Цель урока: систематизировать и закрепить полученные знания по теме «Силы»; применять их при решении задач.
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжить обучение учащихся решать графические и аналитические задачи, используя формулы;
- вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
2. Воспитательные:
- продолжить формирование познавательного интереса учащихся;
- продолжить формирование стремления к глубокому усвоения теоретических знаний через решение задач;
- воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников;
3. Развивающие:
- формировать умение и способностей самостоятельно работать;
- для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения и синтеза;
- научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач;
- расширение кругозора, повышение эрудиции.
4. Здоровьесберегающие:
- применение здоровьесберегающих технологий (задачи различного уровня сложности, активные формы работы, частая смена видов деятельности, физкультминутка).
План урока:
- Организационный момент.
- Игра «Слова»
- Проверка теоретического материала.
- Решение задач.
- Физкультминутка.
- Практическая работа.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание. Экспериментальное задание.
- Итог урока. Интересные факты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!», скажите добрые слова друг другу.
II. Игра «Слова».
Мы начали изучать с вами тему «Силы». Цель сегодняшнего урока повторить и закрепить знания по данной теме и применить их при решении задач. Поэтому тема нашего урока решение задач. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Но сначала для расширения нашего кругозора и памяти поиграем в игру, которая называется «Слова». Вам нужно назвать, как можно больше слов, относящихся к теме «Силы».
III. Проверка теоретического материала.
1. Класс условно разбит на 2 группы. Работа для 1 группыучеников. Раздаю карточки. Из предложенной таблицы выбрать правильный ответ.
Fупр 1 |
плотность 2 |
Fт 3 |
секунда 4 |
кг/м3 5 |
динамометр 6 |
Н2О 7 |
Fт=mg 8 |
S-площадь 9 |
м2 10 |
Н 11 |
газ 12 |
t 13 |
деформация 14 |
м/с 15 |
А 16 |
10 Н/кг 17 |
S= а·b 18 |
Fупр= k·x 19 |
P= mg 20 |
Вопросы:
- Какой буквой обозначается сила тяжести (3)
- Единица силы? (11)
- Какой буквой обозначается сила упругости (1)
- Чему равно ускорение свободного падения? (17)
- Прибор для измерения силы (6)
- Какая сила действует на мяч, когда ты его несешь (3)
- Что происходит с пружиной под действием силы (14)
- Формула для нахождения силы тяжести? (8)
- Формула для нахождения силы упругости? (19)
Вопросы для 2 группы учеников:
- Что заставляет все тела падать на Землю? (притяжение, сила тяжести)
- Почему вторая пружина растянулась больше?(чем масса больше, тем сила тяжести больше)
- Приведите примеры, которые показывают, что действие силы изменяет скорость тела.
- Почему под действием силы тяжести эта книга не изменяет свою скорость? (возникает сила упругости)
- Прибор для измерения силы? Чему равна сила тяжести, сила упругости? (динамометр, 120 Н, 1,5 Н)
- Используя план ответа рассказать осиле тяжести и силе упругости.
Собираю карточки. Показываю правильные ответы, ученики проверяют.
2. Следующее задание для всех. Назвать силы.
IV. Решение задач.
Часть учеников решают задачи на месте по карточкам с подсказками.
Остальные решают задачу из учебника № 48. На сколько см растянется пружина жесткостью 105 Н/м под действием силы 21 Н?Х= F/k= 21Н /105 Н/м=0,2м=20см
V. Физкультминутка.
1. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность). Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
2. Делаем медленные перекрестные движения руками «ленивые восьмерки», активизируем работу мозга. И одновременно думаем. В какой из предложенных ситуаций возникает сила упругости, начинаем движение руками. Если сила упругости не возникает, то стоим неподвижно. Ситуации:
- Клоун прыгал на батуте, смешно дрыгая ногами и руками.
- На меня посыпался снег. Подняв голову, я увидел, что с ветки сосны спрыгнула белка.
- Все планеты вращаются вокруг Солнца.
- Лыжник при проходе трассы слалома задел ограничительный флажок.
- Боксер с силой ударил по «груше».
VI. Выполнение практической работы.
Первой группе учеников: Определение силы тяжести, действующей на тело, с помощью динамометра
Приборы и материалы: динамометр, три тела. Измерить силу тяжести, занести данные в таблицу, по этим данным определить массу тела.
Номер | Наименование тел | Сила тяжести, Н | Масса тела, кг |
1 | грузик | 1 | 0.1 |
2 | цилиндр | 1.5 | 0,15 |
3 | брусок | 0,6 | 0,06 |
Второй группе: с помощью динамометра, груза и линейки найти жесткость пружины динамометра.
№ | F упр, Н | Х, м | K, Н/м |
1 | 1 | 0,025 | 40 |
2 | 2 | 0,05 | 40 |
VII. Выставление оценок.
VIII. домашнее задание:
выучить формулы, экспериментальное задание: возьмем в руки лист бумаги и отпустим его. Пронаблюдаем за его падением. Теперь скомкаем лист и снова отпустим. Как изменится характер его падения? Почему?
IX. Итог урока.
Какой итог можно сделать в конце урока?
- Если бы не было силы тяжести, тела не смогли бы удержаться на поверхности Земли. Все тела притягиваются друг другу.300 лет тому назад это доказал английский ученый Исааком Ньютоном. Благодаря этой величине облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины, оползни, сели, выпадают дожди и текут реки с холмов на равнины.
- Чем тяжелее груз, тем он больше притягивается Землей.
- Fт, Н,Fт=mg
- Действие силы приводит к деформации тел.
- Fупр, Н,Fупр = kx
- Прибор для измерения силы - динамометр.
Интересные факты:
- самая крепкая связка, укрепляющая тазобедренный сустав, выдерживает нагрузку в 3500 Н.
- В организме человека насчитывается 600 мышц. Если бы все мышцы напряглись, они бы вызвали силу равную 250000 Н.
- У плачущего человека задействованы 43 мышцы лица, у смеющегося – 17.Самые сильные мышцы расположены по обе стороны рта и отвечают за сжатие челюстей. Они способны развивать усилие около 700 Н, и смогли бы поднять груз массой 70 кг.