Внеклассное мероприятие по истории

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить учащихся с историей, традициями и культурой развития лицеев в России различных исторических периодов;
  • содействовать формированию у обучающихся чувства дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки, патриотизма, любви к Родине на примерах известных лицеистов прошлого и настоящего;
  • способствовать воспитанию целеустремленности, способности к инновациям и стремлению к совершенствованию своего профессионального и интеллектуального развития, на примерах выдающихся выпускников лицеев.

Форма проведения: фронтальная.

Дидактические средства: презентация, фрагменты из художественного фильма «18 – 14», портреты лицеистов, выдержки из стихов А.С. Пушкина.

Межпредметные связи: литература, культурология, история России.

Сценарий:

1. Вступительное слово педагога

– Тема нашего сегодняшнего мероприятия: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!». У меня к вам вопрос: «А чьи это знакомые нам строки и к кому они обращены?»

  • (Приложение 2) 1-й видеоклип: Царский Указ о создании лицея.
  • (Приложение 1) 2-й слайд: Информация о создании Царского лицея
  • (Приложение 2) 2-й видеоклип: О лицеистах Царскосельского лицея.

2. Выступления обучаемых:

1) Лицей – маленький, 4-х этажный городок. Инспектора гувернеры живут внизу, на 2-м этаже – столовая, больница, конференцзал, третий этаж – учебный, на четвертом – спальня. У каждого лицеиста своя комната, имеющая номер. Лицеисты играли в числа, подписывали письма своими номерами: «№ 14 не согласен с № 13» – означает, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.

2) Подъем был в 6 часов утра, затем молитва, завтрак, уроки – ежедневно по 7. Остальное время – прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам проходило вечернее «танцевание» и «фехтование».

  • (Приложение 2) 3-й видеоклип: Игры лицеистов и встреча с Аракчеевым.

3) В лицее у них было много «первого»: стихи, любовь, разочарования. Но самое главное их достояние – дружба. Они боготворили ее и ставили на первое место. У Пушкина было много друзей, но среди них он отличал Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига, Константина Данзаса и Александра Горчакова.

4) Лицейские уроки отличались достоинством, патриотизмом, любовью к Родине и своему народу, учили жить, видеть окружающий мир и понимать его, ощущать связь времен.

5) В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи. В 1814 году в 13 номере журнала «Вестник Европы» появилось послание «К другу стихотворцу». Под ним стояла подпись: «Александр Н.К.Ш.П.» (согласные его фамилии в обратном порядке). Это было первое напечатанное стихотворение А.С. Пушкина. Талант юноши был признан большинством воспитанников и наставников Лицея. Жанры и темы ранней пушкинской лирики разнообразны: оды, эпиграммы, дружеские послания, поэмы.

  • (Приложение 2) 4-й видеоклип: А.С. Пушкин читает стихи своим друзьям лицеистам.

6) Одним из важнейших впечатлений Пушкина-лицеиста была война 1812 года. Мальчики-лицеисты, охваченные патриотическим воодушевлением, жадно читали послания с фронтов, гордились подвигами соотечественников, скорбели о пожаре Москвы.

«Сыны Бородина, о Кульмские герои!
Я видел как на брань летели ваши строи
Душой восторженной за братьями спешил», –
Писал Пушкин в стихотворении 1815 года.

7) Больше всего о дружбе говорили и писали в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.

8) Подросток Пушкин… Порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, угрюмый, насмешливый, угловатый, изящный. 31 мая 1817 года Пушкин заканчивает Лицей.

«Промчались годы заточенья,
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья,
И Царкосельские поля.

9) Разлука ждет нас у порога
Зовет нас дальний света шум.
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум».

10) Дельвиг сочинил гимн:

«Шесть лет промчалось как мгновенье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шефствуйте, сыны!
Простимся, братья!
Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породила нас!»

11) Директор надел им на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы. Впереди у них была целая жизнь, но никто не забыл Лицей, друзей, отечество.

Педагог: Лицейские уроки учили достоинству, патриотизму, любви к Родине, формировали лучшие качества человека, гражданина, учили видеть окружающий мир и понимать его, ощущать связь времен.
Ответственность перед народом и его судьбой, умение называть вещи своими именами – вот те замечательные качества, которые были присущи лицеистам . Они никогда не прятались от самых сложных вопросов, не отворачивали лица от врагов. Они терпеть не могли лжепатриотизма.
А.С. Пушкин был другом для лицеистов и лицеисты были друзьями для Пушкина. Все они имели чувство личного достоинства и в тоже время чувство уважения к другому, чувство дружбы, родства и братства.
«Береги честь смолоду», – такими словами осенит А.С. Пушкин свое создание – «Капитанскую дочку». И это будет действенный жизненный принцип.

  • (Приложение 1) 3-й слайд: Значение слов «Дружба», «Товарищество», «Уважение друг к другу, к другим людям?», «Патриотизм», «Родина», «Отчизна».

Педагог: Как вы понимаете эти слова?

  • (Приложение 1) 4-й слайд: Так кто же были близкими друзьями Пушкина, и какова их судьба?

Педагог: Вы их видите на слайде, а ответ дадите после просмотра видеоклипа и презентации.

  • (Приложение 2) 5-й видеоклип: Представление друзей Пушкина после окончания лицея (фрагмент фильма «18-14»).
  • (Приложение 1) Слайды 5, 6, 7, 8, 9: Информация о друзьях Пушкина.
  • (Приложение 1) Слайд 4: Педагог: «Итак, назовите, кто изображен на этих портретах?»
  • (Приложение 1) Слайд 11: Игра, где из фраз А.С. Пушкина нужно составить правильную строку и угадать из какого она стихотворения.

1. Свобода и рухнут темницы («Темницы рухнут – и свобода…» – «Во глубине сибирских руд»)
2. Живы сердца чести для пока («Пока сердца для чести живы» – «К Чаадаеву»)
3. Меня усердием перекрестит («С усердием меня перекрестит» – «Сон»)
4. Тропа не к нему зарастет народная («К нему не зарастет народная тропа» – «Памятник»)
5. Русского для слилось сердца («Для сердца русского слилось» – «Евгений Онегин»).

Педагог: Как А.С. Пушкин говорил о себе в своих произведениях?

Учащиеся читают стихи А.С. Пушкина

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа».

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык».

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».

Педагог: Это было 200 лет назад. Рассказывая о лицеистах того времени, мне бы хотелось, чтобы вы не забывали о том, что вы тоже лицеисты – лицеисты нашего славного профессионального лицея № 3, которому в этом году исполняется 90 лет.

  • (Приложение 1) Слайд 13: История создания «Профессионального лицея №3 имени П.М. Непряхина» г. Перми.

Выступления учащихся:

1. 2 декабря 1921 года был издан приказ № 47 по заводу № 172 – пушечный завод Мотовилихи,: « С 7-го числа декабря при заводе открывается школа заводского ученичества для подготовки высококвалифицированных рабочих».

2. С этого времени начинается славная история нашего учебного заведения – сегодня профессионального лицея № 3 имени П.М. Непряхина и его выпускников. В июле 1926 года – состоялся 1-й выпуск.
3. В те годы зарождались и будущие знаменитые династии: Петровы – на Мотовилихинском заводе их было 100, и 32 из них окончили наше учебное заведение, Вагановы, Осколковы, Михайловы, Колпаковы, Хмелинины.
4. В нашем лицее учились замечательные люди, внесшие свой вклад в решение многих проблем в чем-то сходных с прошлыми, имеющими свои особенности, свои проблемы. Но сколько бы ни возникало трудностей на их пути, они преодолевались и достигались намеченные цели.

Сообщения учащихся:

– Среди выпускников нашего лицея много известных и замечательных людей не только в городе, регионе, но и далеко за их пределами.

– Кротов Виктор Васильевич, Герой Социалистического труда, бывший министр энергетического машиностроения СССР.

Климова, Александра Павловна Герой Социалистического труда, «Отличник Государственных трудовых резервов РСФСР", "Заслуженный мастер профессионально-технического образования РСФСР", "Отличник профтехобразования СССР", кавалер "Ордена Трудового Красного Знамени".

  • (Приложение 1) Слайд 15: Портреты Героев Советского Союза, выпускников лицея №3 г. Перми.

Сообщения учащихся:

В годы войны многие подростки, окончившие наше учебное заведение, уходят на фронт, защищать Родину. Среди них и будущие Герои Советского Союза:

Сообщения учащихся:

– Павел Маркович Непряхин – прославленный летчик в майские дни 1945 года Павел Маркович представлен к высшей награде – званию Героя Советского Союза. Светлое имя героя увековечено: профессиональному лицею № 3 города Перми присвоено имя Павла Марковича Непряхина.

– Василий Афанасьевич Полыгалов, артиллерист, стрелок. За личное мужество и героизм Василию Афанасьевичу Полыгалову было присвоено звание Героя Советского Союза.

– Рассохин Леонид Васильевич, летчик, капитан, Герой Советского Союза.

– Пирожков Борис Григорьевич, летчик, Герой Советского Союза.

Сообщения учащихся:

– Высокий патриотизм показывали работники и учащиеся в шефской помощи, как фронту, так и освобождающимся территориям СССР. Об этом свидетельствует приказ, найденный в архиве музея профессионального лицея №3.

Сообщения учащихся:

В наши дни выпускники лицея продолжают славные традиции своих предшественников в различных сферах деятельности:

– Пичкалев Сергей – отличник учебы, Чемпион Российской Федерации по вольной борьбе, лауреат премии рабочей династии Катаргиных, делегат ХIХ съезда ВЛКСМ.

– Бушуев Николай – выпускник 2009 года, единственный обучающийся в системе НПО Пермского края, окончивший лицей с золотой медалью.

– Герасимов Антон, кандидат в олимпийскую сборную России на зимних играх 2014г. в Сочи. Чемпион мира среди юниоров по прыжкам с трамплина в США в г.Чикаго в 2009 году.

– Герасимов Алексей, кандидат в олимпийскую сборную России по прыжкам с трамплина на зимних играх 2014г. в Сочи.

– Каракулов Андрей, победитель краевой олимпиады газоэлектросварщиков, участник Всероссийского конкурса в этой номинации.

Команда нашего лицея, победитель XVII Всероссийского смотра-конкурса поисковых отрядов и музейных объединений «Войди в историю России».

3. Заключительное слово педагога: Нам есть кем гордиться и чем гордиться! И эти лучшие качества человека, гражданина, труженика достойно несет на своих плечах современное поколение выпускников и обучающихся лицея. Хотелось бы, чтобы и ваши годы учебы оставили вам много хороших друзей, заставили задуматься о прошлом, настоящем, будущем.