС, а также направлений использования алюминия в быту и промышленности.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и умений.

Структура урока:

Основные дидактические задачи Формы организации деятельности учащихся Методы и приёмы обучения Средства обучения
1) организационный этап (1 мин.)
Обеспечить условия для быстрого включения учащихся в образовательный процесс      
2) актуализация и целеполагание (8 мин.)
Обеспечить мотивацию и принятие целей урока учащимися, актуализировать зависимость свойств химического элемента от его положения в ПС и ряду активности металлов фронтальная Приём «чёрный ящик», метод – беседа ПК, проектор, ПС, доска, ряд активности металлов
3) усвоение новых знаний и умений (23 мин.)
Создать условия для усвоения важнейших физических и химических свойств алюминия и определения направлений использования алюминия в быту и промышленности Парная, групповая, фронтальная Частично-поисковый, описание объекта, лабораторные опыты Оборудование и реактивы для учащихся, раздаточный материал, инструкционные карты, учебник
4) первичная проверка понимания изученного (10 мин.)
Обеспечить выявление пробелов и неверных представлений Фронтальная, индивидуальная Выполнение заданий Задания для самостоятельной работы, ПК, проектор, тетрадь
5) подведение итогов урока и информация о домашнем задании (3 мин.)
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания фронтальная   Учебник. сборник задач и упражнений по химии

Ход урока

Этап 1. Организационный.

Учитель приветствует учащихся и осуществляет проверку готовности к уроку.

Этап 2. Актуализация знаний и целеполагание.

На этом уроке мы продолжим изучать тему «Металлы». В этом «чёрном ящике» спрятан металл, имеющий прямое отношение к уроку. Чтобы догадаться, о каком металле идёт речь, взгляните на экран и определите, что объединяет эти два изображения? (На слайде самолёт и кастрюля). Верно, алюминий; откроем наш ящик (вынимаем алюминиевую фольгу). Все эти предметы сделаны из алюминия, а почему – вы ответите в течение урока. Ответьте на вопросы:

  1. К каким металлам относится алюминий – к активным или неактивным?
  2. По какой теме нужно провести исследование, чтобы ответить на этот вопрос?
  3. Какие свойства алюминия необходимо исследовать?
  4. Зачем необходимо знать свойства алюминия?
  5. Как сформулировать тему и цель нашего урока?

На слайде появляется тема урока и цели для учащихся по мере того, как сами учащиеся их сформулируют:

Тема урока: Свойства алюминия.

Цель:

  • исследовать физические свойства алюминия;
  • исследовать химические свойства алюминия;
  • рассмотреть применение алюминия в быту и в промышленности.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Свойства элементов зависят от их положения в ПС. Дайте характеристику алюминия по плану (план дан на слайде):

  • химический знак;
  • порядковый номер;
  • заряд ядра;
  • количество электронов на внешнем электронном уровне;
  • сравните металличность алюминия с его соседями по периоду – магнием и кремнием.

Этап 3. Усвоение новых знаний и умений.

Парная работа по изучению физических свойств алюминия. Учащимся раздаются пластины алюминия, они изучают физические свойства алюминия и заполняют в тетради таблицу, приведённую на слайде, используя для заполнения некоторых граф материал учебника «Химия- 9» под ред. П.А. Оржековского, стр 138

цвет блеск пластичность Т плавления плотность электро- и теплопроводность
           

Какие физические свойства алюминия используют люди для создания этих вещей? (учитель демонстрирует зеркало, проволоку, слайд с изображением самолёта,фольгу, краску- серебрянку).

Групповая работа по изучению нового материала. Класс разделить на одноуровневые группы по 4 человека для изучения химических свойств алюминия. Для каждой группывыдать инструкционную карту (Приложение 1). После выполнения данной работыодин представитель от группы отчитывается перед всем классом по плану (записан наслайде), а остальные учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь:

План:

  • название опыта;
  • цель;
  • наблюдение;
  • уравнение.
  • как используется данное химическое свойство алюминия.

Считаю целесообразным одноуровневое деление на группы, так как опытыиуравнения весьма неравноценны; мотивированные дети в одной группе смогутбыстро разобраться в трудном материале и предоставить готовые результатывсем остальным, таким образом можно сэкономить время. А «слабые» ученикиполучат больше внимания педагога и смогут тоже отчитаться о своей работенаравне со всеми.

Этап 4. Первичная проверка понимания изученного.

Задание 1 (записано на доске, ученики поочерёдно выходят к доске и выполняют задания). Вставить пропуски и расставить коэффициенты:

  • Al + … —> AlCl3
  • Al + … —> Al(OH)3 + …
  • Al + … —> Al2(SO4)2 + H2
  • Al + … —> KAl(OH)4 + …

Задание 2 (выполняется в тестовой форме, правильность выполнения проверяют после урока консультанты – ученики, получившие отличные оценки на уроке; оценки выставляются по количеству правильно выполненных заданий) Приложение 2.

Этап 5. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании.

Учитель даёт общую оценку работы класса на уроке, особое внимание обращая на самых активных учеников, учеников, первыми выполнивших задания, слаженность работы в группе, выставляет оценки.

Д/з: изучить §27, №274 по сборнику задач и упражнений под ред. П.А. Оржековского, творческое задания по группам (формируются по желанию учащихся):

  • подобрать занимательные истории об алюминии;
  • разыскать версии происхождения слова «алюминий»;
  • найти и выписать названия бытовых предметов из алюминия.