Концепция воспитательной системы

Разделы: Внеклассная работа


I. Обоснование необходимости создания программы

ГКОУ РО Казанская школа-интернат VII вида является специальным (коррекционным) образовательным учреждением, ориентированным на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и строит свою деятельность с учетом современной социокультурной ситуации, принципов гуманистической направленности, обеспечении законных прав воспитанников, создания оптимальных условий для раскрытия их творческих способностей, самореализации и формирования положительных жизненных установок.

Основными правами детей, воспитывающихся в учреждениях государственной поддержки, является право на воспитание в семье, на адекватные условия образования и развития, на охрану личных интересов. Тем не менее, дети, воспитывающиеся в учреждениях государственной поддержки, объективно не могут воспользоваться своими правами. Они лишены опыта подготовки к семейной жизни в семье, либо имеют негативные примеры семей, из которых они произошли.

В современном обществе число детей с отклонениями в психическом развитии увеличивается. По данным Министерства образования РФ, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы, составляет около 20–30 %, а около 70–80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Массовый характер указанной тенденции является одной из причин остроты постановки проблемы так называемых “трудных” детей, испытывающих затруднения как в обучении, так и в социализации. Чаще всего это дети из неблагоприятных в разных отношениях семей, лишённых реальных жизненных перспектив, которые, сталкиваясь с неблагополучной атмосферой дома и в школе, быстро приобретают опыт жизненных неудач. При неуспехах в школе и отсутствии поддержки дома у них закрепляется низкая самооценка, ещё больше нарушается их успеваемость и поведение, и в результате искажается вся система их ценностей и жизненная ориентация. Общую картину подобных нарушений развития можно охарактеризовать как дезадаптацию детей и подростков, проявляющуюся в их неспособности не только полноценно учиться, но жить и действовать в нашем обществе.

Подводя итог всему сказанному, можно констатировать, что в силу ряда социальных, экологических и других причин отклонения в здоровье стали “нормальным” явлением в нашем обществе. Анализ всех аспектов ситуации показывает, что оказание помощи таким детям является актуальным, нам необходимо вернуть ребёнка на путь развития, необходимо использовать системный подход с целостной взаимосвязанной системой “родитель - ребёнок - педагог”.

Выбор эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётком понимании причин отклонения от нормы, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях его жизнедеятельности. Это поставило перед коллективом педагогов школы-интерната задачу разработки специальной программы воспитательной работы для оказания комплексной помощи детям непосредственно в школе-интернате. В результате была разработана комплексно-целевая программа воспитательного процесса.

Данная программа составлена с учетом требований Федеральной Программы развития образования России, Федеральной примерной (типовой) программы, утвержденной

Министерством образования Российской Федерации, Закона РФ “Об образовании” от 10.07.1992 г. № 3266-1 с дополнениями и изменениями, Закона “Об образовании” Ростовской области; Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. №288; НРК ГОСТа, который является одним из вариантов соединения мирового, федерального и регионального опыта в развитии содержания образования и определяет в качестве главного результата образования достижения социальной компетентности обучающего, основанного на единстве обучения и воспитания; Устава школы-интерната; Программы развития школы-интерната и других локальных документов.

Программа учитывает особенности развития личности учащихся с задержкой психического развития на основе изучения их интересов и потребностей.

Осуществление программы поможет создать комплекс условий для интеллектуального развития и саморегуляции личности обучающихся, воспитанников, позволит снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, досуга, наиболее полной реализации способностей каждого. Это даст основание прогнозировать и реально обеспечивать результат образования выпускника школы-интерната и необходимую для него поддержку.

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья — это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество. Процесс социализации предполагает решение основных проблем в воспитании ребёнка:

- развитие личности;

- подготовку к самостоятельной жизни.

В соответствии с этим целью данной программы является:

  • cоздание гуманистической системы воспитания, ведущей каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни;
  • развитие и становление личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей;
  • воспитание человека, способного к творческой и продуктивной работе.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач.

Задачи.

  • Формировать умения осознанно осваивать и применять знания и навыки по охране, укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях, по правовой культуре, прививать навыки самостоятельной трудовой деятельности.
  • Изучать субъектный опыт воспитанников, определять проблемные точки в развитии и потенциальные возможности детей.
  • Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка.
  • Оказывать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы детей.
  • Вырабатывать единые требования с родителями в воспитании детей.

Планирование воспитательной работы базируется на:

  • результатах анализа работы школы-интерната;
  • воспитательных и организационно-педагогических задачах;
  • возможностях, потребностях и интересах учащихся, родителей, школы-интерната;
  • воспитательном потенциале социума;
  • традиционных делах школы-интерната, классов;
  • событиях, фактах, связанных с жизнью мира, страны, области, района;
  • предложениях педагогов, учащихся, родителей.

Уровни воспитательной работы:

  • общешкольная деятельность;
  • работа с классными коллективами, группами дополнительного образования;
  • профилактика вредных привычек;
  • профилактика правонарушений;
  • коррекция поведения;
  • индивидуальная работа с учащимися (проводится на основе комплексного изучения личности ребенка, знания его особенностей, его семейного воспитания, взаимодействии различных служб школы-интерната).

Средствами системы воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными уставом школы-интерната.

Пути реализации:

  • создание мини-программ по направлениям работы;
  • промежуточное изучение поисково-исследовательского материала;
  • включение учащихся в активную творческую деятельность;
  • защита творческих проектов на общешкольной презентации.

Ожидаемый результат.

В качестве главного результата воспитанности программа определяет:

  • достижение социальной компетентности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в современное общество;
  • положительная динамика сплочения детского коллектива в рамках КТД (коллективного творческого дела);
  • осознание обучающимися себя гражданами малой родины.

Объект:

  • воспитанники школы-интерната VII вида.

Субъект:

  • администрация школы-интерната;
  • учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования;
  • учитель-логопед, педагог-психолог, старшая вожатая;
  • родители (законные представители);
  • попечительский совет учреждения;
  • общественные организации.

Срок реализации программы:

  • период обучения учащихся в школе-интернате.

Этапы реализации программы:

  • Предпроектный этап. Мотивация проектной деятельности. Проектирование и планирование деятельности по реализации программы. Разработка моделей развития школы-интерната по отдельным направлениям, их апробация.
  • Основной этап. Реализация системы мероприятий – мини-проектов, осуществление методического, кадрового и информационного обеспечении программы. Корректировка содержания программы на основе поэтапного рефлексивного анализа.
  • Рефлексивно-обобщающий. Анализ результатов работы по выполнению программы. Апробация опыта через публикации и выступления на конференциях. Разработка механизмов распространения опыта.

 II. Основные идеи воспитательной системы

В качестве основополагающих идей воспитательной системы выступают следующие идеи:

- гуманизм, как социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, признание права человека на свободу, счастье, развитие, проявление своих физических и духовных сил. Гуманизация жизни воспитанников в школе-интернате предполагает такое устройство правил, которое позволяет каждому ребенку наиболее полноценно жить, чувствовать себя защищенным, быть здоровым и развитым.

- сотрудничество, как совместно развивающая деятельность детей и взрослых, соединенных взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности;

- духовное развитие личности, как пробуждение подлинной сущности человека, осознание предназначения его жизни на земле, способностей к самореализации. Все это включает в себя как приобщение ребёнка к мировой культуре, обретение духовности, общности всех культур, народов, религий, так и выход за пределы собственного “Я”.

III. Современная концепция детства как методологическая основа преобразования воспитательной системы

Воспитательная система школы-интерната строится на ценностном отношении к детству, признании его как уникального периода жизни человека, имеющего самостоятельную ценность и прогностическое значение для будущего.

Избирая в качестве теоретико-методологической основы личностно-ориентированного воспитательного процесса современную концепцию детства, педагогический коллектив полагает, что главное – это охранительное отношение к детству, помощь ребенку в том, чтобы он прожил его в радости и полноте устремлений.

Воспитательный процесс – это процесс позитивных изменений, в ходе которых происходит личностный рост ребенка. В свете сказанного различаются два подхода к воспитанию:

  • воспитание как целенаправленная деятельность педагогов, направленная на создание условий для развития личности, как педагогическая работа по передаче детям жизненных ценностей, организации среды их жизнедеятельности;
  • воспитательный процесс как жизненный путь самой личности, обретения ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций.

Ведущими положениями современной концепции детства являются:

  • признание самоценности детства как самостоятельного периода в жизни человека;
  • бережное, охранительное отношение к душевной жизни ребенка, поддержка детской индивидуальности; признание первостепенного значения общего развития в детском возрасте, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств;
  • выявление способностей и интересов личности и своевременное создание условий для их развития;
  • понимание воспитательного процесса как процесса становления личностного образа ребенка; поиска индивидуального пути развития, ценностей и смыслов жизни, овладения технологиями саморазвития.

Основываясь на базовых гуманистических принципах современной образовательной практики, анализе социообразовательной ситуации, диагностике психофизического развития детей, вычленив систему приоритетных задач, коллектив формирует свое педагогическое кредо, основанное на следующих идеях:

  1. Идея воспитания субъектности ребенка, предполагающая учет его интересов и потребностей, создание условий для определения каждым ребенком своего способа самореализации, раскрытие его потенциалов, отказ от жесткой регламентации в регулировании его времени и занятий; требующая сочетания педагогической заботы о ребенке с разумной требовательностью к нему, при этом последнее должно осознаваться ребенком как элемент той же заботы.
  2. Идея расширения социальных связей и отношений с окружающим миром, предполагающая обогащение сферы социального взаимодействия, развитие разнообразных социальных отношений, определение своей персональной роли в этой системе, создание поля для самоопределения детей и, таким образом возможность вступления ребенка в разнообразные отношения с окружающим миром при сохранении ребенком своего собственного “Я”.
  3. Идея социального закаливания, то есть формирование у детей готовности к преодолению жизненных трудностей.

Принятие этих идей педагогическим коллективом позволило сформулировать инновационные направления в воспитательной работе.

Педагогическое стимулирование социальных проб. Оно предусматривает создание условий для самооценки учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни ребенка. В процессе включения в эти сферы у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Вариативность организации работы с детьми, что требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения, пробуждения новых интересов, создание условий для выбора учащимися форм участия в жизни школы-интерната.

Организация личного пространства ребенка требует создания таких условий, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место; учет индивидуального темпа и режима проживания, представления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями, сохранять границы собственного “Я”, автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.

Формирование нового стиля отношений в группах и между группами, при которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе учебно-воспитательного учреждения, определение общих целей педагогов и учащихся, организации их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи; исключение проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирование толерантности к непривычному поведению других людей, признание их права на такое поведение.

Развитие самостоятельности и инициативы детей средствами активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива учреждения, развития детского самоуправления; создание ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности в различных видах деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.

Нравственное обогащение социальной среды требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников, упрочнения и развития нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек, побуждения к нравственным поступкам, развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды.

Основным фактором социализации ребенка, механизмом воспитательной деятельности в школе-интернате, обеспечивающим реализацию вышеизложенных направлений, является взаимодействие.

Взаимодействие педагогов и воспитанников на основе сотрудничества и сотворчества. Построение отношений сотрудничества требует от воспитателя соблюдения целого ряда условий. Помощь, оказываемая ребенку, организуется целевым образом и предлагается преимущественно в ситуациях обучения его новым навыкам, необходимым для разрешения затруднений. Такого рода помощь способствует развитию инициативности ребенка. Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  • эмпатия к каждому ребенку;
  • умение выслушивать его до конца;
  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
  • открытость и доступность учащимся.

IV. Условия успешного развития воспитательной системы

1. Четкая формулировка целей деятельности, освоение этих целей всеми субъектами деятельности; сориентированность этих целей.

2. Наличие концепции создания и развития воспитательно-образовательной системы, ее программ.

3. Организация интересной внеурочной (но взаимосвязанной с учебной) деятельности, разработка традиций жизнедеятельности школы-интерната.

4. Обеспечение заинтересованности родителей в творческой деятельности их детей, использование в работе их опыта и помощи.

5. Наличие квалифицированных кадров и постоянный рост их профессионального мастерства.

6. Предоставление детям свободы выбора видов деятельности и форм выбора.

7. Выбор педагогически целесообразных технологий.

8. Использование воспитательных возможностей среды.

9. Организация педагогически целесообразного взаимодействия между структурами воспитательной системы и между субъектами деятельности.

10. Организация педагогически целесообразного управления, взаимодействие управленческих структур, включение детей в управленческий процесс.

11. Связь с наукой, приобщение учителей к исследовательской работе, приглашение специалистов.

12. Изучение опыта других школ и использование элементов этого опыта в своей работе, выход на районный и областной уровень.

V. Условия реализации программы

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к “индивидуальным особенностям” воспитанников: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.

Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребёнка. Необходимо помнить, что по мере взросления, развития ребёнка, коррекции его “индивидуальных особенностей” и развития механизмов компенсации его позиция как объекта воздействия меняется.

Считается, что успешность образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.

Основные направления создания воспитательной среды:

  • создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы-интерната, участка, спален, туалетных комнат, столовой, игровых и пр.; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; создание информационной службы школы-интерната, постоянно освещающей успехи каждого и группы в целом, видеотеки;
  • разработка разновариативных моделей воспитательных занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно-методической базы, которой мог бы пользоваться любой воспитатель;
  • организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития информирование механизмов компенсации (игротерапия, тестопластика, оригами, психотерапия, куклотерапия и т.п.).

Приоритеты в воспитании:

  • формирование у детей образа мира как образа жизни на земле;
  • развитие национального самосознания (от национальных форм освоения культуры к общечеловеческому опыту);
  • изучение национальной истории, традиций, обычаев, привычек как органической части человеческого опыта;
  • формирование умения выразить свои отношения к миру, к людям, к себе;
  • овладение системой общечеловеческих ценностей;
  • воспитание детей в духе ненасилия, направленного на установление гуманистического типа отношений между людьми;
  • воспитание милосердия у детей;
  • формирование ценностных основ нравственности;
  • обеспечение полноценного своевременного и всестороннего развития ребенка (познавательных, эмоционально-волевых процессов разных видов деятельности).

Познание в процессе преобразования окружающей среды – социальной, экологической, предметной – открывает простор для личностного самовыражения в любом виде деятельности.

Ребёнок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учёта его возрастных интересов. Именно поэтому воспитательный процесс строится на двух моментах: мотивы и ведущие виды деятельности. Для младшего возраста основными являются:

Мотивы:

  • Мотивация достижения успеха;
  • Мотивы самосовершенствования, учебно-познавательные мотивы;
  • Престижная мотивация (завышенная самооценка, лидерские наклонности);
  • Социальная мотивация (долг, ответственность, необходимость “быть грамотным”);
  • Ориентация на высокие оценки, суждения сверстников (а не взрослого);
  • Потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению;

Ведущий вид деятельности учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды ребенка, значимая для него);

Деятельность любого вида должна привести раньше или позже к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Центральным новообразованием данного возраста считается:

- формирование чувства компетентности;

- произвольность психических процессов;

- рефлексия на свои действия и поведение;

- интенсивное развитие внутреннего плана действий;

- самоконтроль поведения и деятельности;

- потребность в признании другими людьми;

- развертывание взаимоотношений с другими людьми.

Принципы коррекционно-развивающей работы

Для достижения положительного результата воспитанности необходимо использовать принципы коррекционно-развивающей работы:

  • Принцип ориентации на позитив в поведении и характере воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Этот известный принцип, который был сформулирован еще А.С. Макаренко, требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке, прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по-новому взглянуть на свое поведение.

Условиями реализации данного принципа являются:

  • стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт;
  • формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;
  • постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;
  • доверие к ребенку;
  • формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;
  • оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
  • учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

  • преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка;
  • доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему;
  • приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;
  • защита педагогом интересов ребенка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
  • постоянный поиск педагогом вариантов решения воспитательных задач, которые принесут пользу каждому ребенку;
  • защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности;
  • формирование педагогом в классе, школе, группе и других объединениях учащихся гуманистических отношений, которые не допускают унижения достоинства детей.
  • Принцип социальной адекватности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.

Реализация этого принципа возможна на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации данного принципа являются:

  • учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;
  • координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на воспитанника;
  • обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;
  • учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);
  • коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от СМИ.

В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:

  • воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений ребенка;
  • школа-интернат не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
  • педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
  • взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
  • Принцип индивидуализации воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

  • мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;
  • определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;
  • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
  • учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
  • предоставление возможности воспитанникам самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;
  • успех воспитательного воздействия при работе с одним воспитанником не должен негативно влиять на воспитание других;
  • выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;
  • поиск педагогом способов коррекции поведения воспитанника должен вестись только на основе взаимодействия с ним;
  • постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых воспитателями.
  • Принцип социального закаливания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закаливания являются:

  • включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
  • диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
  • стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и адекватного поведения в различных ситуациях;
  • оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
  • ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;
  • не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
  • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
  • нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Наряду с учебно-познавательной деятельностью школьники с ОВЗ являются участниками и других видов деятельности: общественной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, нравственно-правовой, игровой и т.д. Деятельность становится интересной и значимой для воспитанника, если она приносит эмоциональное удовлетворение. Также не менее важным является включение школьника в позицию активного участника данного вида деятельности. (Приложение 1)

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что воспитанникам с ОВЗ предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе. Наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и воспитателями и выбрать приемлемую форму поведения. Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

VI. Стратегия реализации целей и содержания воспитательной системы

Профессиональная позиция педагога (Приложение 2)

Выстраивание отношений сотрудничества невозможно без сформированной профессионально-педагогической позиции воспитателя. В противовес тотальной оценке и эмоциональному слиянию (так называемая псевдогуманистическая позиция), посредством которых воспитатель пытается компенсировать отсутствие родителей, профессиональная позиция определяется установкой на социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, опирающееся на активизацию его личных ресурсов.

Сформированная профессиональная позиция характеризуется следующими признаками:

  • ситуативные педагогические воздействия должны быть подчинены осознаваемой стратегической цели;
  • воспитатель должен обладать способностью отвечать на разнообразие детских проявлений вариативностью телесных и словесных реакций;
  • педагогическое воздействие выстраивается на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Взаимоотношения между детьми.

Полноценные межличностные отношения между воспитанниками – залог гармоничного развития личности и обретения ценного социального опыта общения с людьми. На формирование таких взаимоотношений влияют возраст, родственные связи воспитанников, время пребывания в школе-интернате, личностные качества детей, структура школы-интерната, формирование групп и многое другое, что необходимо учитывать педагогам при решении этой проблемы.

Положительное влияние на взаимоотношения воспитанников в группах и в целом в школе-интернате оказывает организация совместно деятельности старших и младших детей.

В зависимости от назначения, характера и условий деятельности, в которую включаются воспитатели и дети, могут формироваться различные разновозрастные объединения. В целях раскрытия возможностей и развития важнейших сторон личности ребенка, постепенного расширения и обогащения сферы его общения, а также освоения различных социальных ролей полезно предусмотреть и создать условия для вхождения детей в постоянные и временные объединения, сформированные по различным принципам.

Организуя взаимодействие детей разного возраста, воспитатели руководствуются следующими требованиями:

Интеграция и дифференциация социальных интересов детей. Это означает учет личных и групповых интересов в совместной деятельности детей. Основой успешной совместной деятельности старших и младших является общий интерес, конкретное нужное и полезное для всех участников дело, в котором каждый найдет для себя привлекательную, личностно значимую сторону.

Обновление содержания и форм совместной деятельности детей разного возраста; добровольное включение детей во все сферы социальных отношений стимулирует участие воспитанников в поиске совместных дел.

Развитие сотруднических отношений между детьми на основе взаимоподдержки, обеспечение защищенности каждого ребенка; забота о том, чтобы отношения ребенка с остальными были референтными для него, и не допускалось подавления личности в этой группе, независимо от возраста и социальной роли, которую выполняет воспитанник.

Саморазвитие и самоорганизация жизнедеятельности в разновозрастном коллективе детей. Это означает добровольность объединения детей, предоставление воспитанникам возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности, стимулирование инициативы, творчества, самодеятельности детей, развитие самоуправления в разновозрастном коллективе.

Контакты детей разного возраста стимулирует проведение коллективных творческих дел, сюжетно-ролевых игр, организаторами которых могут быть старшие воспитанники. Важно, чтобы старшие были способны к установлению сотруднических отношений с младшими, что достигается специальной подготовкой детей – организаторов, лидеров организаторской деятельности, и педагогическим регулированием их взаимодействия с другими детьми.

Связь воспитательной системы с внешней средой.

Важным средством формирования положительных отношений между детьми являются объединения дополнительного образования. Целесообразно обеспечить связь этих объединения с внешней средой. Чем разнообразнее связи воспитанников вне школы-интерната, тем легче формируются их позитивные взаимоотношения в самом интернате. (Приложение 3)

Воспитательные стратегии формирования готовности к адекватным социальным и межличностным отношениям у воспитанников могут быть следующие:

1) Социальное обучение. Основные педагогические воздействия сосредоточены в развитии эмоциональной, волевой и мотивационной сферах и заключаются в поддержке и поощрении здоровых типов поведения. Воспитателю необходимо использовать сказки, игры, истории, дающие позитивный пример для подражания (полоролевой идентификации), личный пример, беседы, тренинги, социальные занятия (уроки, игры, психологические тренинги), внеклассные мероприятия (вчера, конкурсы, встречи, тематические экскурсии и т.д.).

2) Социальное закаливание. Это педагогическое воздействие сосредоточено в основном на развитии предметно-практической сферы с целью развития “иммунитета” к социальному давлению. Это организация позитивного взаимовлияния воспитанников друг на друга и их развитие по линии “от игры к делу”. Ведущие методы при этом – метод воспитывающих ситуаций и социальны проб в процессе деятельности детского самоуправления. Дети должны получить навыки противостояния давлению сверстников (“социальная прививка”), выработать взаимоуважительный, товарищеский тип взаимоотношений без насилия.

3) Познавательно-поведенческое предотвращение нежелательного поведения. Основные педагогические воздействия при этом сосредоточены в основном на развитии интеллектуальной и экзистенциальной сфер воспитанников и заключаются в применении методов убеждения, научения анализу деятельности и общения (анализ проблем и ситуаций), сознательному принятию решений и коррекции поведения. Формами этой воспитательной работы могут быть ситуационные ролевые игры, тренинги, театры психо (социо) - драмы, где воспитанники ставят и разыгрывают сценки, в которых они обсуждают свои проблемы, рассматривают варианты решений и находят наилучший. Важно развить у детей умение получать удовольствие от красоты природы, искусства, человеческого общения; научить способам снятия стрессов в адекватных социально приемлемых формах.

4) Индивидуальная и групповая психологическая коррекция и реабилитация, (для детей со сходными проблемами) например, для жертв жестокого обращения, насилия, совращения и т.д.

Ребенок, его родители и родственники.

В школе-интернате в настоящее время воспитываются дети, родители которых живы, а значит, дети фактически не являются сиротами. Развитие отношений ребенка с родителями и родственниками становится важным направлением деятельности педагогов школы-интерната.

Педагоги не берут на себя функции воссоздания семьи, но пытаются привлечь родителей к школе-интернату, изменить взгляд родителя на своего ребенка, помочь ребенку почувствовать место и роль семьи в его жизни. Все это имеет особый смысл, прежде всего значимый для самого ребенка. При решении этой проблемы целесообразно исходить из интересов и потребностей ребенка в наличии родных и близких людей, в ощущении принадлежности к определенному роду как части человеческой общности.

Очень важно для воспитателей помочь детям оценить и понять их родителей, причину, почему они оказались в школе-интернате. Дети должны знать о своем прошлом, своей семье. Поэтому основным результатом взаимодействия между воспитанниками и родителями должно стать изменение позиции ребенка по отношению к причинам собственного пребывания в школе-интернате (я живу в школе-интернате, потому что мои родители не смогли справиться с трудностями). Перевод внутреннего конфликта из эмоциональной сферы в рационально-объяснительную позволит ребенку поставить перед собой задачу стать более успешным, чем его родители.

Роль родственников в процессе взаимодействия должна оговариваться заранее, но как, правило, она не является заместительной, то есть не заменяет родительские функции. Важно, чтобы ребенок осознал для себя позицию родственников, с которыми должен поддерживать доброжелательную, информативную связь. Ребенка забирают на каникулы, созваниваются и т.д. Эта связь оказывает на ребенка воспитывающее влияние и является важным фактором социализации, так как он извлекает из нее информацию о семье: роли отца и матери, распределении обязанностей, месте детей в семье и многое другое, что необходимо знать воспитаннику при создании своей семьи.

Для поддержания связи с родителями и родственникам и можно отправлять по почте информацию об успехах ребенка, о его биографических событиях, фотографии, отзывы воспитателей, сочинения, рисунки и тому подобное или собирать все “успехи” ребенка в “Портфолио”.

Привлечение родственников к воспитательной работе – очень сложный и длительный процесс. Сначала их приглашают как пассивных наблюдателей на какие-либо мероприятия, устраиваемые в школе-интернате, а также для оказания небольшой помощи по обустройству быта школы-интерната. Затем на родственников возлагаются некоторые функции по решению какой-либо проблемы ребенка, требующей вмешательства со стороны взрослых.

Воспитанники школы-интерната и общеобразовательная школа.

Особого внимания педагогов школы-интерната требует развитие взаимодействия со школами, где будут обучаться воспитанники. Педагогами этих учреждений обеспечивается взаимная информированность о делах школы, школы-интерната, об особенностях, успехах, проблемах воспитанников, взаимная помощь в решении проблем, в продвижении и развитии детей. Целесообразны совместные педагогические консилиумы, педсоветы с участием воспитателей школы-интерната и учителей, педагогов школы, работающих с воспитанниками.

Школа-интернат и социальные институты общества.

Взаимодействие детей школы-интерната и социальных институтов общества может быть непосредственным и опосредованным, когда оно организуется, направляется, контролируется персоналом школы-интерната (воспитателем, классным руководителем, педагогом-психологом, заместителем директора, директором). Коллектив практикует различные группы форм взаимодействия школы-интерната и его воспитанников с социальными институтами общества:

  • функциональная;
  • социосредовая.

Первая группа форм (функциональная) нужна для обеспечения базового жизнеустройства ею воспитанников. Эти формы взаимодействия определяются предназначением школы-интерната, отведенной ему ролью и местом в системе образования. Они регламентируются директивами и инструкциями и включаются в функциональные должностные обязанности персонала школы-интерната.

Школа-интернат взаимодействует с органами и учреждениями образования по вопросам оформления и приема детей (органами опеки и попечительства), по вопросам определения образовательного маршрута воспитанников (отдел образования), по вопросам диагностики и коррекции (психолого-медико-педагогические комиссии); с органами и учреждениями социальной защиты – по вопросам назначения выплаты социальных пособий, бытового устройства и т.п. (отделы “семьи и детства”, назначения и выплаты пенсий и пособий); с органами и учреждениями охраны правопорядка – по вопросам перевоспитания и работы с семьей (отделы профилактики правонарушений, комиссии по делам несовершеннолетних); с органами и учреждениями здравоохранения – по вопросам медицинской профилактики, лечения и оздоровления детей. Кроме того, администрация школы-интерната как представитель интересов ребенка взаимодействует с судами по вопросам семейных обязанностей, имущественных прав, преступлений детей и преступлений против детей; с прокуратурой – по вопросам надзора за соблюдением законодательства о правах детей; с жилищными комиссиями местных администраций – по вопросам обеспечения жильем детей-сирот (если такие имеются), с Роспотребнадзором – по вопросам соблюдения санитарных норм и правил.

Вторая группа форм взаимодействия (социосредовая) нужна для социализации воспитанников школы-интерната. Это взаимодействие школы-интерната и его воспитанников с окружением, как части с целостным сообществом, обеспечивающее интеграцию воспитанников в культурную, общественно-политическую, социально-экономическую среду. Эти формы взаимодействия не регламентируются какими-либо инструкциями, а зависят исключительно от социального самоопределения школы-интерната как части местного сообщества и социально активной позиции его администрации и персонала.

Культурная среда – это сложившаяся в районе инфраструктура учреждений культуры (Дом культуры, ЦДТ, библиотека, музей) и спорта (ДЮСШ, стадион и т.д.), учреждений дополнительного образования (спортивные, творческие, технические, досуговые и т.д.) и общественных организаций. Школой-интернатом используется база этих учреждений для проведения систематической воспитательной работы, привлечения специалистов для организации познавательной, досуговой деятельности воспитанников, проявляется инициатива в организации совместной работы, проведении воспитательных мероприятий с участием работников культурных и образовательных центров.

Общественная среда – это в первую очередь детские и молодежные объединения, общественные объединения экологической, правозащитной, социально-защитной и другой направленности.

Немаловажным здесь является участие в деятельности общественных органов и учреждений, создаваемые гражданами по месту жительства для решения вопросов совместного проживания: благоустройства и озеленения территории, охраны окружающей среды, охраны общественного порядка, совместного отдыха и досуга и т.д.

Социально-экономическая среда – это находящиеся в территориальной близости от школы-интерната промышленные, сельскохозяйственные предприятия, коммерческие организации. Стратегией взаимодействия школы-интерната с предприятиями, организациями коммерческого сектора является социальное партнерство. Эта форма взаимодействия строится на признании предприятием, коммерческой организацией своей гуманистической миссии, своего социального предназначения, а школа-интернат при этом выступает социальным партнером, дающим возможность и помогающим этому предприятию в выполнении его социальных целей.

Социальное партнерство – это разностороннее взаимодействие, включающее как спонсорскую помощь средствами, материалами, оборудованием, так и воспитательную, досугово-культурную, оздоровительную, начальную профориентационную и другую совместную деятельность школы-интерната и общественных организаций. (Приложение 4).

Важно расширять сферу жизнедеятельности и взаимодействия воспитанников с окружающим миром, людьми, изменять место и условия проживания детей в школе-интернате, создавать ситуации для формирования социальной адаптивности, автономности, активности.

Открытость школы-интерната местному сообществу, многообразие его социальных связей, активность педагогов в организации взаимодействия с социальными институтами и учреждениями, использовании их воспитательного потенциала создают такую воспитательную систему школы-интерната, которая обеспечивает его выпускникам высокий уровень социализации.

VII. Содержание воспитательного процесса

Воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Именно внеклассная работа позволяет развивать познавательную активность младших школьников в различных образовательных областях (Приложение 5):

  1. “Нравственное воспитание”
  2. Цель: формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, культуры личности, выработка привычек и умений нравственного поведения.

    - нравственная деятельность;

    - аналитическая, диагностическая деятельность;

  3. “Физическое воспитание и охрана здоровья”
  4. Цель: Содействие всестороннему развитию личности, формирование у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижения определённого уровня физической культуры, формирование ЗОЖ.

    - спортивно-оздоровительная деятельность;

    - просветительская работа по формированию ЗОЖ, соблюдению личной гигиены и сохранению своего здоровья;

  5. “Гражданское и патриотическое воспитание”
  6. Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

    - информационно-просветительская деятельность;

    - познавательная деятельность;

    - нравственно-правовая деятельность;

  7. “Трудовое и экологическое воспитание”
  8. Цель: Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду, проявляющей интерес к будущей профессии, её осознанному выбору.

    - трудовая деятельность;

    - общественно-полезная деятельность;

  9. “Основы социализации и общения”
  10. Цель: Нравственно-эстетическое воспитание детей, эмоционально-психологическая и социальная реабилитация обучающихся воспитанников.

    - познавательная деятельность;

    - творческая деятельность;

    - нравственная деятельность;

  11. “Эстетическое воспитание”

Цель: Развитие чувственного мироощущения, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных способностей, развитие творческих способностей.

  • трудовая деятельность;
  • творческая деятельность;

Основные направления работы:

  • валеологическое (проект “Будь здоров”);
  • познавательное (проекты “Тропинка к своему Я”, “Мы живем в России”, “Мы все – жители планеты Земля”, “Мы живем среди людей”);
  • досуговая деятельность (проект “Мастерилка”).

Основные формы работы:

  • практические занятия;
  • ролевые игры;
  • конкурсы;
  • праздники;
  • беседы;
  • викторины;
  • чтение дополнительной литературы;
  • экскурсии.

Реализация программы рассчитана на использование традиционных форм воспитания, нестандартных воспитательных технологий, коррекционно-развивающих форм, методов и приёмов.

Комплексное воспитание осуществляется через рациональное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм воспитания.

Ученическое самоуправление – важная часть воспитательной работы, самостоятельной деятельности учащихся. (Приложение 6)

Цели:

  • осознание себя учащимися в деятельности;
  • воспитание самоконтроля и коррекции;
  • формирование личностного роста

Направления работы ученического самоуправления:

  • организация шефской помощи;
  • проведение трудовых акций, “добрых дел”;
  • работа творческой группы художников-оформителей;
  • осуществление связи с социумом;
  • программирование тематических недель.

Профилактическая работа с учащимися.

Цели:

  • своевременное выявление учащихся “группы риска”;
  • снижение негативного влияния социума на детей;
  • сбережение здоровья детей;
  • развитие детей не только физически, но и умственно, без отрицательного опыта;
  • психо – педагогические методики изучения уровня развития ребенка.

Кружковая работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе-интернате, одна из форм организации свободного времени воспитанников. В школе-интернате работают кружки: “ЗОЖ”, танцевальный, театральный, спортивный, тестопластика, которые посещают дети интерната. Воспитанников принимают в кружки с учетом способностей, интересов, склонностей, с учетом желания родителей и по рекомендациям воспитателей, учителей.

В соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей с отклонениями в развитии и поведении необходимо коррекционно-развивающее сопровождение. Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких – либо отклонений, недостатков личности ребёнка на основе развития его потенциальных возможностей. Коррекционно – развивающее сопровождение воспитательного процесса подразумевает использование коррекционных методов и приёмов:

1. Приёмы, способствующие нравственным поступкам и накоплению социально – положительного опыта:

  • Организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не добьётся успешности в обучении).
  • Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя).
  • Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения).
  • Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания).
  • Ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению).

2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:

  • Просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства).
  • Поощрение - похвала, награда, одобрение.
  • Авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или предоставление ему определённого блага, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ученик ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом).
  • Обходное движение (подразумевает отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу).

  Проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство стыда):

  • Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый школьником проступок).
  • Поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание от своего имени, что ученик будет достойно себя вести).
  • Проявление умений и превосходство учителя (ученики уважают своего учителя, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).

3. Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:

  • Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно).
  • Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку).
  • Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания).
  • Приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме) .
  • Предупреждение (заключается в раскрытии перед учеником будущих для него перспектив, если он не изменит своего поведения) .
  • Разоблачение или выявление виновного.

4. Приёмы со скрытым действием:

  • Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося).
  • Намёк (школьнику дают почувствовать его вину, не прибегая к осуждению или наказанию).
  • Ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания).
  • Мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования).
  • Ирония (выставляют провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности).

VIII. Работа с родителями

Цели воспитания в семье и школе обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к детям в школе и в семье нередко не согласованы. Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к детям необходимы согласованные взаимодействия.

Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании ребёнка, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Принципы взаимной деятельности:

  • обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Деятельность воспитателя с родителями или законными представителями воспитанников представлена следующими направлениями и формами:

1. Изучение условий семейного воспитания (Приложение 7)

Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, изучение особенностей семейного воспитания.

Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании, разработка и реализация проектов “Дом, в котором будем жить”, “Моя семья”.

2. Информирование родителей о содержании воспитательного процесса

Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

3. Взаимодействие с родительским комитетом

Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.

4. Совместная деятельность родителей и детей

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.

IX. Требования к уровню реализации программы

Результатом реализации воспитательного процесса считать динамику продвижения в усвоении знаний и навыков воспитанности. Динамика воспитанности обучающихся предполагает следующие показатели: воспитанники должны осознавать своё “Я” на личностном и социальном уровнях, у них должны быть сформированы основы психологической компетентности.

  • Знает “Какой я?”, “Что я могу?”; заложены элементы позиции доверия и уверенности в самом себе; адекватно понимает свои возможности, способности, особенности характера; знает свои “сильные” и “слабые” стороны; умеет общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого, жестового общения; владеет своим настроением, мимикой лица; знает правила взаимоотношений между людьми; умеет слушать и быть интересным другом; может расположить к себе человека; умеет улыбаться, спорить, избегать драки, конфликта; умеет работать сообща, сотрудничать, учитывать интересы и желания других.
  • Знает, что здоровье — это бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать. Понимает значение спорта, физкультуры для организма; владеет элементами какого-либо вида спорта; может сам составить для себя комплекс утренней зарядки, физической нагрузки на неделю, в течение дня; имеет скоординированную походку; владеет навыками посадки при учебе, еде, позой во время сна, бега, ходьбы и пр.
  • Имеет развитое воображение, элементы творческого мышления; знает о широком аспекте творческих профессий и понимает их значение для жизни человека; осознает прекрасное и сам стремится быть красивым и приумножать красоту; сформирована потребность к прекрасному; умеет самостоятельно заниматься каким-либо видом творчества; знаком с основами народного творчества, промыслами.
  • Владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнять работы по дому, участку: убирать, мыть, стирать, гладить, чистить...
  • Имеет представления о видах профессий, труде; осознает связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их назначение; ориентируется в гражданском законодательстве о правах и обязанностях детей в нашей стране; имеет представление о правонарушениях и ответственности за это; знает, что он гражданин России; знаком с символикой, обычаями и обрядами.

X. Показатели результата воспитанности

Предметно-информационная составляющая:

Знание.

  • Знает правила и нормы поведения.
  • 3нает правила гигиены и самообслуживания.
  • 3нает правила безопасности жизнедеятельности (ПДЦ, ППБ, ЗОЖ).
  • 3нает место человека в мире.

Понимание.

  • Понимает свою роль в обществе, правила соц. общежития и правовой культуры.
  • Понимает правила ОБЖ (ТБ и ОТ, ППБ, ПДД, ЗОЖ).

Применение.

  • Придерживается жизненной позиции, принятой в обществе.
  • Применяет необходимые правила в конкретной практической ситуации.

Обобщение.

  • Анализирует ситуации, поступки свои и окружающих, умеет делать выводы
  • Использует знания из различных областей

Оценивание.

  • Умеет делать положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам.
  • Умеет изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами поведения, принятыми в обществе.

Деятельностно-коммуникативная составляющая:

Организация деятельности.

  • Планирует свою деятельность, ставит определенные цели и задачи.
  • Анализирует результаты выполненного задания, самооценка.
  • Соблюдает дисциплину (саморегуляция).
  • Проявляет настойчивость в достижении цели.

Коммуникативные умения.

  • Смысловое соответствие ответа предложенному вопросу или заданию.
  • Культура речи: вежливость, тактичность, отсутствие брани.

Эмоционально-ценностные отношения:

Отношение к себе.

  • Положительное чувственно-эмоциональное отношение к себе как личности способной успешно адаптироваться к требованиям окружающих.
  • Адекватная оценка собственных возможностей в различных видах деятельности.
  • Осознание требований норм и правил как основы регулирования собственного поведения.
  • Осознание ценности собственного психофизического и социального здоровья и необходимости его сохранения и укрепления.

Отношение к другим.

  • Осознание особенностей взаимодействия с родителями и педагогами в младшем школьном возрасте.
  • Понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем.
  • Понимание роли коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности.
  • Осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами.

Отношение к учебной деятельности.

  • Понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений о себе, обществе, жизни региона.
  • Осознание ценности получаемых школьных знаний для практической деятельности.
  • Понимание значимости умелого выбора в образовательной и практической деятельности.

Отношение к миру.

  • Понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии социокультурного пространства и чувство ответственности за его будущее.
  • Понимание противоречивости развития окружающего мира и способность выстраивать отношения с ним в зависимости от ситуации.

XI. Методы, средства и способы оценки эффективности воспитательной системы

Повышение эффективности функционирования школы-интерната необходимо начинать с создания системы информационного обеспечения. Получить надёжную и достоверную информацию о ходе воспитательного процесса можно при осуществлении его мониторинга. Под мониторингом в педагогике понимают “...непрерывное, длительное наблюдение образовательного процесса и управление им”. (А.Н. Дахин)

Для того чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, он должен быть тщательно организован. Прежде чем приступить к построению системы мониторинга воспитательного процесса, необходимо определить цели, задачи, объект наблюдения.

Мониторинг - систематическое, стандартизированное отслеживание во времени определённых показателей процесса. На этой основе систематически и целенаправленно изучается воспитательный процесс в течение всего учебного года.

Наиболее важным звеном в мониторинге является диагностика. Практический опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами развития коллектива и личности.

Диагностика воспитанности - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса. Через диагностику классный руководитель устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим выявлено три типа диагностики в работе классного руководителя: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед определением воспитательных задач, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, классный руководитель изучает уровень

воспитанности ученика. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, классному руководителю обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности. Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

Текущая диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Изучение коллектива проводится постоянно. Классный коллектив как компонент сложной динамической социальной системы обладает типичными чертами и видовыми отличиями.

Классный руководитель, воспитатель диагностирует развитие учеников, изучая качества личности, которые были объектом воспитания, являлись ведущими на данном этапе их развития.

Практически невозможно провести диагностику всех качеств личности. Достаточно уточнить ведущие задачи и в соответствии с этим проследить за их реализацией в процессе формирования соответствующих свойств и качеств школьников.

Содержание диагностики зависит также от возраста учеников. Учитывая специфику возрастного развития учеников и опираясь на сенситивные периоды, соответствующие возрасту, педагог диагностирует ту или иную группу интегративных свойств, характерную для данного возраста.

Педагогические коллективы школ длительное время ориентировались только на качество знаний учащихся, а этого сегодня явно недостаточно. Сошлёмся на позицию Ю.А. Конаржевского, который утверждает, что “нельзя ориентироваться только на качество обучения”. В современной школе, находящейся на этапе развития, показатель качества должен быть трехаспектным:

  • уровень развития;
  • уровень знаний;
  • уровень воспитанности.

К определению критериев и показателей воспитанности личности в теории и практике воспитания существует несколько подходов. В качестве эталонных показателей воспитанности используются критерии (от лат. “сравнение”).

Критерий воспитанности - это теоретически разработанные учеными показатели уровня сформированности различных качеств личности. Мы пользуемся авторской концепцией М.И. Шиловой (Приложение 8), в которой на основе квалиметрического подхода были разработаны целостные диагностические программы изучения воспитанности. В этих программах авторские критерии воспитанности были выражены через выбор конкретных показателей – единиц наблюдения. Оформляются в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств

присваивается оценка, то можно осуществить сравнение и произвести подсчет, выражая уровни воспитанности числом.

Главная цель определения уровня воспитанности – изучить отношение ребёнка к окружающей действительности.

Анализ результатов воспитательной деятельности основывается на представлении о воспитанности как продукте воспитания, мере соответствия планируемому результату процесса воспитания.

Воспитанность – многомерная и многослойная совокупность личностных и человеческих характеристик школьника, которая подлежит постоянным изменениям и возрастным модификациям. Процесс отслеживания данных изменений в ходе воспитательного процесса определяет сущность анализа и оценки результатов воспитания.

Воспитанность – интегративный показатель сформированности отношений ученика:

  • к себе как субъекту развития;
  • природе как естественной среде жизни;
  • культуре как искусственной среде жизни;
  • обществу как окружающему социуму;
  • учебе как ведущей форме деятельности.

Критерии воспитанности – наиболее общие качества личности, востребованные обществом в конкретных условиях времени и пространства, имеющие в своей основе ценности данного общества, а также ориентированные на общечеловеческие ценности.

Показатели воспитанности - конкретные проявления качеств личности в поступках человека, определяющих его поведение.

Уровень воспитанности – результат мониторинга показателей воспитанности.

Изучение уровня воспитанности сегодня связано, прежде всего, с тем, что школа должна формировать человека с достаточно хорошей ориентацией в окружающей социальной действительности, то есть в жизни. Сложность определения качества воспитанности заключается в нестабильности этого результата, так как формирующаяся личность школьника - явление динамичное. Поэтому воспитательный результат определяется по тенденции формирования личности.

“Однако существующие методики диагностики воспитанности нельзя считать абсолютными. А только совокупность разных приемов, их комплексное использование позволяет получить более точные результаты”. (Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. - М., 2000). Поэтому педагоги используют в своей работе диагностику уровня воспитанности во внешнеповеденческом аспекте. За основу взяты следующие критерии.

Критерии воспитанности

1. Отношение к себе.

  • Внешний вид, аккуратность.
  • Культура речи.
  • Культура здоровьесбережения, личная гигиена, отсутствие вредных привычек.
  • Самосовершенствование – самовоспитание, саморазвитие, усвоение основных понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием).

2. Отношение к окружающему социуму.

  • Правомерность действий, знание и уважение законов и прав человека.
  • Активная жизненная позиция – принципиальность, воплощенная в деятельность.
  • Активная гражданская позиция – знание и уважение государственной символики, патриотизм, воплощенный в поведении деятельности.
  • Толерантное поведение, культура социальных отношений. Включая экономические и правовые.

3. Отношение к культуре.

  • Уважение, бережное отношение к созданным культурным ценностям.
  • Освоение культурных ценностей, достижений человечества – стремление к познанию, освоению эффективных способов мыслительных действий, общенаучных методов познания.
  • Приобщение к духовной сфере жизни общества – любовь к искусству, понимание религиозных аспектов жизни, усвоение основных общеэстетических понятий.

4. Отношение к природе.

  • Уважение, бережное отношение к природе.
  • Приобщение к богатству природного мира, стремление к его познанию, усвоение основных экологических понятий, активное участие в защите окружающей природы.

Оценивание эффективности методики:

1 балл – качество отсутствует

2 балла – качество проявляется редко

3 балла – качество присутствует всегда

Динамика развития и воспитанности отслеживается 2 раза в год.

Методы, используемые воспитателем для определения уровня тех или иных качеств воспитанности обучающихся воспитанников.

  • Самая большая и популярная группа этих методов – это опросы. С их помощью выявляются ценностные ориентации воспитанников, знания, установки, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.
  • Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний о воспитанниках.
  • Метод беседа – обязывает прислушиваться к суждениям окружающих ребёнка, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности.
  • Метод анкетирования – позволяет выяснить не только мнение воспитанников по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения.
  • Метод суждения, взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к воспитанникам с просьбой, высказать своё мнение, дать совет, как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме.

Таким образом, изучив уровень воспитанности, педагоги в дальнейшем могут проводить коррекцию воспитанности учащихся, стремясь к запланированному результату, управлять воспитанием и самовоспитанием школьников.

Система мониторинга воспитательной системы (ВС)

Объекты анализа Показатели объектов анализа Деятельность мониторинга Последующие управленческие действия
1. Модель управления ВС:

- поддержание целостности системы;

- создание условий для благоприятного развития личности;

- поддержание взаимодействия субъектов ВС;

- поддержание процессов самоорганизации ВС

Функционирование школы-интерната в условиях воспитательной системы:

- упорядоченность жизнедеятельности (деятельность в рамках разработанной концепции ВС);

- интеграция воспитательных усилий субъектов ВС (ключевые дела, системообразующий вид деятельности);

- наличие коллективных отношений (отношение к деятельности; заинтересованность в совместных делах; эмоционально-психологические отношения в группе; структура деловых отношений);

- организационная структура управления ВС

Средовая диагностика:

- определение образа жизни школы-интерната как свойства целостности ВС (уникальный, неповторимый способ реагирования на события внешней и внутренней жизни людей; обеспечивает стиль жизни, стандарты, ценности, поведение);

- определение типа личности, производимого средой;

- анализ и оценка возможностей среды;

- определение значений среды, которые сформированы у личности;

- определение позитивных элементов среды.

- разработка плана административного контроля;

- разработка плана заседаний МО воспитателей;

- разработка плана заседаний педагогических советов;

2. Психологический климат школы-интерната - активность, нициативность субъектов ВС;

- доброжелательность в отношениях;

- мажорный тон взаимоотношений;

- анализ среды жизнедеятельности школы-интерната (определение ценностей среды; анализ деятельности по освоению ценностей; анализ духовных усилий по осмыслению окружающего мира);

- сбор и анализ продуктов деятельности, познания, сотрудничества, взаимодействия, адаптации, поиска, обнаружения, осмысления ценностей во внутренней среде;

- коррекция воспитательной деятельности (введение мер сдерживающего, разрушающего, поддерживающего характера; обращение к приоритетным стратегиям воспитания определенного типа личности);

- формирование востребованных значений (восстановление ранее существовавших ниш, восполнение исчерпавших свои возможности ниш, воспроизводство ниш с заданными значениями, воспрепятствование неадекватным значениям, воздержание от действий);

3. Взаимодействие с внешней средой - связи с различными сходными и разными по функциям воспитательными центрами;

- участие в тематических программах района, области на уровне компенсации (в условиях дефицита ресурсов), сотрудничества (совместная деятельность), социально-педагогического комплекса (единое нормативное и организационное пространство);

- сбор и анализ продуктов деятельности, познания, сотрудничества, взаимодействия, адаптации, поиска, обнаружения, осмысления ценностей во внешней среде - прогноз разрешающих возможностей среды (оценка способности среды меняться и менять поведение детей);

- конструирование надлежащих значений среды (обозначение желаемых функций среды);

- варьирование частных действий в поисках эффективных мер воздействия на среду школы-интерната

Список литературы

  1. Воронов В.А. “Разнообразные формы воспитательной работы”, ж. “Воспитание школьника”, 2001
  2. Лобачёвой Т.Ф. “Воспитательная работа с учащимися в современных условиях”, Методические рекомендации. Курган, 1994.
  3. Рожкова М.И “Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением”, Москва, 2001.
  4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Педагогика. М., 1987.
  5. Иванов И.П. “Энциклопедия коллективно-творческих дел”, Педагогика. Москва, 1989.
  6. Карпова Г.А. “Методы педагогической диагностики”. Учебное пособие, Екатеринбург, 2001.
  7. Карпова Г. А. “Методическая диагностика взаимоотношений Учитель - Ученик”. Екатеринбург, 2000 г.
  8. Карпова Г.А. “Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций”, Екатеринбург, 2000 г.
  9. Карпова Г.А. “Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения”, Екатеринбург, 1998.
  10. Карпова Г. А. “Педагогическая диагностика самосознания ”, Екатеринбург, 2000.
  11. Карпова Г.А. “Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника”, Екатеринбург, 1997.
  12. Клюева Н.В. “Учим детей общению”, Ярославль, 1997.
  13. Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”, Ярославль, 1997.
  14. Кульневич С.В. “Воспитательная работа в средней школе”, Т. Ц. “Учитель” 2001.
  15. Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе” 1-2 части. Москва, 2002.
  16. Матвеева О.А. “Развивающая и коррекционная работа с детьми”, Москва, 2001.
  17. Плинер Я.Г. “Воспитание личности в коллективе”
  18. Рувинский Л.И. “Нравственное воспитание личности”, Москва, 1981.
  19. Рычкова М. А. “Поведенческие расстройства”, Москва, 2001.
  20. Сергеева В. П. “Классный руководитель в современной школе”, Москва, 2001.
  21. Сергеева В. П “Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я”, Москва, 2002.
  22. Смирнова Е.Е. “На пути к выбору профессии”, С – Пб, 2003.
  23. Смирнова Т.П. “Психологическая коррекция агрессивного поведения детей”, Ростов н/ Д, Феникс, 2008 г.
  24. Созонов В. П. “Организация воспитательной работы в классе”, Москва, 2000
  25. Хаткевич О. А. “Переходный возраст”, Минск, 2003.
  26. Шемшурина А. И. “Этические диалоги с учащимися”, Москва, 1999.
  27. Шилова М. И. “Учителю о воспитанности школьников”, Москва, 1990.
  28. Шулешко Н.Е., Ершова А.П. “Социо-игровые подходы к педагогике”, Красноярск, 1990.
  29. Щуркова Н. Е. “Классный час и его организация”, Москва, 1981.
  30. Баженов В.Г. “Воспитание педагогически запущенных подростков”, Киев, 1986.

Приложения находятся у автора