Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специальный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.
С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основный органов, систем, психических процессов человеческого организма.
Введение ППФП в практику физического воспитания обучающихся создаёт предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда. ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.
Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:
- характер, объём поступающей информации и условия её восприятия работниками в процессе трудовой деятельности;
- характер основных двигательных действий;
- особые внешние условия профессиональной деятельности.
Для того чтобы практически осуществить общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся характеристики собственно производственных движений и действий.
После того как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее эффективные средства, содействующие развитию этих качеств. При подборе средств нужно учитывать , чтобы данное упражнение по возможности действовало комплексно: решало несколько задач одновременно, развивало физические способности, формировало двигательный навык, способствовало совершенствованию функций организма, его возможности противодействовать влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.
Данный урок проводится в оборудованном игровом зале (24x12м) в группе 3 курса обучения возраст ребят 16-18 лет, т.е. такой же, как и у учащихся 11 класса школы. В группе юноши, обучающиеся по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Обучающиеся в процессе обучения приобретают умения и навыки по сборке схем и ремонту электрического оборудования. Для успешного овладения этой профессией необходима хорошая координация движений, сила и силовая выносливость основных мышечных групп, статическая выносливость, профессиональная быстрота реакции, устойчивость и переключения внимания, гибкость. Уроки ППФП в большой степени способствуют развитию этих качеств.
При проведении данного урока во внимание принималась подготовленность обучающихся, учитывается двигательный опыт, накопленный ребятами в период учебы на предыдущих уроках физической культуры в профессиональном училище. Акцент делается на хорошо и удовлетворительно подготовленных обучающихся.
Конспект урока составлен на основе программного и организационно-методического обеспечения физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Методических рекомендаций к формированию комплексной программы учебного заведения по предмету «Физическая культура»-М.: Физическая культура и Спорт, 2006г. с учетом материальной базы и специфики профессии обучающихся.
Тип урока: Урок комбинированный, в нем решаются задачи совершенствования физических качеств с направленным развитием двигательных способностей, упражнениями с нестандартным оборудованием.
В подготовленной части урока, подобраны упражнения, которые способствуют решению общих задач урока. Так, с помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организации, формирования осанки. Комплекс ОРУ направлен на выполнение разминки, для восстановления возможной подвижности в сочленениях, обеспечения готовности двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных усилий. Подобранные упражнения оказывают разностороннее воздействие на обучающихся, а также локальное влияние на те группы мышц, которые будут участвовать в работе, при выполнении упражнений в основной части урока. Предпочтение отдано упражнениям, которые развивают и совершенствуют у обучающихся внимание, силу, силовую выносливость, координацию движений, которые необходимы им для успешного овладения умениями и навыками в освоении будущей профессией. Для подготовительной части наиболее, целесообразна фронтальная форма организации, которая позволяет всему составу занимающихся, выполнять одни и те же упражнения, в одном ритме под счет.
При выполнении ОРУ используется метод целостного выполнения упражнений. С целью привлечения внимания, считаю наиболее целесообразным сопровождать обучение показом и рассказом. В основной части урока предусматривается групповая форма организация. Группа выполняет упражнения на развитие физических качеств (силы, силовой выносливости, координационные способности) определяется место работы, материально-техническое обеспечение. Порядок работы в группе сводится к последовательному выполнению заданного упражнения каждым занимающимся.
Для успешного обучения данным упражнениям большое значение имеет грамотное объяснение техники, четкий показ упражнения.
Эти упражнения представляют собой упрощенные варианты изучаемых действий, создают адаптивное выполнение, при использовании которого воспитывается отношение к физическим упражнениям и труду, что помогает привить устойчивый интерес к занятиям с направленным развитием двигательных способностей согласно выбранной профессии. Упражнения выполняются со строгим дозированием физической нагрузки. Выполнение упражнений в основной части направленно на стабилизацию и совершенствование техники ранее изученных движений, развития физических способностей, что создает базу для последующего обучения новым двигательным действиям. Это достигается в результате целостного повторения упражнений под руководством преподавателя.
Роль преподавателя в данном случае подводится к контролю и управлению ходом обучения, важными здесь становятся самоконтроль и самооценка обучающимися собственных действий.
В заключительной части подобраны приёмы приведения организма из возбуждённого в относительно спокойное состояние и способствующие переходу к последующей учебной деятельности.
Подготовка мест занятий, оборудования и инвентаря производится заблаговременно.
Для обучающихся освобождённых по состоянию здоровья предлагается тест для контроля знаний по теории физической культуры и спорта.
План-конспект урока ППФП (юноши)
Тема урока: «Профессионально-прикладная физическая подготовка».
Цель урока: Совершенствование двигательных качеств обучающихся согласно выбранной профессии.
Задачи урока:
- Обучение регулированию уровня физической нагрузки.
- Развитие силы, силовой выносливости, координационных способностей.
- Воспитание волевых качеств и устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Учебно-тренировочный.
Форма проведения: Практическое занятие.
Метод проведения: Фронтальный, поточный.
Технология: Технология физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей.
Оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки – 2 шт.; скакалки – 18 шт.; гимнастические коврики – 18 шт.; нестандартный спортивный инвентарь – гантели весом 10 кг – 18 шт.
Профессия: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Продолжительность урока: 45 минут.
Интенсивность: 140–170 уд/мин.
Ход урока представлен в Таблице.