Актуальность:
Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Цель проекта: обогащение ребенка знаниями об истории России.
Задачи проекта:
- воспитание патриотизма;
- духовно-нравственное развитие;
- разучить отрывки из былин.
Предварительная работа: чтение былин с последующей беседой по ее содержанию.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Работа с детьми: занятия с использованием компьютерной технологии (показ слайдов, затем “оживление” слайдов), рассматривание иллюстраций, разучивание отрывков из былин.
Вывод: знакомство с былинами дало детям представление о героическом прошлом русского народа, вызвало у них интерес к языку былин, сказаний, песен, вызвало чувство гордости и уважение к русским воинам и желание им подрожать.
Взаимодействие с родителями: консультации, папки-передвижки, родительская газета “Богатыри Всея Руси”, презентация изучаемой темы, анкетирование по теме “Золотое руно”, виртуальная игра “По страницам былин”, праздник с папами “Богатырские потехи”, награждение победителей в игре и в анкетировании.
Конспекты занятий “Путешествие по Древней Руси. “Добрыня и Змей”.
1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.
Цель: формировать представление о том, что во все времена Русь нуждалась в защите своих границ. Уточнить знания детей о разных видах оружия эпохи Древней Руси. Закрепить в речи детей названия оружия русского воина (боевой топор, секира, кинжал, копьё, стрелы, меч, палица, щит, лук, булава), а также других средств защиты государства от врагов: сигнальные башни, оборонительные стены, рвы, наполненные водой. Воспитывать интерес к истории Руси.
Ход: Воспитатель рассказывает и показывает слайды.
В разные времена Российское государство всегда нуждалось в защите своих границ от внешних врагов. Правители Древней Руси заботились не только о расширении границ: захвате новых территорий, но и об их укреплении. Особенно большое внимание укреплению границ земли русской, обороне уделял Великий князь Владимир Красное Солнышко. При правлении Владимира рубежи Киевской Руси охраняли богатырские заставы. В те годы больше всего бед русским землям доставляли набеги кочевников-печенегов. Для того, чтобы защитить свой народ от их безжалостных нападений по приказу князя Владимира на границе было построено много крепостей, в которых поселялись храбрые воины. Кроме того, было сооружено много сигнальных башен, на которых в случае появления печенегов зажигались сигнальные костры. Благодаря этому в Киеве уже через несколько часов узнавали о грозящей опасности. Князь быстро собирал дружину и отправлялся на защиту границ.
Каждый большой город Древней Руси имел свою оборонительную систему. Город защищала высокая оборонительная стена. Стены чаще всего были окружены водой. Для этого, в том месте, где не было реки, выкапывался глубокий ров и заливался водой.
Для защиты от многочисленных врагов древним славянам требовалось оружие: железные мечи, стрелы, копья, палицы и т.д. Всё это делала мастера-оружейники. Славянские воины-ратники облачались в кольчуги, защищавшие тело, и в железные шлемы, защищавшие головы.
2. Чтение былины "Добрыня и Змей".
Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах из жизни древних славян на основе былины "Добрыня и Змей". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога былины.
Обогатить словарь детей словами и выражениями: Рязань, меч булатный, копьё муравчатое, палица булатная, Пучай-река.
Материал: Иллюстрации с изображением старинного оружия.
Ход: Воспитатель читает былину и беседует по вопросам:
- В каком русском городе жил Добрыня Никитич?
- Чем отличался маленький Добрынюшка от своих сверстников?
- Куда отправился Добрынюшка, когда исполнилось ему двадцать годков?
- Как называлась река, к которой спустился Добрыня?
- Почему Добрыня не испугался Змея?
- Почему Добрыня поверил Змею в первый раз?
- У какого князя Добрыня Никитич служил в дружине?
- Какую службу задал князь Владимир Добрыне Никитичу?
- Как встретил Змей Горыныч Добрыню Никитича?
- Кто одержал победу в поединке?
- Кого ещё освободил Добрыня Никитич вместе с Забавой Путятичной?
Конспект занятия: Путешествие по былинам Древней Руси: “Илья Муромец”, “Садко”.
Цель: Закрепить знания детей об основных событиях и героях двух былин. Продолжать закреплять пространственные представления у детей. Закрепить в речи слова , обозначающие направление движения.
Предварительная работа: трое детей разучивают отрывок из былины “Садко”, “Илья Муромец”.
Ход: Звучит сказочная музыка, дети смотрят мультимедийную презентацию.
В: А теперь, проверим, какими вы были внимательными, когда слушали и смотрели былину “Илья Муромец”!
Вопросы:
- Как звали героев этой былины? (Илья Муромец - крестьянский сын, болел тридцать лет и три года, лежал на печи; калики перехожие - путешествующие музыканты; Соловей-разбойник - басурман, творящий зло, с помощью своего страшного свиста).
- Кто и с помощью чего вылечил Илью? (Калики перехожие с помощью добрых слов и колодезной воды, которую выпил Илья).
- С кем собирался сразиться Илья Муромец? (С Соловьём-разбойником).
- Как называлось место сражения? (Место то называлось Чёрная Грязь; добрый конь там не хаживал, а люди - какие были - все мертвы лежат).
В: Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам - игра, а какая угадайте сами (достаёт из шкатулки эмблему с изображением дерущихся петухов). На Руси всегда любили померяться силой богатырской. (Воспитатель предлагает мальчикам сыграть в игру “Петушиные бои”)
В: Последняя загадка музыкальная. (Воспитатель включает отрывок из оперы “Садко”. Дети слушают и называют былину.)
В: А сейчас, выбрав правильные ответы на вопросы, вы вспомните эту былину.
- В каком городе жил Садко? (Изумрудном; Великом Новгороде; Городе Мастеров).
- На берег какого озера часто приходил Садко? (Молочного с кисельными берегами; Лебединого; озера Ильмень).
- Кого встретил Садко на озере? (Морского царя; водолаза; русалку).
- Каким ремеслом стал заниматься Садко в Новгороде? (Печь пироги; чинить самовары, продавать товары).
- Куда решил отправиться Садко с дружиной? (За границу; за московскими товарами; загорать).
- Куда попал Садко в бурю? (На другой корабль; на дно морское; на пляж).
- Почему морской царь отпустил Садко домой? (Сжалился; тот сам сбежал; Садко отдал ему свои гусли).
В: Молодцы. У морского царя был пир. А мы что делаем на праздники?
Д: Веселимся.
В: А какое веселье без хорошей игры?
Воспитатель предлагает “оживить” богатырей, мальчики танцуют танец богатырей.
Литература
- "Русское народное поэтическое творчество", Ю.Г. Круглов, Москва "Высшая школа", 1986.
- "Русский эпос", Ф.М. Селиванов, Москва "Высшая школа", 1988.
- "Былины", Москва "Художественная литература", 1986.
- "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Санкт-Петербург "Детство-пресс", 1999.
- "Новое воспитание", Н.Е. Щуркова, Педагогическое общество России, Москва, 2000.
- "Энциклопедия дошкольников", С.В. Новиков, Москва, 1998."Праздники христианской Руси", Э.О. Бондаренко, Калининград, 1993.
- "Почемучка", А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникрва, Москва, 1987.
- "Пословицы русского народа", В. Даль, Москва, 1984."Мы - Славяне!", М. Семёнова, Санкт-Петербург, 1999.