Методическая разработка по теме "Экономические реформы". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цель урока: раскрыть сущность аграрной реформы, её особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрной политики.

Учащиеся должны уметь.

Объяснять смысл понятий и терминов отруб, хутор, переселенческая политика.

Излагать основные положения аграрной реформы П.А.Столыпина, давать оценку ее итогов и значения.

Составлять характеристику (исторический портрет) П.А.Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию.

Сформировать навыки работы с источниками, установления причинно-следственных связей, изложения собственной позиции; развитие монологической речи, ведение диалога.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование.

  1. Учебник “История России. XX в.” под ред. А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.
  2. Мультимедийный проектор
  3. Раздаточный материал (документы, схемы); задания для повторения по вариантам.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Приветствие Приветствие
II. Вводное слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной проблемы.

Объявление темы урока.

Ознакомление с планом изучения нового материала.

План изучения нового материала:

1. П.А.Столыпин.

2. Цели реформы.

3. Основные мероприятия и осуществление реформы.

4. Итоги и значение реформы.

Закончился 1905 год. Первая русская революция пережила свою кульминацию и потихоньку пошла на спад. Николай II вынужден был пойти на некоторые уступки своему народу.

Вопрос: Вспомните, какие задачи стояли перед российской революцией? Какие уступки были сделаны императором?

Вопрос: Какая экономическая проблема требовала немедленного разрешения? Почему?

Обобщение ответов и вывод преподавателя: Идея “черного передела” помещичьих земель витала в умах, будоражила широкие массы народа. Крестьяне активно поддержали революцию, и это тревожило правительство, привыкшее верить в привязанность народа к престолу.

Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: “Взгляды участников политических партий на решение аграрного вопроса”.

Проверка выполнения опережающего задания.

1 .Как правительство отреагировало на данные проекты?

2. В апреле 1906 г. начала свою работу I Государственная дума. Вспомните, почему она была распущена императором?

Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А.Столыпина — министра внутренних дел.

Имя П.А.Столыпина всегда вызывало и вызывает споры, втягивает нас в круговорот пристрастных оценок.

В 2008 г. на телешоу “Имя Россия” П.А.Столыпин занял второе место среди самых популярных исторических деятелей.

В ноябре 2006 г. отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А.Столыпина.

Почему эти реформы не были осуществлены до конца?

Почему Пётр Аркадьевич остался реформатором-одиночкой?

Актуальна ли аграрная тема сегодня? (Слайд № 4)

Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить в процессе изучения данной темы.

Запись темы урока в тетрадь.

 

 

Ответы учащихся.

Задачи революции:

1. Ограничение или ликвидация самодержавия.

2. Расширение демократических прав и свобод

3. Решение проблемы малоземелья за счет ликвидации помещичьих земель.

4. Урегулирование конфликта между буржуазией и пролетариатом путем создания рабочего законодательства.

5. Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи.

Уступки императора:

1. Создание Государственной думы.

2. Реформа Государственного совета.

3. Утверждение “Основных законов Российской империи”.

4. Провозглашение свободы слова.

5. Отмена выкупных платежей.

Ответ учащихся: необходимость решения аграрного вопроса. Крестьяне, страдавшие от малоземелья, мечтали о переделе помещичьих земель.

Предполагаемое выполнение задания (Приложение № 1)

Ответы:

Все проекты были отвергнуты.

Николай II своим указом распустил I Государственную думу, поскольку депутаты выдвигали довольно радикальные решения аграрного вопроса.

III. Изучение нового материла.

1. П.А.Столыпин

Сообщение и презентация о П.А.Столыпине (слайд № 4 - 8). Смотрят презентацию и слушают сообщение о П.А.Столыпине (готовит учитель или ученик).
2. Цели реформы 24 августа 1906 г. была опубликована Правительственная программа, состоящая из двух частей:
  1. “Успокоение страны”
  2. Аграрная реформа

Вопрос: Почему П.А. Столыпин решил начать с “успокоения страны”? Какими обстоятельствами, на ваш взгляд, было вызвано данное решение?

(Слайды № 9)

Основное внимание П.А.Столыпина было обращено на осуществление аграрной реформы.

Перед вами на столах лежит документ. Это выдержки из речи П.А. Столыпина.

На основании этих высказываний определите основные цели проведения аграрной реформы (Приложение № 2).

Обобщение ответов и вывод преподавателя: Основные цели аграрной реформы П.А.Столыпина (слайд № 10):

1. Отвлечь крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли.

2. Создать широкий слой мелких собственников, обеспечить стабильность в обществе.

Таким образом, конечная цель – экономически сильная Россия.

Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 г.

Работа с документом №3. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. (§ 6, с.47).

Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы?

Основные направления агарной реформы:

1. Разрушение крестьянской общины

2. Переселенческая политика

Беседа

Работа с документами. Обсуждение.

Запись целей аграрной реформы в тетрадь.

Запись в тетрадь:

9 ноября 1906 г. — начало аграрной реформы Столыпина.

Работа с документом (учебник, стр. 47)

Ответ: Предоставил право крестьянам выходить из общины и разрешил передачу земли в личную собственность.

3. Основные мероприятия и осуществление реформы. Работа с § 6 учебника (по группам):

I группа. Охарактеризовать причины и последствия разрушения крестьянской общины (с. 47—48).

II группа. Переселенческая политика (с. 48—49).

III группа. Крестьянский вопрос: кооперация (с. 49).

Выступления представителей групп. Обобщение ответов.

Работа с понятиями

Хутор — участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни на этот участок.

Отруб — участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.

Вопрос: Кому выгодно разрушение общины?

Работа в группах.

Запись понятий в тетрадь.

Ответы учеников: Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу — батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.

4.Итоги и значение реформы

Вопрос: Какие результаты имела реформа?

Обобщение ответов и вывод (слайд № 11)

  1. Посевные площади увеличились на 10 %, в некоторых районах на 150 %.
  2. Удвоилось количество используемых удобрений.
  3. В 3, 5 раза возросли закупки сельскохозяйственных машин.
  4. Хлебный экспорт увеличился на 25 %.
  5. Общину сменила кооперация (объединения крестьян для совместного труда).
  6. Из общины выделилось 25-27 % крестьян (-).
  7. Недовольство бедняков. Поджоги хуторов и отрубов (-).

П.А.Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро: “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”. Для успеха важна была готовность общества. Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин фактически остался реформатором-одиночкой.

В экономическом плане реформа дала положительные результаты. В политическом плане она провалилась, так как не сняла напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом.

Почему реформы П.А. Столыпина не были осуществлены до конца?

Почему Пётр Аркадьевич остался реформатором-одиночкой?

(в случае затруднения учащиеся обращаются к учебнику с. 53).

Актуальна ли аграрная тема сегодня?

Вывод: несмотря на противоречивость и половинчатость  реформ, следует признать П.А. Столыпина. выдающимся политическим деятелем России, великим реформатором и человеком, взявшим на себя в переломное для страны время ответственную историческую миссию: сделать Россию великой.

Работа с учебником стр. 49.

Ответы учащихся

Результаты реформ записываются в тетрадь.

Ответы учащихся на проблемные вопросы, поставленные к данному уроку.

IV.Закрепление Решение теста (ЦОР, интерактивные тесты) http://school-collection.edu.ru Решают тест
V. Рефлексия Вопрос: Давайте вспомним, кого ещё из реформаторов, пытавшихся решить аграрный вопрос  в России, вы можете назвать”?     

Для обобщения урока предлагаю составить синквейн:

1. Россия “столыпинская”

2. П.А.Столыпин

Ответ учащихся: Александр II.

Составляют синквейн.

VI. Домашнее задание § 6, читать, вопросы к § 6. Составить исторический портрет П.А.Столыпина. Записывают домашнее задание в тетрадь.

Таблица в редакции автора (Приложение)

Приложение № 1

Политические партии Предложения по решению аграрного вопроса
Большевики Возвратить крестьянам отрезанные в 1861 г. земли, отменить выкупные платежи и возвратить ранее выплаченные выкупные суммы, в перспективе возможна полная национализация земель.
Меньшевики Муниципализация, т.е. передача (безвозмездно или за выкуп) права собственности или распоряжения землёй органам местного самоуправления (муниципалитетам).
Эсеры Социализация, т.е. отчуждение частновладельческих земель, и передача их в общины на началах уравнительного землепользования. Выступали за сохранение общины.
Кадеты Отчуждение частновладельческих земель за счёт государства по “справедливой”, но не рыночной цене и передача их малоземельным крестьянам.

Приложение № 2

Документ 1

“Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу”

(Цель: “успокоение” страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли.)

Документ 2

“Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе”. Единоличное хозяйство мелких земельных собственников — “основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий”.

(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.)

“Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении”.

(Цель: продолжение модернизации России.)

Презентация