Программное содержание.
- продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления;
- упражнять в подборе определений к существительным: небо, лес, и образовании относительных прилагательных от слова осень;
- развивать умение оперировать имеющимися знаниями, логическое мышление, зрительное внимание;
- закреплять умении е детей работать по схемам-алгоритмам;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Материал:мольберт, мнемотаблица «Осень», картина М.Г.Пишванова «Осень», яблоки в корзине.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин на тему «Осень», «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Отлет птиц», чтение стихотворения Е.Трутневой «Осень»; заучивание стихотворения К.Д.Бальмонта.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит аудиозапись «Времена года. Осень»
П.И.Чайковского.
Воспитатель в костюме осени входит в группу.
Воспитатель.
Несу я урожаи.
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю.
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елок….
Кт я?..
Воспитатель. Молодцы, ребята, разу меня узнали. Скажите, пожалуйста, какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель:Представьте себе, что вы находитесь в осеннем лесу. Представили?Какие признаки осени вы можете назвать?
Воспитатель:Молодцы, много осенних явлений знаете. А приметы или пословицы об осени кто может рассказать?
- В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало сухая.
- Гром в сентябре – к теплой осени.
- Октябрьский гром – к белоснежной зиме.
- Весна красна цветами, а осень – пирогами.
- Осень идет и дождь за собой везет.
- Осень всех наградила и все загубила.
Воспитатель: Почему так говорят об осени: «Всех наградила и все загубила?»
Воспитатель: Поиграем в игру «Художница – осень».
Осень длинной тонной кистью
Перекрашивает листья –
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно,
Листьев нет,
Лишь ветки видно…
Воспитатель: Но мой листочек-дружочек остался (вынимает осенний листок) и предлагает вам рассмотреть картину.
- Какое время года изображено на картине?
- Докажите, что осень, а не другое время года.
- Какими словами можно описать осеннее небо?
- Какими словами можно описать осенний лес?
- Что делают дети в осеннем лесу?
Воспитатель:Дети, изображенные на картине, так же любят природу, как и вы. Они пришли в осенний лес полюбоваться ее красотой.
- Что интересно они увидели в осеннем лесу?
- Как вы думаете, какое настроение у детей?
- Как бы вы, ребята, назвали эту картину?
Воспитатель:Художник назвал ее просто «Осень».
Воспитатель:Ребята, еще раз внимательно рассмотрите картину, подумайте и составьте рассказ. Будьте внимательны и не повторяйтесь. Если кому-то трудно эт сделать, то листочек-дружочек приготовил для вас схему.
Воспитатель:Кто желает составить рассказ?
- 1 ребенок
- 3 ребенка – начало, завязка, кульминация
- 1 ребенок
Воспитатель: Очень интересные рассказы по картине вы, ребята, составили. Предлагаю поиграть в игру «Словечко».
– Скажите, небо осенью какое? (Осеннее)
- Дождь осенью …
- Погода осенью …
- День осенью …
- Утро осенью …
– Скажите, пожалуйста, каким может быть
- осеннее утро,
- осеннее небо,
- осенний день,
- осенняя погода
Воспитатель:Вы умные и любознательны ребята. За это щедрая осень дарит вам свое угощение.
Воспитатель угощает ребят яблоками.
Литература:
- «Учимся по сказке» Т.В.Большева;
- «Развитие речи в детском саду» А.В.Аджи;
- «Круглый год»;
- Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию С.Д.Ермолаевой.