Занятие по речевому развитию "Золотая осень в гости к нам пришла" (подготовительная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  • продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления;
  • упражнять в подборе определений к существительным: небо, лес, и образовании относительных прилагательных от слова осень;
  • развивать умение оперировать имеющимися знаниями, логическое мышление, зрительное внимание;
  • закреплять умении е детей работать по схемам-алгоритмам;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Материал:мольберт, мнемотаблица «Осень», картина М.Г.Пишванова «Осень», яблоки в корзине.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин на тему «Осень», «Ранняя  осень», «Поздняя осень», «Отлет птиц», чтение стихотворения Е.Трутневой «Осень»; заучивание стихотворения К.Д.Бальмонта.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит аудиозапись «Времена года. Осень» П.И.Чайковского.
Воспитатель в костюме осени входит в группу.

Воспитатель.

Несу я урожаи.
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю.
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елок….
Кт я?..

Воспитатель. Молодцы, ребята, разу меня узнали. Скажите, пожалуйста, какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель:Представьте себе, что вы находитесь в осеннем лесу. Представили?Какие признаки осени вы можете назвать?

Воспитатель:Молодцы, много осенних явлений знаете. А приметы или пословицы об осени кто может рассказать?

  • В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало сухая.
  • Гром в сентябре – к теплой осени.
  • Октябрьский гром – к белоснежной зиме.
  • Весна красна цветами, а осень – пирогами.
  • Осень идет и дождь за собой везет.
  • Осень всех наградила и все загубила.

Воспитатель: Почему так говорят об осени: «Всех наградила и все загубила?»

Воспитатель: Поиграем в игру «Художница – осень».

Осень длинной тонной кистью
Перекрашивает листья –
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно,
Листьев нет,
Лишь ветки видно…

Воспитатель: Но мой листочек-дружочек остался (вынимает осенний листок) и предлагает вам рассмотреть картину.

  • Какое время года изображено на картине?
  • Докажите, что осень, а не другое время года.
  • Какими словами можно описать осеннее небо?
  • Какими словами можно описать осенний лес?
  • Что делают дети в осеннем лесу?

Воспитатель:Дети, изображенные на картине, так же любят природу, как и вы. Они пришли в осенний лес полюбоваться ее красотой.

  • Что интересно они увидели в осеннем лесу?
  • Как вы думаете, какое настроение у детей?
  • Как бы вы, ребята, назвали эту картину?

Воспитатель:Художник назвал ее просто «Осень».

Воспитатель:Ребята, еще раз внимательно рассмотрите картину, подумайте и составьте рассказ. Будьте внимательны и не повторяйтесь. Если кому-то трудно эт сделать, то листочек-дружочек приготовил для вас схему.

Воспитатель:Кто желает составить рассказ?

  • 1 ребенок
  • 3 ребенка  – начало, завязка, кульминация
  • 1 ребенок

Воспитатель:  Очень интересные рассказы по картине вы, ребята, составили. Предлагаю поиграть в игру «Словечко».

– Скажите, небо осенью какое? (Осеннее)

  • Дождь осенью …
  • Погода осенью …
  • День осенью …
  • Утро осенью …

– Скажите, пожалуйста, каким может быть

  • осеннее утро,
  • осеннее небо,
  • осенний день,
  • осенняя погода

Воспитатель:Вы умные и любознательны ребята. За это щедрая осень дарит вам свое угощение.

Воспитатель угощает ребят яблоками.

Литература:

  1. «Учимся по сказке» Т.В.Большева;
  2. «Развитие речи в детском саду» А.В.Аджи;
  3. «Круглый год»;
  4. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию С.Д.Ермолаевой.