Урок "Окружающий мир" по теме "О чем рассказывают вещи"

Разделы: Начальная школа


В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования второго поколения цель изучения курса “Окружающий мир” состоит в том, что школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе, обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

На данном уроке происходит активизация учебной деятельности школьников. Через различные методические приемы: фронтальную, самостоятельную работу, моделирование, работу в парах и группах, учащиеся учатся добывать знания из различных источников, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают имеющиеся и полученные знания, применять их на практике. Разработка урока содержит материал по актуализации знаний учащихся о старинных предметах быта; освоение культурных ценностей, о времени. Урок построен на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал.

Цель: Познакомить детей с историей вещей времен Московской Руси.

Задачи урока: Образовательные:

  • освоить мир вещей времен Московской Руси;
  • познакомиться с технологией изготовления вещей (“рождение” рубахи), с “сарафанным” и “поневным” комплексами;
  • научить распознавать и называть отдельные части комплексов;
  • устанавливать межпредметные связи;
  • научить применять солярные знаки для росписи сарафанов;
  • иметь представление о внешнем виде предков.

Развивающие:

  • продолжать развитие речи, словарного запаса учащихся, умение анализировать;
  • развивать внимание и память, воображение;
  • развивать положительную мотивацию.

Воспитательные:

  • воспитание любви к истории отечества, к народному творчеству;
  • освоение культурных ценностей русского народа.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация PowerPoint “О чем могут рассказать вещи”, народные костюмы, рисунок “Печь”, уголок с предметами быта “В избе” (сундучок, самовар, ложка, метла, горшок, решето, ковш, ухват), раздаточный материал для учащихся (бумажные куклы, сарафаны, поневы, ткань, ножницы), репродукция картины А. М. Васнецова “В горнице древнерусского дома Московских времен”.

Ход урока

1. Организационный момент (мотивация учащихся).

Презентация. Слайд 1.

– Тема сегодняшнего урока – “О чем могут рассказать вещи”. Мы будем говорить не о современных, знакомых нам вещах, а о вещах старинных.
– Кто может сказать, как называлась наша страна в древности? (Русь.)
– Есть у Ивана Никитина стихотворение “Русь”
–Когда будет звучать стихотворение, вы можете полюбоваться красотами нашей Родины

Слайд 2–4.

Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей зеленеется
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят великанами
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

2. Актуализация знаний уч-ся.

– Какая она такая – великая Русь?
– Как она жила прежде, обувалась-одевалась, бедовала и радовалась?
– Представьте, что вы – жители Московской Руси 15–16 века

(≈ 6веков назад).

–Давайте войдем в горницу дома тех времен

Слайд 5.

– Посмотрите, какая красивая комната! Сколько в ней разных нужных в хозяйстве предметов! Как все удобно и уютно устроено. Таким показал нам древнерусский дом художник Аполлинарий Михайлович Васнецов. Так жили бояре при царе Иване Грозном. Картина называется “В горнице древнерусского дома Московских времен”

– А как жили на Руси простые люди, крестьяне?

Слайд 6.

(Комментарии к слайдам о печи и “красном углу” избы.)

– Чтобы вам лучше представить обстановку тех далеких времен, я решила “построить” печь в вашем классе.
– Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
– И накрыла скатертью стол. А вам я предлагаю заполнить этот уголок теми предметами, которые должны стоять на столе и у печки на Руси. (Ставится сундук, из него достаются карточки с загадками.)

– Стоит толстячок
Подбоченивши бочок
Шипит и кипит
Всем чай пить велит. (Самовар.)

(Ставится на стол самовар.)

– Маленький черпачок
Красненький колпачок
Три раза в день берется
И опять на место кладется. (Ложка.)

(Кладется на стол ложка.)

– Скручена, связана,
На кол насажена
А по улице пляшет. (Метла.)

(Метла ставится к печи.)

– Пляшу по горнице
С работою моею
Чем больше верчусь
Тем больше толстею. (Веретено.)

(Кладется на сундук.)

– Дедко коптел
Много лет терпел
Много душ кормил
А разбился –
Под плетнем очутился. (Горшок.)

(Ставится в печь.)

– Чудо чудом сошлось кругом
Дыр много, а выскочить некуда. (Решето.)

– Утка в море
Хвост на заборе. (Ковш.)

– Рогат, да не бык
Хватает, да не сыт
Людям отдает,
Сам на отдых идет. (Ухват.)

(Ставится к печи.)

– Ну что же, вы отлично постарались, и правильно определили место для каждого предмета крестьянского быта. За это время, я думаю, вы прониклись духом Московской Руси, имеете представление о том, как жили простые люди на Руси и легко сможете выполнить следующее задание:

Слайд 7.

– Выберете из множества предметов те, предметы, которые использовали на Руси.
– Назовите те, которые остались.
– Мы побывали в жилище того времени, имеем представление о том, какие вещи окружали людей.

3. Объяснение нового материала.

– А как же одевались на Руси?
– Может кто-либо назовет самый древний предмет одежды на Руси? (Предполагаемые ответы.)

Слайд 8.

(Идет загадка.)

– Как думаете, от какого слова происходит слово “рубаха”? (Текст слайда.)
– Как же появилась рубаха? (Идет практический показ выкройки рубахи из куска ткани.)
– Представить эту картину можно примерно так: берет хозяйка кусок ткани, перегибает его пополам, вырезает отверстие для головы, подпоясывает веревкой-поясом – вот и рубаха!
– А как думаете, кто носил на Руси рубахи? (Предполагаемые ответы.) (Мужчины.)
– Только бедные носили холщевую рубаху, а кто богаче – шелковую. (Показ слайда.)

Слайд 9.

– Рубаху обязательно подпоясывали. Простые люди – шнурком, богатые – ремнем. Пояс-ремень – знак хозяина, воина, настоящего мужчины.
– А сейчас я вам предлагаю подумать. (Текст слайда.)

Слайд 10.

– На какое слово похоже слово порты? (Просторечное слово “портки”.)
– Вывод: а на Руси это слово обозначало любую одежду или кусок ткани.
– Рубаха и порты – то, что носили мужчины на Руси.

4. Физкультминутка.

Стоит толстячок
Подбоченивши бочок. (Руки в боки.)
И шипит (ш-ш-ш),
И пыхтит (пых-пых),
Очень сильно так кипит. (Буль-буль.)
Носом в стороны вертит, (Повороты головы влево, вправо.)
Чаем угостить спешит.
Как раздаст он теплоту,
Ощущает пустоту. (Вдох-выдох.)

– А сейчас вам будет интересно узнать, что рубахи носили и женщины. Рубаха – основа женского костюма. (Показ слайда.)

Слайд 11.

– На севере Руси состоит из рубахи и сарафана. (Показ “сарафанного” комплекса.)
– На юге Руси состоит из рубахи, поневы, передника, нагрудника распашного. (Показ “поневного” комплекса.)
– Рубаху носили с незапамятных времен – это подтверждается множеством поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда. По обычаю, парни и девушки до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.
– Вы, наверное обратили внимание на особые узоры на одежде – это вышивка. Узоры были не только на одежде. Вырезаны и нарисованы на орудиях труда и домашней утвари, красуются на наличниках и воротах домов.
– А для чего люди украшали свою одежду? (Предполагаемые ответы.)
– Но не только для красоты, узоры – это обереги. Обереги должны уберечь человека от болезни, горя, ранней смерти, бедности.
– Это не просто линии и фигурки, а знаки, символы. Они говорят о стихиях природы.
– Узнаем стихии природы, отгадав загадки.

Слайд 12.

(Чтение пословицы.)

– Давайте посмотрим, какими знаками обозначаются эти стихии. Будьте очень внимательны, эти знаки понадобятся нам в дальнейшей работе.

Слайд 13–16.

5. Практическая деятельность учеников.

После показа сообщаю задание.

– А сейчас вам предстоит на практике нарядить куклу в сарафанный и поневный костюм, используя знаки-обереги.

Дети расписывают детали костюма красками

Слайд 17.

– Куклы одеты, но в костюмах чего-то не хватает. Конечно, головных уборов. Какие головные уборы носили девушки, женщины на Руси?

Слайд 18–19.

Проверка и оценивание работ учащихся.

– А какую обувь носили на Руси?

Слайд 20–21.

6. Вывод по уроку. Рефлексия

– Вот мы и закончили путешествие по Московской Руси, а помогали нам в нем старинные вещи.
– Какой момент урока запомнили больше всего? Какой комплекс, северный или южный, понравился больше?
– Какие названия запомнились?
– В заключении урока хочу представит вашему вниманию Белгородский народный костюм. Такими были наши предки. Тем более, что мы с вами побывали недавно на выставке Белгородского государственного музея народной культуры.

Слайд 22–23.

7. Домашнее задание.

Страница 114–116. Повторить.

Дополнительное задание. Страница 118 (О трапезе).

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: – текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011.
  2. Рабочая программа Н .Ф. Виноградовой. Г.С. Калиновой – М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Учебник “Окружающий мир”. Автор: Виноградова Н.Ф., “Вентана-Граф” 2009.
  4. М. Семенова, “Мы – славяне”.