Имена существительные с шипящим звуков на конце. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель и задачи: знакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова; развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы и подбирать проверочные слова; воспитывать уважительное отношение к устному народному творчеству; развивать творческие способности детей, воображение.

Учебные материалы: учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой “Русский язык” 3 класс, часть 2.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы урока.

Учитель. Отгадайте загадки.

Учитель загадывает загадки. По мере отгадывания загадок на доске открываются слова-отгадки.

Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок. Ключ

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. Нож

В небе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. Печь

Что было! А что было?
Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней белье стирала.
А потом, а потом
Я купался под дождем. Душ

Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. Мышь

Если ты его отточишь –
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? Карандаш

Подходить к дому стала,
С неба солнце украла. Ночь

Утка в море,
Хвост на заборе. Ковш

Ростом мал, да удал, от меня ускакал. Мяч

Учитель задает вопросы, дети отвечают на них

Учитель. Какие орфограммы есть в этих словах?

– Каким правилом нужно воспользоваться, чтобы написать эти слова правильно.

Какой частью речи являются слова-отгадки?

– Какими звуками заканчиваются эти слова?

– Что мы знаем об этих звуках? Как их называют, что у них общего?

– Какие шипящие звуки вы знаете?

– Сформулируйте тему нашего урока.

Дети формулируют тему урока: “Имена существительные с шипящим звуком на конце”.

Учитель. Устно произведите звуко-буквенный анализ слов ночь и мяч.

– Как вы думаете, почему одни слова, оканчивающиеся на шипящий звук, пишутся с мягким знаком, а другие – без мягкого знака?

Ответы детей. Учитель подводит детей к правильному ответу.

Дети. Если слово оканчивается на шипящий звук и оно женского рода, то тогда пишем его с мягким знаком на конце. Если слово оканчивается на шипящий звук и оно мужского рода, то тогда это слово пишется без мягкого знака.

Учитель. Цель нашего урока – научиться правильно писать имена существительные, у которых основа заканчивается на шипящий звук.

III. Работа по теме урока.

Учитель. Определите род слов-отгадок?

Ответы детей.

Учитель. Распределите отгадки на две группы (мужской и женский род) и запишите их в два столбика.

У доски работают два ученика.

М. р. – Ключ, нож, душ, ковш, карандаш, мяч.

Ж.р. – Печь, мышь, ночь.

Учитель. Что нового узнали о написании имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящий звук?

Дети. Если основа имен существительных женского рода заканчивается шипящим звуком, то после него пишется мягкий знак. Имена существительные мужского рода, оканчивающиеся шипящим звуком, пишутся без мягкого знака.

Учитель. Проверьте правильность вашего вывода по учебнику на странице 73.

Чтение учащимися правила в учебнике.

IV. Закрепление.

1. Самостоятельная работа.

Учитель. Прочитайте. Спишите, определите части речи. Укажите род имен существительных.

На доске:

На берегу реки ребята построили шалаш. Здесь они провели летнюю ночь. Тихо шуршал камыш. В овраге журчал ключ. Утренний луч солнца разбудил ребят.

2. Проверка

Учитель. Назовите имена существительные с основой, оканчивающейся на шипящий.

Дети называют слова.

Учитель. Как написали слово ночь?

Дети. Слово ночь написали с мягким знаком на конце.

Учитель. Как написали слова шалаш, камыш, ключ, луч?

Дети. Слова шалаш, камыш, ключ, луч написали без мягкого знака.

Учитель. Расскажите, каким правилом вы пользовались при написании этих слов?

Ответы детей.

Учитель. Какие еще орфограммы встретились вам?

Ответы детей.

3. Работа с пословицами.

Учитель. Прочитайте пословицы. Объясните их значение.

На доске:

Есть рож… в амбаре, есть грош… в кармане.

Умная лож… лучше глупой правды.

Ростом с мыш…, а храбрый малыш… .

Учитель. Спишите, вставляя вместо точек, где нужно, мягкий знак.

4. Проверка с объяснением написания.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление (продолжение работы).

Работа по учебнику.

Упр. № 58, 59 на стр. 74

VII. Итог урока.

Учитель. Что нового узнали на уроке?

Учитель. В каких случаях пишется мягкий знак после шипящих?

Учитель. У кого из вас вызывает затруднение написание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных, стоящих в начальной форме?

Учитель. Для того чтобы ваши знания стали более прочными, послушайте сказку, которую сочинила ваша ровесница, такая же ученица, как и вы.

Мягкий знак и страна Шипящих Согласных.

Однажды Мягкому знаку стало скучно и решил он мир посмотреть. На следующее утро Мягкий Знак собрал вещи и отправился в дорогу. Шел день, два, на третий день приходит он в страну Шипящих согласных. Эта страна делилась на два города: город Женских Шипящих и город Мужских шипящих. Сначала Мягкий Знак пошел в город Мужских Шипящих.

– Кто там? – грозно спросил голос из-за ворот.

– Это Мягкий Знак! – ответил тот.

– Чужих пускать нельзя, но я разрешу тебе осмотреть город.

Мягкий Знак осмотрел город и встретил там Меч, Плащ и Щит. На лугу он увидел Шалаш, Камыш и Луч. На дереве сидели Грач, Чиж и Стриж, а возле дерева ползал Уж. Во дворе стояли Гараж с Ключом. Но Мягкий Знак не нашел себе друзей, поэтому отправился в город Женских Шипящих. Там его сразу впустили и даже разрешили переночевать.

Утром Мягкий знак увидел Печь, на Печи – Вещь, а под кроватью Мышь. На поле Мягкий знак увидел чью-то Дочь, которая собирала Рожь. Ему очень понравилась Пустошь, где всегда была Тишь. Потом наступила темная Ночь.

Мягкому Знаку очень понравился этот город, в нем он нашел много друзей и остался здесь жить навсегда.

VIII. Домашнее задание.

Сочинить свою сказку о Мягком знаке после шипящих в именах существительных.