Музей М.А. Шолохова

Разделы: Внеклассная работа


3 июня 1985 года к 80-й годовщине со дня рождения писателя был открыт музей М. А. Шолохова в результате большой, кропотливой работы коллектива учителей школы и учащихся всех классов, а также при содействии администрации завода – шефа «Гранит». Поставив перед собой задачу, увековечить память М. А. Шолохова, нашего великого земляка, лауреата Нобелевской премии, следопыты школы по крупицам собирали то, к чему прикасались руки и сердце писателя, что освещалось его мыслью и вдохновением.

Цели и задачи музея: способствовать осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся на традициях народа в духе патриотизма и интернационализма, бережного отношения к памятникам истории, культуры, природы, изучать жизнь, творчество и общественную деятельность М.А. Шолохова, знакомить учащихся и их родителей с творчеством и деятельностью нашего земляка и донского писателя, лауреата Нобелевской премии в области литературы, создавать новые разделы, экспозиции, выставки, пополнять фонды музея экспонатами, вести учет и обеспечить хранение и обработку музейных фондов, проводить экскурсии, лекции, встречи на базе музея, участвовать в конкурсах исследовательских работ района, города, области, России.

Сейчас в экспозиции музея насчитывается более 450 экспонатов. К ним относятся и личные вещи писателя, переданные в дар музею сыном Михаилом Михайловичем, книги, изданные на различных языках во многих странах мира, макет казачьего куреня, выполненный руками учащихся, бюст М. А. Шолохова и многое другое. На стенде «Детство и юность М.А.Шолохова» – копии портретов родителей М.А.Шолохова: Александр Михайловича и Анастасии Даниловны. Отец писателя был из купеческой семьи, он был видным человеком в хуторе, образованным, настоящим интеллигентом, его уважали за простоту, общительность, ум. Мать была дочерью крепостного крестьянина, она отличалась природным умом, чутким сердцем, сильным характером. Фотография мемориального дома-музея под соломенной крышей в хуторе Кружилинском, где 24 мая 1905 года родился Миша Шолохов. Здание Каргинского начального училища и копия фотографии Шолохова-ученика.

С 1920-1923 г. писатель работал служащим в ревкоме станицы Каргинской, потом был учителем в начальной школе, в 1921-1922 г. служил продработником на Дону. С 1923 г. стал печататься в газете «Юношеская правда». В том же году напечатан был первый рассказ «Родина». В музеи экспонируются копии титульных листов первых сборников «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» 1925г. Рядом фотография необычного памятника, выполненного скульптором Н.В. Можаевым: на вершине кургана – могучий орёл, раскрывший крылья перед полётом. Под фотографией строки, написанные А.С.Серафимовичем. Он первым отметил в молодости писателя огромный талант, знание жизни, художественности. Серафимович сравнил Шолохова с орликом, таящим недюжинную силу. И его пророчество сбылось. На отдельном стенде помещены рисунки учащихся школы на сюжеты шолоховских рассказов.

Второй и третий стенды посвящены роману «Тихий Дон», показана история его создания. Стенд «В годы рождения эпопеи «Тихий Дон» представлен копиями фотографий прототипов, героев произведения. Вот казак Харлампий Ермаков, его биография легла в основу описания жизни Григория Мелехова. Мы видим фотографии Шолохова того времени, его встречи с читателями, чтение и обсуждение романа. Интерес к произведению подтолкнул учащихся школы на уроках технологии сделать макет казацкого дома – «курения» с пристройками и службами. Дети вылепили фигурки Аксиньи, казаков-донцов, нарисовали иллюстрации к роману. А ещё, в период, когда формировалась экспозиция музея, учащиеся ездили в станицу Вешенскую и привезли оттуда старинные вещи, казачьей утвари: кувшин, чесало, рушник и многое другое.

Стенд – «Роман о партии и народе «Поднятая Целина» посвящён роману о коллективизации «Поднятая Целина», изображающему самые трагические моменты раскулачивания. Мы читаем слова автора «Я писал «Поднятую Целину» по горячим следам в 1930 году, когда ещё были свежи воспоминания о событиях, происходивших в деревне и коренным образом перевернувших её: ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозах».

На стенде «В сражениях за Родину» копии фотографий военных лет. Вот полковник Шолохов среди партизан, вот – в окопах на передовой. Цепкая память художника вбирала всё: и горестный рассказ о жизни людей на оккупированной территории, кипящие ненавистью слова о зверствах фашистов, и повествование о боевых подвигах, мужестве, храбрости русских воинов. На стенде «Они сражались за Родину» копии первых страниц незаконченного романа. Как живые встают перед нами отважный балагур Лопахин, сдержанный и печальный Стрельцов, основательный в делах Звягинцев. Эти герои – люди большой души и высокого благородства. Им свойственны мужество и доблесть, они любят родную землю и защищают её, не щадя своей жизни.

Один из рассказов посвящён рассказу «Судьба человека» (1956 г.) Шолохов написал этот рассказ за несколько дней. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с прототипом Андрея Соколова и появлением в печати «Судьбы человека» прошло десять лет. В биографии Соколова отразилась героическая история страны. Заканчивая рассказ, автор с надеждой пишет: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина». В витринах этого стенда замечательные иллюстрации к произведению «Судьба человека». Собраны фотографии из одноименного фильма С.Бондарчука.

Шолоховские произведения о войне, и словно бы могучая рука художника переносит тебя в то время, ставит рядом с его вымышленными героями, делает участником всех событий, заставляя так же думать, чувствовать, страдать. Столь близкими и дорогими становятся его герои, что невольно переживаешь все, что переживают и они. В целом ряде мастерски нарисованных характеров Шолохов раскрывает благородные свойства и качества людей, нравственную чистоту и духовную мощь народа. Писатель глубоко понимает причину такой самоотверженности. Сила ее — в народном патриотизме. Патриотизм объединил всех, сблизил, заставил отбросить всё личное и руководствоваться во всех поступках, во всех мыслях и чувствах бескорыстным служением Родине.

Экспозиция «Вместе с народом» посвящена главным образом прекрасным чертам характера Михаила Александровича. Хотя он имел огромную славу, Шолохов никогда не разделял людей на классы бедных и богатых, а относился с уважением к тем и другим. Мы читаем его слова, высказанные на втором всесоюзном съезде советских писателей: «О нас, советских писателях, злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и родному народу, которым мы служим своим искусством».

Стенд «Всемирное признание» рассказывает о международной деятельности писателя. Фотографии свидетельствуют о признании творчества Шолохова во всем мире: здесь вручение Нобелевской премии и встреча с читателями Германии, Бельгии, Англии. На церемонии вручения Нобелевской премии в 1965 году писатель сказал: «Искусство обладает могучей силой воздействия на ум и сердце человека, думаю, что художником имеет право называться тот, кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей, на благо человечества». Шолохов всегда напоминал о доле писателя, о его великой ответственности перед народом и временем. Верный заветам Пушкина, Некрасова, Гоголя, Льва Толстова, считал: «Я видел свою задачу как писателя в том, чтобы отдать поклон народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который всегда умел с достоинством отстоять созданное им. Я хотел, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, побуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресс человечества».

На центральной стене музея – красивое панно «Донской край» художницы Ю.И.Царевой. Это огромная картина, на которой изображена казачья станица на берегу Дона. Здесь переплетаются элементы прошлого и новой жизни. На переднем плане колышется ковыль, цветут подсолнухи, выглядывая из-за плетня, кажется, что сейчас выйдет Аксинья или выбежит Мишка – Нахаленок, а по дороге проскачет на лихом коне Григорий Мелехов. Вдали раскинулись просторы донской степи, поспела золотая пшеница, на горизонте возвышается новый элеватор, по реке проносятся быстроходные катера. Слева на крыльце казачьего куреня сидит школьница с книгой Шолохова в руках. А перед панно – бюст писателя.

Есть еще очень необычные экспонаты. Много лет назад шефы нашего музея – заводы «Гранит» и «Прибор» подарили красивые вазы, сделанные по заказу в единственном экземпляре. На одной из них изображены персонажи шолоховских произведений.

Руководит музеем учитель географии – Чекалдина Людмила Александровна. Ее большая просветительская работа отмечена не только многочисленными грамотами и благодарностями, но и наградами. Курируют работу музея директор МБОУ СОШ № 91 Глебездина Марина Петровна и заместитель директора по УВР Маловичко Татьяна Викторовна.

Уникальность музея школы, прежде всего, состоит в том, что в нем сохранено все, что связано с жизнью и творчеством писателя.

Главная задача музея – помочь обучающимся заглянуть в прошлое нашего удивительного человека. Для всех нас – это самый дорогой и любимый писатель. Но великим писателем его считают не только его земляки, но и вся Россия, весь мир. По широте таланта, удивительно точному отражению всех переживаний человеческой души, наиболее важных и переломных событий ХХ века, его, без сомнения, можно назвать первым пером России ХХ века.

За годы работы музей посетили сотни гостей: школьники, ветераны ВОВ, учителя, местные жители, зарубежные гости, о чем в Книге отзывов они оставили записи. Регулярно проводятся встречи с творческой интеллигенцией города.

Школьный музей М. А. Шолохова является центром всей воспитательной работы школы. На базе музея работают: группы лекторов, исследователей творчества писателя, «Гармония», «Милосердие», «Поиск», которые вносят огромный вклад в дело воспитания любви к Родине, к родному краю, уважения к традициям прошлого. Тесная дружба связывает совет музея с областным Фондом М. А. Шолохова, которым долгое время руководил Евгений Александрович Шевченко, главный консультант школьного музея, с дочерью писателя – Светланой Михайловной и внуком Александром Михайловичем, которые руководят Государственным музеем-заповедником М. А. Шолохова.

Активную работу ведет музей с Советом ветеранов м/р, учащимися соседних школ, учреждениями дополнительного образования, музеями города, среди них – музей телефонов компании ЮТК, музей кинологии, музей Водоканала, ГБУ РО «Дирекция государственных природных заказников областного значения», школьной образовательной газетой «Класс!», редакцией энциклопедии Одаренные дети – будущее России, энциклопедией «Плеяда». С 2010 года музей сотрудничает с этнографическим музеем школы станицы Усть-Лабинской Краснодарского края.

Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону № 1295 от 22. 05. 2000г. «О присвоении почетных имен» школе было присвоено имя Шолохова М. А.

На базе музея обучающиеся занимаются научно-исследовательской работой, активно участвуют в краеведческих конференциях районного, городского, областного, ДАНЮИ и Всероссийского уровней, конкурсах экскурсоводов, этнографических фестивалях, шолоховских конференциях. Данная работа отмечена грамотами и дипломами 1-2-3 степени. Проходят политклубы района города. Для многих выпускников работа на базе музея легла в основу их трудовой деятельности.

В 1998 году принимали участие во Всероссийской краеведческой конференции по творчеству М.А.Шолохова в г. Москва и были награждены грамотами. С 2005 года систематически участвуют во
Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги» в г. Москве. Награждены Дипломами 1-2-3 степени. С целью сбора материала была осуществлена поездка в станицу Вешенская – на родину писателя и организована встреча с внуком писателя. Школьному музею были подарены фотографии, книги, фотокопии документов писателя. В ответ группа экскурсантов из школы передали рисунки, поделки, исследовательские работы

В сентябре 2004 г. музею М. А. Шолохова было выдано Свидетельство Министерства Образования РФ № 5236 «О присвоении звания «Школьный музей» за большую поисково-исследовательскую общественно полезную работу, создание интересной композиции и успехи в воспитании учащихся. Музей награжден грамотой оргкомитета ДАНЮИ за высокие достигнутые результаты. Работа музея отражена в СМИ – областной школьной образовательной газете «Класс!», городской газете «Вечерний Ростов», подготовлен сюжет на студии телеканала Дон-ТР.

В музее проводятся уроки (география при изучении регионального компонента Ростовской области, литература, трудовое обучение, музыка, иностранный язык), различные внеклассные мероприятия (конкурсы, классные часы, круглые столы); проводятся писательские десанты. Совет музея ежегодно проводит Дни памяти писателя (21 февраля), шолоховские недели, конкурсы чтецов, шолоховские чтения, читательские конференции. Школьный музей М.А. Шолохова функционирует в полной мере, помогая школьникам представить жизнь и быт казаков, понять культуру наших предков и хранить традиции, передаваяиз поколения в поколение. Благодаря музею нашей школы ребята хранят и берегут частички культуры. И не будь музея, не будь таких неравнодушных к традициям и истории своего народа людей – все это могло бы кануть в небытие…

На своих уроках мы – учителя рассказываем о своих земляках, быте и нравах казачества. Но главное не это. Главное то, что благодаря работе музея, у наших детей появляется интерес к поисковой, исследовательской работе. И – любовь к родному краю. К земле, на которой они родились и где жили наши предки.

Сегодня музей продолжает свою работу, исследовательскую деятельность по изучению творчества М. А. Шолохова, чтобы будущие поколения помнили и гордились нашим прославленным земляком.

Приложение 1