Цели:
- Повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний и предложений
- Повторить пунктуацию в сложном предложении.
- Научиться определять способ подчинительной связи в словосочетаниях.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги, написанные в Михайловском, фотографии из музея-заповедника «Пушкинские горы», мультимедиопроектор, раздаточный материал, схемы, таблицы.
ХОД УРОКА
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Слово учителя: Посмотрите на эпиграф.
Эти строки великий русский поэт посвятил селу,
название которого знает каждый уважающий себя
житель нашей страны. В самом центре Псковской
области на невысоких холмах, окруженных сосновым
лесом, расположен поселок Пушкинские Горы.
Сегодня мы посетим этот «пустынный уголок» и,
знакомясь с его историей и
достопримечательностями, поговорим о видах
подчинительной связи в словосочетании.
Синтаксическая пятиминутка
На доске записаны предложения (или через интерактивную доску)
Государственный историко-литературный
музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» –
уникальный памятник русской культуры
национального значения. Несмотря на официальный
статус, в 20-30-е годы ХХ века Заповедник стал
предметом купли-продажи различных организаций,
которым он принадлежал. На территории
Михайловского был свиносовхоз, а в тогда ещё
подлинном "домике няни" был устроен
пчельник. Сегодня собрание музейного фонда
Пушкинского Заповедника составляет свыше 45000
единиц хранения, среди которых семейные реликвии
рода Пушкиных.
– Почему в 1 предложении ставится тире?
– Что вы можете сказать о структуре этих
предложений?
– В чем отличие сложносочиненного и
сложноподчинённого предложений?
– А чем предложение отличается от
словосочетания?
– Назовите любые словосочетания, которые есть в
предложениях. Структура словосочетаний
напоминает структуру ССП и СПП.
– Давайте запишем некоторые словосочетания из
записанных предложений:
- русская культура
- памятник культуры
- устроен пчельник
- история и литература
- собрание составляет
– Все ли из записанных сочетаний слов являются
словосочетаниями? (Собрание составляет
– не словосочетание, т.к. грамматическая основа).
– Какое словосочетание из оставшихся
выделяется, является «лишним»? Почему? (История
и литература, т.к. это сочинительное
словосочетание).
– А остальные словосочетания как называются? (Подчинительные)
– А теперь давайте просклоняем словосочетание
русская культура? Изменяется ли при склонении
главного слова зависимое? (Да) То есть оба
слова согласуются в роде, числе и падеже. Такой
вид связи в словосочетании называется
согласование. Зависимое слово в таких
словосочетаниях может быть выражено
прилагательным, причастием, притяжательным
местоимением, порядковым числительным.
– Выпишите из записанных на доске предложений
словосочетания со связью согласование.
– А теперь попробуем как-то изменить
словосочетание памятник культуры. Главное слово
в нём требует определённой формы от зависимого,
оно как бы управляет формой зависимого слова.
Такой вид связи называется управление.
– Выпишите из записанных на доске предложений
словосочетания со связью управление.
– Но есть и ещё один способ связи. Он называется
интересно – примыкание.
Запишите такие словосочетания:
- издавна знал
- свято дорожил
- советовал остановиться
- завещал похоронить
- неразрывно связана
– Какими частями речи выражены зависимые слова? (Наречием, инфинитивом глагола). А эти части речи изменяются? (Нет) Зависимые слова примыкают к главным. Такой способ подчинительной связи называется примыканием.
Давайте вернёмся к эпиграфу урока. Выпишите из него словосочетания и дайте характеристику каждому:
- приветствую тебя (подчинительное, глагольное, управление)
- пустынный уголок (подчинительное, именное, согласование)
- приют спокойствия (подчинительное, именное, управление)
- трудов и вдохновенья (сочинительное)
- льётся поток (не словосочетание, т.к.грамматическая основа)
- дней моих (подчинительное, именное, согласование)
- невидимый поток (подчинительное, именное, согласование)
- на лоне счастья (подчинительное, именное, управление)
- счастья и забвенья (сочинительное)
А мы продолжаем путешествовать по Пушкиногорью. Перед вами карточки с продолжением истории села Михайловское – достопримечательности Псковшины. А как вы понимаете значение слова «достоприамечательность»?
Словарная работа:
достопримечательность – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.
В следующем задании вы встретитесь и с другими словами, значения которых попробуем определить вместе:
Обитель – место подвигов монахов, то же, что монастырь.
Монастырь – (от греческого monasterion
– келья отшельника) в ряде религий – общины
монахов или монахинь, принимающие единые правила
жизни (устав).
Вельможа – вельмога,
великий
(словарь Даля). Знатный, родовитый и богатый
сановник; важный и знатный человек (теперь
преимущ. с оттенком иронии).(Словарь Ушакова)
– Как с точки зрения лексикологии называются
слова «обитель», «монастырь»? (Синонимы)
Карточка № 1
Название связано с расположенным здесь Святогорским монастырем, основанным в 1569 году по велению царя Ивана Грозного. Вместе с монастырем возникла слобода Тоболенец, которая к началу XVIII века разрослась в село Святые Горы. Когда-то это место называли Святые Горы.Монастырь должен был укрепить подступы к городу Воронину – одному из опорных пунктов на западной границе псковской земли. Когда-то это место называли Святые Горы.
– Ничего вас не смущает в последовательности расположения предложений? Как они должны быть расположены. Чтобы получился связный текст? (Когда-то это место называли Святые Горы. Название связано с расположенным здесь Святогорским монастырем, основанным в 1569 году по велению царя Ивана Грозного. Монастырь должен был укрепить подступы к городу Воронину – одному из опорных пунктов на западной границе псковской земли. Вместе с монастырем возникла слобода Тоболенец, которая к началу XVIII века разрослась в село Святые Горы).
Устно назовите разные по структуре словосочетания, указав способ подчинительной связи.
Карточка № 2
Святогорский монастырь издревле входил в ряд
самых почитаемых на Руси. Среди хранившихся в
монастыре многочисленных даров царей и вельмож
были 15-пудовый колокол, пожалованный Иваном
Грозным, и Евангелие – дар царя Михаила
Федоровича.
С XIX века обитель неразрывно связана с именем
Александра Сергеевича Пушкина. Живя в имении
Михайловское, поэт приходил сюда в моменты
творческих исканий и на поклон могилам предков,
памятью которых он свято дорожил.
Через всю жизнь А.С. Пушкин пронес пылкую любовь к
этому прекрасному уголку русской земли. Сюда он
приезжал в 1817 и 1819 годах, здесь провел два года
ссылки (с 1824 по 1826 г.), здесь, «ближе к милому
пределу», завещал похоронить свой прах.
Задание по группам:
1 ряд: выпишите словосочетания со связью
согласование
2 ряд: выпишите словосочетания со связью
управление
3 ряд: выпишите словосочетания со связью
примыкание
Слово учителя: Михайловское... С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни – с 1817 по 1836 г.г.
Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я – когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был –
Веселым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; – годы
Промчалися – и вы во мне прияли
Усталого пришельца.
В Михайловском создано около ста произведений
поэта. Самое продолжительное время пребывания
Пушкина в Михайловском – годы ссылки с августа
1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших
властей, будучи замечен в интересе к атеизму,
неугодный одесскому начальству, он был исключен
со службы у графа Воронцова и сослан в имение
своей матери под надзор духовенства и местных
властей.
"Бешенство скуки пожирает мое глупое
существование", – пишет он, приехав в
Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки,
хлопотал о перемене с. Михайловского даже на
любую из крепостей. Но всё-таки именно
Михайловское дорого поэту, именно это село он
любит и просит сохранить его обитель:
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель...
– На примере этого четверостишья сделайте вывод о том, что такое словосочетание, его структура и каковы способы подчинительной связи в нём бывают.
Систематизация знаний (тестовая работа):
1. Укажи ряд словосочетаний со способом связи согласование.
а) вечнозелёные сосны, вернуться из ссылки
б) мой пруд, второй этаж
в) их дом, новый друг
г) крыша сарая, отвлечённый предмет
д) прекрасный вид, закалённый одиночеством
2. Укажите части речи, которыми могут выражаться зависимые слова в словосочетаниях со связью согласование.
а) личное местоимение;
б) причастие;
в) порядковое числительное;
г) прилагательное;
д) притяжательное местоимение;
е) количественное числительное.
3. Определите вид связи в словосочетаниях и обозначьте соответственно буквами: согласование – С, управление – У, примыкание – П.
а) чествовать поэта;
б) кофе по-турецки;
в) вверх по течению;
г) вдали от города;
д) вера в удачу;
е) яркий свет;
ж) проверить трижды;
з) очень хорошо;
и) бледный от боли;
к) шум дождя;
л) мой дом;
м) пятый от края
Рефлексия: каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Домашнее задание: составить тест на способы подчинительной связи в словосочетании, используя в качестве примеров пушкинские строки о Михайловском.