В настоящее время проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Стремительный рост научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Однако во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
Что же сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приёмов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в современном мире. Задача образования – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск.
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства. Вот что страшно.
В основе педагогической деятельности современного учителя лежат как традиционные, так и современные приёмы, формы и методы обучения и воспитания. Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребёнок сохранит своё видение мира, а значит, и способность к самостоятельным открытиям. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Вначале дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом; затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других; потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования. Начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.
Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего его развития. В отличие от проектирования исследование – всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения.
Дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему их увлечь предметом исследования. Учебное исследование для обучающего – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих « открывателей».
Особенностью проектно-исследовательской
деятельности в начальной школе является то, что
ею могут заниматься как сильные, так и слабые
учащиеся. Ребёнок открывает мир для себя, он сам
выбирает, чем и как он будет заниматься. Здесь
очень важно умело направить естественную
активность ребёнка на развитие новых для него
навыков.
Проектно-исследовательская деятельность
допускает бесконечное движение вглубь.
Исследование – путь воспитания творцов. Любой же
творец нуждается в помощи руководителя.
Конечно же, специфика проектно-исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Цель: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи: обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой исследовательской активности детей; стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Как известно возраст 6-12 лет – очень важный период развития для ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду.
Главное для учителя – увлечь и « заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
С первых дней пребывания детей в школе учитель старается преодолеть обособленность семьи и школы, достичь взаимодействия с родителями, согласовать семейное воспитание со школьным. Успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы является совместная проектно-исследовательская деятельность детей и взрослых, направленная на развитие исследовательских умений.
Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. В данном случае им даётся возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в проектно-исследовательской деятельности. Эта работа оказывается для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребёнку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребёнка и родителей.
Примером такой совместной
проектно-исследовательской деятельности
ребёнка, родителей, учителя может служить
творческий семейный экологический проект
«Топинамбур – самое удивительное и уникальное
растение на Земле?». (Приложение
1)
Для развития творческих способностей
проектно-исследовательская деятельность
предоставляет самый большой простор. Творческие
проекты способны кардинальным образом изменить
представление окружающих об авторе проекта,
поднять его статус в классе, снизить тревожность,
повысить самооценку, не говоря уже о
непосредственном развитии творческих
способностей.
Многообразие типов проектов даёт возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания учащихся в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретённый опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Используемая литература:
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителе и студентов вузов – М.:АРКТИ, 2005.– 112с.
- Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника: «Учебная литература» 2007.
- Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-35, №2 с. 73-78.
- Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59с.
- Каменский А.М. Психологические проблемы учебно-воспитательного процесса. – СПб, 1996. – 94с.
- Интернет-ресурсы.