Тема урока: Непроверяемые орфограммы в корне слова. (Обобщение знаний).
Задачи урока:
- Упражнять в выборе гласных, проверяемых и непроверяемых ударением.
- Формировать умение работать с орфографическими и толковыми словарями.
- Формировать информационно - коммуникативную компетентность.
- Воспитание уважения к ветеранам войны.
Оборудование:
- карточки с заданием по группам
- фотоматериалы школьного музея " Боевой славы " (рисунок 11)
- фотографии ветеранов музея (рисунки 12,13,14,15,16)
- аудиокассета с песней " Не стареют душой ветераны "
Ход урока
1. Оргмомент
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Минутка чистописания.
Сегодня на уроке вы сами придумаете минутку чистописания,
- Назвать букву, которая обозначает глухой, парный звонкому звуку (д).(Буква т). Назвать букву, обозначающую непарный звонкий (р). (Буква р).,
Назвать букву, следующую за буквой М. (Буква Н)
- Что объединяет эти буквы? (сходство по написанию) ТРН
3. Актуализация знаний.
Сейчас вы откроете тему нашего урока, если правильно выполните задание.
Перед вами слова БИБЛИОТЕКА, КАРАНДАШ, МЕДВЕДИЦА
- Назвать 4 слог в слове библиотека
- 2 слог в слове карандаш
- 2 слог в слове медведица
Получилось слово ВЕТЕРАН
- Кто такой ветеран? (старый опытный воин)
- Где можно узнать точное определение слова? (в толковом словаре)
На доске написаны слова:
ВЕТЕРАН ВЕТЕРАНСКИЙ ВЕТЕРАНСТВО
- Докажите, что эти слова однокоренные?
- Как образуются однокоренные слова
- Разобрать по составу.
4. Работа в группах. (Умение работать с разными видами словарей)
Ветераны войны имели определенные воинские звания.
1. Ваша задача. Вставить в словах пропущенную орфограмму.
На что вы опирались при выполнении задания?
Карточка с заданием.
Г: РОЙ, ОФ:ЦЕР, Л..ЙТ:НАНТ, М:ЙОР, П:ЛКОВНИК, Г:Н:РАЛ, С:ЛДАТ.
2. Дать определение выделенному слову.
1 гр. ЛЕЙТЕНАНТ (рисунок1)
2 ГР. МАЙОР (рисунок2)
3 ГР. ПОЛКОВНИК (рисунок3)
4 ГР. ГЕНЕРАЛ (рисунки 4,5)
5. Обобщение материала
1. На доске даты: 1941 1945 2010
-Что вы знаете об этих датах?
- За что сражались наши ветераны? (за освобождение нашей Родину)
2. Работа с учебником.
1. Что такое Родина вы узнаете, выполнив упр. №7 стр. 46 (Работа в парах).
2. Выписать в 2 столбика слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной.
Каким алгоритмом вы пользовались?
6. Презентация "Ветераны нашего музея "
Как люди сохраняют память о героях войны, ветеранах войны?
(создают музеи, пишут книги, устанавливают памятники)
На экране музеи ВОВ (рисунки 6,7,8,9,10,)
- Как называется наш школьный музей?
(музей Боевой Славы 3 гвардейского Сталинградского механизированного
корпуса) (рисунки 11,12)
Расскажите, с кем из ветеранов нашего музея вы знакомы? Как вы с ними познакомились? (брали у них интервью)
- Что вы узнали об их боевых подвигах?
(на экране портреты ветеранов, рассказать об их боевых подвигах )
Семичаевский М.А. - участник Сталинградской битвы (рисунок 13).
С первых дней ВОВ
- в Красной Армии. В 1942 - 1945 г.г. служил в 3 гвардейском Сталинградском механизированном корпусе, участвовал в сражениях под Сталинградом, на Курской дуге под Прохоровкой и на правобережье Днепра, принимал участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики. Гвардии - капитан. Дважды ранен. Награжден боевыми орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалью " За отвагу". В настоящее время доктор исторических наук, профессор.
Орлов Николай Григорьевич (рисунок 14) - родился 18 марта 1922 г. в деревне Сапегино ныне Гагаринского района Смоленской области в крестьянской семье. В 1941 году был Направлен в Минское танковое училище на должность командира курсантского взвода.
В первый бой вступил 23 августа 1942 года. В дальнейшем участвовал в Курской битве,
форсировал Днепр участвовал в освобождении Молдавии. С мая 1944г учился в Военной академии бронетанковых войск. Орлов Н. Г. - почетный председатель Объединенного Совета ветеранов бронетанковых войск и кавалерии и Совета ветеранов 3 гвардейского механизированного Сталинградского корпуса. Генерал - лейтенант, доктор военных наук,
профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя - Трудового Красного Знамени, двумя - Трудового Красного Знамени, двумя - Отечественной войны1 степени, многими медалями.
Поляков Николай Иванович - гвардии полковник в отставке (рисунок 15). Родился 15 октября 1921 года в Москве, на Воробьевых горах. В сентябре 1942 года был призван в армию и направлен в Севастопольское зенитно - артиллерийское училище г. Уфы. В 1943 году
Окончил училище и был направлен на фронт на оборону Сталинграда. Участвовал в освобождении левобережной Украины, в 1944 г в составе 3 гвардейского Сталинградского механизированного корпуса участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики. Награжден орденами " Отечественной войны" 1 степени, 2 орденами
"Красной звезды" и 22 медалями, в том числе за освобождение Сталинграда. Участник Парада на Красной площади в Москве.
ПРОСЛУШИВАНИЕ В ЗАПИСИ песня "Не стареют душой ветераны"
7. Итог урока.
Над какой темой вы работали на уроке?
Как нужно относиться к ветеранам войны?
Какие справочные источники использовали во время работы?
8. Рефлексия. Самооценка учащихся. (Наклеить на конверт треугольник (красный - все получилось отлично, Желтый - все получилось хорошо, зеленый - не все получилось, как хотелось)