Итоговый урок-конференция по обществознанию "Взгляд в будущее"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

  • Образовательные: Обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения, повысить уровень осмысления старшеклассниками глобальных проблем, актуализировать их знания по истории, экологии, другим предметам.
  • Развивающие: закрепить навыки и умения: работы с письменными источниками, работы в группах, сбора, анализа и обобщения информации по теме урока, устанавливать причинно-следственные связи, развивать коммуникативные способности, кратко излагать свои мысли.
  • Воспитательные: обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем, формирование гражданско-общественной позиции, акцентировать внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: урок-конференция

Основные понятия: интеграция, глобализация, глобальные проблемы и их классификация, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз, альтернативистика.

Оборудование: мультипроектор, презентация, раздаточный материал.

Подготовительный этап: Класс делится на группы, каждая из которых собирает, анализирует и синтезирует материал по одной из проблем:

  • экологи
  • политики
  • экономисты
  • философы
  • экспертная группа

План изучения новой темы:

  1. Вводно-мотивационный этап: вступительное слово учителя, просмотр инсценировки,
  2. Постановка проблемы урока.
  3. Глобальные проблемы современного мира: актуализация знаний учащихся в ходе работы с документом и беседы. Выяснение причин, особенностей глобальных проблем, их классификация, вариативность общественного развития.
  4. Выступление аналитических групп по темам:
    • Представители экономистов
    • Представители экологической организации
    • Представители философов
    • Представители политиков
  5. Альтернативные варианты будущего: выступление группы экспертов
  6. Заключительный этап: коллективное обсуждение проблемы, представление образа будущего, подведение итогов урока.

Ход урока

1 слайд: Название урока.

1. Вступительное слово учителя

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с яркого образа того, к чему придет человечество, продолжая идти прежним путем развития. Давайте обратимся к книге современного французского писателя «Зеркало Кассандры». Главная героиня романа попадает в будущее и предстает перед судом потомков.

2 слайд:

Инсценировка суда над Кассандрой

Судья:

- Я объявляю процесс открытым… Вы должны отчитаться перед нами, пред поколениями настоящими и будущими.

Кассандра:

- Я невиновна. Я ничего не сделала.

Судья:

- В этом и состоит проблема – вы ничего не сделали. Для начала дебатов я даю слово прокурору.

Прокурор:

- Спасибо, ваша честь. Я хотел бы привлечь внимание присяжных к важности данного процесса. В лице этой девушки, пришедшей из прошлого, мы судим сегодня все ее поколение. Поколение двухтысячных годов, то, которое впоследствии назовут поколением эгоистов. Они истратили все богатства Земли на сиюминутные удовольствия, не думая о последствиях своих поступков, не заботясь о состоянии планеты, которую они оставят детям.

Судья:

- Слово предоставляется защите.

Адвокат:

- Я прошу снисхождения к моей подзащитной. Она не может отвечать за ошибки, допущенные руководителями ее времени. Она просто жила среди таких же, как она, ничего не осознающих людей. Они были поглощены поиском кратковременных удовольствий.

Прокурор:

- Протестую, ваша честь. То, что защита называет кратковременными удовольствиями, являлось удовлетворением эгоистических потребностей, которые оказались разрушительными. Я вам назову их: отравлять воздух выхлопными газами, приобретать ненужные предметы, а затем бросать их, где попало, отравляя тем самым грунтовые воды, заводить детей, не ограничивая рождаемость, что вызвало перенаселение, эпидемии и голод. Они не пресекли распространение интегристской идеологии тогда, когда еще могли это сделать, что вызвало большие разрушительные войны со всеми сопровождающими их зверствами. Они без малейшей жалости истребили диких животных. Они загрязняли все, к чему прикасались, называя это туризмом, обществом потребления, экономическим ростом.

Я закончу, напомнив вам поговорку: «Земля не досталась нам в наследство от родителей, землю нам одолжили на время наши дети»

2. Постановка задачи на урок.

3 слайд:

Эпиграф к уроку: «Земля не досталась нам в наследство от родителей, землю нам одолжили на время наши дети»

- Как вы понимаете эту фразу? = обсуждение.

4 слайд: Задача на урок.

Бернар Вербер заканчивает свой роман словами:

«На вопрос «Можно ли увидеть будущее? Следует отвечать: «Скорее всего, нет». Но ничто не мешает нам придумать его прямо сейчас»

Нам предстоит сегодня не только осмыслить новый уровень глобальных мировых проблем, составить свой план их решения, который спасет человечество, позволит нашим потомкам жить мирно и счастливо на планете «Земля», но и представить себе образ счастливого будущего, в котором будут жить наши дети и внуки.

3. Беседа на основе документа, вопросов на слайдах

Прежде всего, мы должны определить те проблемы, с которыми имеем дело.

5 слайд:

Просмотрите визуальный ряд и назовите характерные черты современного мира:

обострение глобальных проблем

В ваших папках «Материалы конференции» есть отрывок из работы Карла Лоренца «Острые проблемы современной цивилизации». Давайте прочтем и обсудим его Приложение 1.

6 слайд:

- Что такое глобальные проблемы?

7 слайд:

- Каковы причины появления глобальных проблем?

8 слайд:

- Как можно классифицировать глобальные проблемы?

9 слайд:

- Какими общими чертами обладают все общемировые проблемы?

Вывод учителя: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем.

Но важно не только зафиксировать факт их наличия, но и обязательно решать их совместными усилиями политиков, экологов, ученых, общественных деятелей, деятелей культуры.

10 слайд:

Учитель: Какие варианты дальнейшего развития человечества предлагают современные ученые?

4. Собственно конференция

Учитель:

При подготовке нашей конференции вы разделились на группы, каждая из которых должна была подготовить свои предложения по преодолению и решению глобальных проблем. Давайте выслушаем предложения каждой группы. В течение трехминутного выступления одной группы аналитики должны подготовить свои вопросы выступающим. Группа аналитиков, выслушав все группы, должна представить образ светлого будущего.

  • А) Выступление экономистов - Слайды 11-16 – см. Приложение 2.
  • Б) Выступление экологов – Слайды 17- 18 – см. Приложение 3.
  • В) Выступление философов - Слайды 19 – 24 – см. Приложение 4.
  • Г) Выступление политиков - Слайды 25 – 27 – см. Приложение 5.
  • Д) Выступление группы экспертов: Альтернативные варианты будущего. Пути решения глобальных проблем. Слайды 28 – 33. – см. Приложение 6.

Учитель: Согласны ли вы с таким образом будущего мира? Будущего человечества? Что вы бы хотели добавить?

34 слайд: Заключительное слово учителя.

Наш урок – конференция подошел к концу. Глобальные проблемы многообразны, но люди в состоянии успеть многое предпринять для ограничения их негативного воздействия и исправления ситуации в будущем. Будущее теперь зависит не только от ученых, экологов, экономистов, политиков, но и от вас.

В заключение нашей конференции мне хотелось бы обратить ваше внимание на высказывание Бернарда Вербера из его книги «Дыхание богов»:

«Каждый из вас должен выполнить свое дело на земле, и у вас есть талант, необходимый для того, чтобы сделать это как можно лучше. Найдите свое дело, откройте в себе талант, и ваша жизнь обретет смысл. Не бывает людей, лишенных таланта. Жизнь, в которой талант не был востребован, потрачена напрасно»
Б.Вербер

Подведение итогов урока, выставление оценок.