При всём многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения, достаточно, едины в отношении необходимости формирования, развития экологической культуры. Многие рассматривают экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. Стало быть, образование и культура становятся интегральным фокусом всей образовательной системы, определяя соответствующие требования и педагогические технологии на всех этапах обучения.
Объективная реальность сама по себе автоматически не формирует экологическую личность. Необходимо активное освоение содержания экологической культуры каждым человеком. При этом принципиальным является вопрос о том, что должно стоять в центре внимания. При этом принципиальным является вопрос о том, что должно стоять в центре внимания: “природная среда” или мир природы. Ориентация на “природу как на среду” получила наибольшее развитие в мире и поддержку на международном уровне. Однако имеются убедительные исследования, которые показали, что без акцентирования экологического образования на “мире природы” невозможно комплексное решение проблемы экологического кризиса. Мы должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре общения с растениями и животными.
Изучение опыта педагогов-новаторов открывает огромные перспективы в решении данной проблемы. В частности, опыт В.А. Сухомлинско [7], который до сих пор не нашёл должного применения в школе. Ценность и новизна его подхода к решению проблемы экологического воспитания созвучна с требованиями времени и заключается в том, что он рассматривает экологическое воспитание не как составляющую часть формирования всесторонне развитой личности. А как её основу, фундамент всей педагогической системы. Основа этой системы - воспитание детей через природу, осуществление их всестороннего развития. Природа, по глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, должна быть “не каким- то придатком, фоном умственных интересов”, а самой сутью жизненной среды”, так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребёнка. Таким образом, в отличие от узко традиционного подхода к экологическому воспитанию В.А. Сухомлинский раскрыл его сущность в широком социальном и нравственно-этическом планах. Рассматривая природу как мир, в котором ребёнок рождается, живёт и познаёт окружающую деятельность, а также самого себя, педагог новатор утверждает. Что это обстоятельство не только облегчает воспитательную работу с детьми, но и делает её богаче, многограннее, содержательнее.
Уникальность опыта экологического воспитания В.А. Сухомлинского не только в утверждении нового подхода, но и в раскрытии педагогических условий и путей, при которых воспитание через природу развивает личность, становится основой образовательного процесса. Для реализации в практике экологического образования В.А. Сухомлинский предлагает в своих трудах несколько аспектов:
- Осуществление органического единства интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребёнок улучшает окружающую среду своим трудом ; “умный физический труд” ребёнка по преобразованию и сохранению природы, в процессе которого ребёнок должен убедиться, что природа не терпит невежества;
- Мир природы становится неисчерпаемым источником знаний благодаря тому, что знания поступают в детскую голову очень сложным путём: через руки, через труд, через взаимоотношения с другими людьми, через чувства и переживания, окрашивающие действительность;
- В процессе работы постоянно меняются сами дети, у них формируются взгляды, укрепляются социально-политические, нравственные, эстетические позиции. В конечном счёте из ребёнка постепенно формируется человек в самом высоком смысле слова;
- Использование природы как незаменимого источника эмоционального развития ребёнка, учитывая при этом, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры ощущений и восприятий;
- Проведение путешествий, экскурсий, прогулок в природу, развивая при этом зрительные и слуховые ощущения, восприятия. Слушание музыки весенних лугов, леса, летнего поля, лесного ручья, летней почвы и т.д.
- Обучение детей творческому восприятию природы на уроках праздниках.
Всё это должно способствовать не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому. Переживания, радость и тревога за окружающую природу рождает заботу о ней.
Таким образом, педагогические технологии взаимодействия детей с природой многоплановы. Главным в них можно считать развитие у детей мироощущения единства человека со всем живым на земле, что приведёт его к необходимости организовать свою деятельность с людьми и биосферой.
Новые технологии должны обеспечить на каждой образовательной ступени высокий уровень развития личности и реализацию специфических приоритетных направлений по осуществлению преемственности в работе каждого звена непрерывной системы образовательного процесса. Определяющими основаниями преемственности являются:
Учёт возрастных психологических и индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Это отражает стратегию развивающего образования и предполагает переход от замкнутых образовательных концентров к единой системе развивающего образования детей в период обучения в начальной школе. Специфическая задача начальной школы - закладка начал теоретического отношения к действительности, однако начальная школа не может и не должна развивать у младших школьников исходные формы теоретического мышления на “пустом месте”. Определённое значение в решении данной проблемы может внести педагогическая технология, которая строит образовательный процесс по образцу семейных взаимоотношений: создание атмосферы счастья, понимания и доверительных отношений между педагогом и ребёнком. В период детства не может быть пробных технологий, хотя и в практике избежать этого трудно, поэтому следует на теоретическом уровне свести к минимуму ошибки, в результате которых можно нанести ущерб здоровью. Поэтому рекомендовано в период детства играть, играть и играть.
О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка.
Детство неотделимо от игры [5]. Чем больше значение детства в культуре, тем важнее игра для общества. В начале века критерий психического здоровья формировался так: “Здоров тот, кто умеет любить и работать”. В конце века акценты сместились. Теперь принято считать, что “здоров тот, кто умеет любить, работать и играть”. Наиболее естественным способом проникновения в детство для познания его и для воздействия на него является игра. Игровые педагогические технологии стали широко использоваться в практике работы учителей по экологическому образованию детей. Игра необычно информативна, она знакомит учащихся с окружающим миром и многое “рассказывает” о нём самом педагогу. В игре всё “как будто, понарошку”. Но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания всегда подлинны, искренни. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что даёт возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.
Игры как часть общественной культуры возводят на Олимп вечности духовные ценности человечества и требуют к себе серьёзного, научного, методического и практического отношения. Взгляд на игру, мешающую “учиться, учиться и учиться” изменился. Теперь игра рассматривается как уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Игра приносит в образование бесконечные сюжеты и темы жизни природы,
Человека и его деятельности. Известный русский писатель, осмысливающий в своих книгах и сценариях явления культуры, Ю. Нагибин[8] так оценивает детскую игру: “Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети. Играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем. Детство без игры аномально и аморально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата отношений, коммуникативности, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира природы и экологии. Исследования психологов доказали возможность формирования в период детства значительно более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. В целом можно сказать о том, что в эколого-природоведческом образовании в период детства через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний, чувств и действий. Поэтому в эколого-природоведческие игровые занятия, уроки включается научно-познавательный, ценностный нормативный и практически-деятельностный компоненты. Ценности природной среды не следует рассматривать только с улитарно-практических позиций полезности.[4]. Такой подход обедняет отношение детей к природе, снижает любознательность, эстетическую отзывчивость и сочувствие. Специфика экологических ценностных ориентаций состоит в их универсальности: они охватывают свойства природы как всеобщей ценности – не только практические, но и познавательные и эстетические. Естественно, что субъективная оценка ценности природы человеком не всегда совпадает с её объективной ценностью. Поэтому так важно понимание детьми уникальной ценности природной среды и формирование экологической ответственности. В личностном аспекте ответственность выступает как существенное нравственное и психологическое качество человека, одна из важнейших черт его характера. Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и предстаёт как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребности, а также эмоциональных отношений любви, привязанности.
Существует множество различных игровых занятий, которые позволяют погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где дети проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с учителем и своими сверстниками. Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, активно, охотно и с удовольствием на уроках и внеклассных занятиях.
Далее предлагаю содержание эколого-природоведческой игры “В гости к Лесовичку”(см. приложение).
Приложение
Вступительное слово.
У: Ребята, сегодня я зашла в класс и у себя на столе обнаружила необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю, в гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке раздаётся звонкий смех,
Игры конкурсы, забавы,
Приглашаю к себе всех.
Подпись:
Я люблю гулять по лесу, в лесу хожу я каждый день.
Всё в лесу мне интересно6каждый куст и каждый пень.
Я весёлый старичок, Старичок-Лесовичок!
У: Ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? В помощь он нам прислал путеводитель, чтобы мы не заблудились в его лесных владениях.
Ход путешествия
У: Вот мы на лесной поляне. Первая наша стоянка “Айболит”. Дети, вспомните кто такой Айболит?
Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей.
У: Лечит он зверей разными пилюлями, мазями, настойками. Многие лекарственные средства изготавливают из растений, которые растут на нашей поляне. А какие мы сейчас узнаем.
Викторина.
- Какое растение богато витамином “С”? (Шиповник)
- Какой цветок лечит сердце? (Ландыш)
- Какое лекарственное растение используют для лечения ран? (Подорожник)
- Какое лекарственное растение используют для лечения простуды? (Смородина, малина)
(После каждого ответа на полянку выставляются указанные растения)
У: Следующая остановка “Дары леса”.
Летом в лесу появляется большое количество различных плодов и ягод. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем, какие же дары преподносит нам лес. По которому мы совершаем путешествие.
По горизонтали:
2. Невысок и коренаст поглядеть решил на нас, приподняв с утра, под ветками, лист с примятыми иголками.
4. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками.
5. Не балует дуб детей, одевает без затей: все в его семейке носят тюбетейки.
6. Что за колючие мышки?
Это еловые …
По вертикали:
1. Чем больше колец, тем старше жилец.
3. Ловит солнышко лучистое, зрея на опушке.
Покраснее и душистая попадает в кружки.
У: А дальше наш путь лежит к остановке “Музыка леса”.
- Что можно у слышать в лесу?
Наш лес наполнен трелями птиц. Давайте, угадаем какие птицы живут в нашем лесу?
Загадки.
Кто в беретке ярко-красной.
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где плещутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворение.
Угадай, что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Кто это?
У: А теперь послушайте трели птиц (включается запись) и угадайте по голосам птиц!
(После каждой отгадки на поляну прикрепляется фигурка птицы)
У: Наше путешествие по владениям Старичка-Лесовичка продолжается. И следующая остановка “Чудеса в лесу”.
Не только лес, но и вся природа скрывает в себе бессчётное количество самых необыкновенных рекордов. Сейчас нас ждёт викторина, которая называется “Чудеса леса”.
1. Назовите самую крупную птицу (Страус)
2. У каких растений самые большие листья? (Виктория амазонская)
3. Какие растения самые высокие? (Эквалипт)
4. Кто из животных быстрее всех бегает? (Гепард)
5. Кто из животных быстрее всех плавает? (Рыба меч)
6. Кто из птиц быстрее всех летает? (Стриж)
Подведение итогов.
У: Вот и прошли мы весь путь, указанный в путеводителе, удачно справились со всеми заданиями, а теперь настал черёд встретится с хозяином леса Старичком-Лесовичком. Ему очень дорог родной лес, и он хочет быть уверен, что и вы дорожите этим богатством. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?
- Не рубить живые деревья и кустарники.
- Не разводить костры под деревьями.
- Не оставлять банки и бумагу.
- Не рвать цветы.
- Не разорять гнёзда птиц.
- Не брать домой детёнышей зверей.
У: Молодцы! Я уверена, что хозяин леса не сомневается в том, что вы всегда будете бережно относиться к природным сокровищам. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях.
Продолжается работа по интересам. Предлагаются варианты.
- Фотоохота (найти и отснять интересную композицию, пейзаж).
- Зарисовать лес по впечатлениям.
- Из природного материала создать композицию, букет.
- Сочинить стихи соответствующие настроению, навеянному лесом.
- Из пластилина вылепить животных, растения леса.
- Подготовить рассказы о растениях леса.
Литература
1. Н.Ф. Дик “Развивающие занятия по экологии”. Москва. “Русское слово”, 2006 год.
2. Журнал “Юный натуралист”, сентябрь, 2006 год.
3. Журнал “Начальная школа” март, 2005 год.
4. М.М. Баранников “В союзе с природой”. Ставрополь, “Академия развития”, 2005 год.
5. Г.В. Буковская “Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников”. Москва. “ Вако”, 2004 год.
6. Е.Ю. Сухаревская “Природа и история родного края”. “Баро Пресс”, 2003 год.
7. В.А. Сухомлинский “Избранные произведения”. Киев, 1987 год.
8. Ю.М.Нагибин “Другая жизнь”. Москва. “АСТ”, 2004 год.