Проект "Былины"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность:

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Цель проекта: обогащение ребенка знаниями об истории России.

Задачи проекта:

- воспитание патриотизма;

- духовно-нравственное развитие;

- разучить отрывки из былин.

Предварительная работа: чтение былин с последующей беседой по ее содержанию.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Работа с детьми: занятия с использованием компьютерной технологии (показ слайдов, затем “оживление” слайдов), рассматривание иллюстраций, разучивание отрывков из былин.

Вывод: знакомство с былинами дало детям представление о героическом прошлом русского народа, вызвало у них интерес к языку былин, сказаний, песен, вызвало чувство гордости и уважение к русским воинам и желание им подрожать.

Взаимодействие с родителями: консультации, папки-передвижки, родительская газета “Богатыри Всея Руси”, презентация изучаемой темы, анкетирование по теме “Золотое руно”, виртуальная игра “По страницам былин”, праздник с папами “Богатырские потехи”, награждение победителей в игре и в анкетировании.

Конспекты занятий “Путешествие по Древней Руси. “Добрыня и Змей”.

1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.

Цель: формировать представление о том, что во все времена Русь нуждалась в защите своих границ. Уточнить знания детей о разных видах оружия эпохи Древней Руси. Закрепить в речи детей названия оружия русского воина (боевой топор, секира, кинжал, копьё, стрелы, меч, палица, щит, лук, булава), а также других средств защиты государства от врагов: сигнальные башни, оборонительные стены, рвы, наполненные водой. Воспитывать интерес к истории Руси.

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает слайды.

В разные времена Российское государство всегда нуждалось в защите своих границ от внешних врагов. Правители Древней Руси заботились не только о расширении границ: захвате новых территорий, но и об их укреплении. Особенно большое внимание укреплению границ земли русской, обороне уделял Великий князь Владимир Красное Солнышко. При правлении Владимира рубежи Киевской Руси охраняли богатырские заставы. В те годы больше всего бед русским землям доставляли набеги кочевников-печенегов. Для того, чтобы защитить свой народ от их безжалостных нападений по приказу князя Владимира на границе было построено много крепостей, в которых поселялись храбрые воины. Кроме того, было сооружено много сигнальных башен, на которых в случае появления печенегов зажигались сигнальные костры. Благодаря этому в Киеве уже через несколько часов узнавали о грозящей опасности. Князь быстро собирал дружину и отправлялся на защиту границ.

Каждый большой город Древней Руси имел свою оборонительную систему. Город защищала высокая оборонительная стена. Стены чаще всего были окружены водой. Для этого, в том месте, где не было реки, выкапывался глубокий ров и заливался водой.

Для защиты от многочисленных врагов древним славянам требовалось оружие: железные мечи, стрелы, копья, палицы и т.д. Всё это делала мастера-оружейники. Славянские воины-ратники облачались в кольчуги, защищавшие тело, и в железные шлемы, защищавшие головы.

2. Чтение былины "Добрыня и Змей".

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах из жизни древних славян на основе былины "Добрыня и Змей". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога былины.

Обогатить словарь детей словами и выражениями: Рязань, меч булатный, копьё муравчатое, палица булатная, Пучай-река.

Материал: Иллюстрации с изображением старинного оружия.

Ход: Воспитатель читает былину и беседует по вопросам:

  • В каком русском городе жил Добрыня Никитич?
  • Чем отличался маленький Добрынюшка от своих сверстников?
  • Куда отправился Добрынюшка, когда исполнилось ему двадцать годков?
  • Как называлась река, к которой спустился Добрыня?
  • Почему Добрыня не испугался Змея?
  • Почему Добрыня поверил Змею в первый раз?
  • У какого князя Добрыня Никитич служил в дружине?
  • Какую службу задал князь Владимир Добрыне Никитичу?
  • Как встретил Змей Горыныч Добрыню Никитича?
  • Кто одержал победу в поединке?
  • Кого ещё освободил Добрыня Никитич вместе с Забавой Путятичной?

Конспект занятия: Путешествие по былинам Древней Руси: “Илья Муромец”, “Садко”.

Цель: Закрепить знания детей об основных событиях и героях двух былин. Продолжать закреплять пространственные представления у детей. Закрепить в речи слова , обозначающие направление движения.

Предварительная работа: трое детей разучивают отрывок из былины “Садко”, “Илья Муромец”.

Ход: Звучит сказочная музыка, дети смотрят мультимедийную презентацию.

В: А теперь, проверим, какими вы были внимательными, когда слушали и смотрели былину “Илья Муромец”!

Вопросы:

  1. Как звали героев этой былины? (Илья Муромец - крестьянский сын, болел тридцать лет и три года, лежал на печи; калики перехожие - путешествующие музыканты; Соловей-разбойник - басурман, творящий зло, с помощью своего страшного свиста).
  2. Кто и с помощью чего вылечил Илью? (Калики перехожие с помощью добрых слов и колодезной воды, которую выпил Илья).
  3. С кем собирался сразиться Илья Муромец? (С Соловьём-разбойником).
  4. Как называлось место сражения? (Место то называлось Чёрная Грязь; добрый конь там не хаживал, а люди - какие были - все мертвы лежат).

В: Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам - игра, а какая угадайте сами (достаёт из шкатулки эмблему с изображением дерущихся петухов). На Руси всегда любили померяться силой богатырской. (Воспитатель предлагает мальчикам сыграть в игру “Петушиные бои”)

В: Последняя загадка музыкальная. (Воспитатель включает отрывок из оперы “Садко”. Дети слушают и называют былину.)

В: А сейчас, выбрав правильные ответы на вопросы, вы вспомните эту былину.

  • В каком городе жил Садко? (Изумрудном; Великом Новгороде; Городе Мастеров).
  • На берег какого озера часто приходил Садко? (Молочного с кисельными берегами; Лебединого; озера Ильмень).
  • Кого встретил Садко на озере? (Морского царя; водолаза; русалку).
  • Каким ремеслом стал заниматься Садко в Новгороде? (Печь пироги; чинить самовары, продавать товары).
  • Куда решил отправиться Садко с дружиной? (За границу; за московскими товарами; загорать).
  • Куда попал Садко в бурю? (На другой корабль; на дно морское; на пляж).
  • Почему морской царь отпустил Садко домой? (Сжалился; тот сам сбежал; Садко отдал ему свои гусли).

В: Молодцы. У морского царя был пир. А мы что делаем на праздники?

Д: Веселимся.

В: А какое веселье без хорошей игры?

Воспитатель предлагает “оживить” богатырей, мальчики танцуют танец богатырей.

Литература

  1. "Русское народное поэтическое творчество", Ю.Г. Круглов, Москва "Высшая школа", 1986.
  2. "Русский эпос", Ф.М. Селиванов, Москва "Высшая школа", 1988.
  3. "Былины", Москва "Художественная литература", 1986.
  4. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Санкт-Петербург "Детство-пресс", 1999.
  5. "Новое воспитание", Н.Е. Щуркова, Педагогическое общество России, Москва, 2000.
  6. "Энциклопедия дошкольников", С.В. Новиков, Москва, 1998."Праздники христианской Руси", Э.О. Бондаренко, Калининград, 1993.
  7. "Почемучка", А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникрва, Москва, 1987.
  8. "Пословицы русского народа", В. Даль, Москва, 1984."Мы - Славяне!", М. Семёнова, Санкт-Петербург, 1999.